Умелые ручки Программа

Пояснительная записка
Художественное творчество является важным средством всестороннего
развития ребёнка – как умственного, так эстетического и нравственного.
Программа «Умелые ручки» - это маленькое открытие в мире
творчества и фантазии. Пластилин, солёное тесто, глина – знакомый всем
материал для поделок. Но, к сожалению, не все любят лепить. А может быть,
просто не умеют?
В этой программе много простых и оригинальных поделок, слепить
которые под силу даже самому юному скульптору. Кроме практических
занятий в неё входят занятия познавательного характера.
Первые

занятия

каждого

цикла

являются

обучающими.

Дети

знакомятся с видами пластилина, пластичной массы, солёным тестом,
глиной, с инструментами, приёмами лепки, предметами и явлениями,
которые им предстоит изображать, обучаются способам изображения.
На последующих занятиях происходит закрепление навыков и умений
художественного творчества. Дети сами выбирают тот или иной вариант
изображения и вносят в него изменения. Такой способ организации занятий
способствует развитию творческих способностей и самостоятельности.
Лепка – занятие не только увлекательнейшее, но и очень полезное для
развития ребёнка. Работа с пластичным материалом улучшает координацию,
мелкую моторику руки, что в свою очередь влияет на развитие речи. Кроме
того, занимаясь творческим трудом, дети учатся мыслить, фантазировать.
Хваля юных мастеров за малейшую удачу, тем самым мы поднимаем их
самооценку.
Именно при реализации данной программы происходит развитие
зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитие ручных
умений и навыков, необходимых для успешного обучения

в

школе.

Поэтому программа актуальна.

1

Цель программы
Развитие творческой активности детей в процессе лепки из соленого теста,
пластилина, глины.
Задачи программы
Обучающие:
 научить работать с соленым тестом, пластилином, глиной;
 научить

основным

приёмам

лепки,

основным

элементам

формообразования на примере изготовления поделок из солёного теста,
пластилина, глины.
 сформировать представления о народных промыслах.
 сформировать способности к самостоятельному поиску методов и
приемов, способов выполнения поделок.
 сформировать представление об основах композиции.
 дать основные знания об объёмной и плоскостной лепке.
 приобщить детей к миру художественного изобретательства.
 приобщить детей

к

коллективной

творческой

деятельности,

совместному труду, взаимопомощи.
Воспитательные:
 воспитывать

аккуратность,

взаимопомощи,
самостоятельность,

терпение,

ответственности
бережное

и

за

толерантность,

чувство

порученное

дело,

экономичное

отношение

к

используемым материалам;
 прививать стремление к творчеству.

Развивающие:
2

 развивать мелкую моторику рук, что в свою очередь влияет на развитие
речи детей;
 развивать творческие способности детей, фантазию, воображение,
образное видение у детей через занятия тестопластикой.
Материалы для работы:
 пластилин
 материалы для приготовления соленого теста (мука, соль, вода, клей,
пищевые красители, мерка, миска для замеса теста),
 глина
 доски для лепки,
 набор стеков,
 спички или зубочистки,
 кисти,
 стаканчики для воды,
 краски гуашь,
 ножницы,
 пуговицы,
 бусины,
 стеклярус,
 картон,
 клей ПВА,
 скрепки,
 природные материалы и т. д.
 деревянные скалки.
 пластмассовые формочки для вырезания различных фигурок.
На занятиях используются следующие формы взаимодействия с детьми:
• словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, сказка);
• наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, самостоятельные
наблюдения детей);
• практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы,
приобретение навыков).
 игровые
4

Принципы построения программы:
• от простого к сложному.
• связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
• научность.
• доступность.
• системность знаний.
• воспитывающая и развивающая направленность.
• всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
• активность и самостоятельность.
• учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа рассчитана:
Срок реализации программы – 3 года.
Занятия начинаются в начале октября и заканчиваются в конце мая.
Средняя группа – количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год 32
занятия. Длительность занятия в средней группе 20 минут.
Старшая группа – количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год 32
занятия. Длительность занятия в средней группе 25 минут.
Подготовительная группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4
занятия. В год 32 занятия. Длительность занятия в подготовительной группе
30 минут.
Формы занятий
• Практические и теоретические занятия, в том числе беседы о материале, с
которым предстоит работать, способами украшения.
• Выставки текущих работ (еженедельно).

5

Структура занятия
 Вступительная беседа (3 – 6 минут). Во время вступительной беседы у
ребёнка

создаётся рабочее

настроение,

он

знакомится

с

новым учебным материалом и повторяет старый. Предполагается активное
участие ребёнка в разговоре: он не только играет роль слушателя, но и
делится с педагогом своими знаниями и идеями.
 Выполнение задания (7 – 15 минут).
 Заключительная часть (3 – 6 минут). Во время заключительной части
происходит обсуждение детских работ. Предполагается двусторонний
обмен мнениями: детей и педагога.
Ожидаемые результаты.
К концу года дети 4-5 лет, должны уметь:
 Лепить предметы, состоящие из нескольких частей;
 Использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания,
прижимания и примазывания;
 Владеть навыком рационального деление пластилина;
 Использовать в работе стеку.
К концу года дети 5-6 лет, программе должны уметь:
• лепить по представлению;
• лепить с натуры лепить из целого куска;
• сглаживать поверхности формы;
• устойчивость изделия;
• выразительность образа;
• лепить целое из нескольких частей;
6

• соблюдать пропорции;
• выполнять налепы, углубленный рельеф;
• использовать стеку.

К концу года дети 6-7 лет, программе должны уметь:
• скатывать прямыми движениями;
• скатывать круговыми движениями;
• расплющивать;
• соединять в виде кольца;
• защипывать края формы;
• лепить целое из нескольких частей;
• соблюдать пропорции;
• оттягивать части от основной формы;
• сглаживать поверхности формы;
• присоединять части;
• использовать приемы: прижимание, примазывание, вдавливание, для
получения полой формы;
• использовать стеку;
• раскрашивать поделку.
Способами определения результативности являются: анализ продуктов
деятельности и анализ процесса деятельности.

7

Формами подведения итогов реализации программы являются:
• выставка детских работ.
Формы работы с родителями
Работа с родителями проводится в течение всего учебного года и включает
следующие мероприятия:
 Выступление на родительском собрании по наиболее актуальным
темам

(«Особенности

деятельностью

с

занятий

художественно-изобразительной

дошкольниками»,

«Обустройство

места

для

художественного творчества дома и помощь родителей», «Совместное
творчество детей и родителей».
 Индивидуальные консультации, беседы.
 Выставки работ, выполненных детьми в ходе занятий.

Учебно-тематический план вставить план

8

Список литературы
1. Программа "Воспитание и обучение в детском саду" под ред. М. А.
Васильевой
2. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7
лет И. А Лыкова
3. Декоративная лепка в детском саду Н. Б. Халезова
4. Занятия по лепке в детском саду Т. Е. Иванова
5. Рубцова Е. В. Фантазии из соленого теста, 2008.;
6. Хананова И. Н. Соленое тесто. М., 2006.;
7. Хоменко В. А. Соленое тесто: шаг за шагом. Харьков, 2007.;
8. Чаянова Г. Н. Соленое тесто для начинающих М., 2005,
9.

Т.

С.

Комарова «Изобразительная

деятельность

в

детском

саду» программа и методические рекомендации, для занятий с детьми 2 -7
лет, И.: «Мозаика – Синтез», М. 2006г.
10.

О. А. Соломенникова «Радость творчества» ознакомление детей с

народным

искусством

для

занятий

с

детьми

5-7лет,

программа

дополнительного образования, И.:«Мозаика – Синтез», М. 2006г.
11. К. Силаева, И. Михайлова «Соленое тесто», И.: «Эксмо», М. 2007г.
12. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
программа, конспекты, пособие для педагогов дошкольных учреждений,
Гуманитарный издательский центр «Владос», М. 2006г.
13. Зимина Н. В. Шедевры из соленого теста. – М., 2010.
14. Антипова М. А. Учимся лепить из соленого теста. Волщебные поделки
своими руками. – Ростов н/Д, 2010.
15. И. А. Лыкова «Лепим с мамой».
9

16. М. О. Синеглазова «Удивительное соленое тесто». Москва. Издательский
Дом МСП. 2006.

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».