Интеллектика .Программа

Содержание дополнительной образовательной программы:
1. Пояснительная записка
2. Календарно-тематическое планирование
3. Содержание программы
4. Список литературы

Пояснительная записка
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста
продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся
мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи,
интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших
сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были
успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно
научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в
освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях.
В соответствии с современными тенденциями развития образования, дети в детском саду
должны быть любознательны, активны, принимающие живое, заинтересованное участие в
образовательном процессе, обладающие способностью решать интеллектуальные и
личностные задачи, а также овладевшими универсальными предпосылками учебной
деятельности – умением работать по правилу, по образцу, по инструкции. Развитие логики и
мышления является неотъемлемой частью гармоничного развития ребёнка и успешной его
подготовки к школе. Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с многообразием форм,
цвета и других форм предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И
конечно, каждый ребёнок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или
иначе, воспринимают всё это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую
оказывается поверхностным, неполноценным. Дошкольный возраст (5-6 лет) — начало
сенситивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап
для умственного развития в целом и для формирования готовности к школьному обучению.
Роль логики при этом невозможно переоценить. Проанализировав содержание
современных обучающих программ начальной школы, мы можем с уверенностью сказать,
что логической составляющей в них придаётся важнейшее значение. Чтобы школьник не
испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже
сейчас, в дошкольный период, необходимо готовить ребёнка соответствующим образом.В
целом эти занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности
ребенка, раскрытию интеллектуальных и творческих способностей, решению задач
трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Цель программы: формировать познавательные способности детей дошкольного
возраста на основе развития логических структур мышления.
Задачи:
* учить детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать,
классифицировать на математическом и жизненном материале;
* совершенствовать произвольное внимание, память;
* способствовать расширению кругозора;
* формировать логическое, творческое и критическое мышление, речь дошкольников;
* развивать мотивацию к познанию и творчеству;
* развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;
* развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на
основании приобретённых знаний;
* воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.

Критерии оценки уровня освоения программы
Высокий уровень (3 балла): Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет
мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.
Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует
обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать
целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их
описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в
пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий
спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах
своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень (2 балла): Ребенок владеет такими логическими операциями, как
сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать
сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет
объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их
по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и
наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не
всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них.
Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный
запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего
внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при
работе в микрогруппах.
Низкий уровень (1 балл): Ребенок не владеет такими логическими операциями, как
обобщение, классификация, систематизация. Иногда может устанавливать сходство и различие
предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Не умеет объединять предметы в
группы, т. к. неоперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот
вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не видит
закономерности в явлениях, не способен составить описательный рассказ о них. Не способен
делать умозаключения. Ребенок не имеет достаточного словарного запаса. Не способен
ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего невнимателен и
неусидчив. Не умеет работать в паре, испытывает трудности при работе в группе.

Ожидаемые результаты освоения программы
Главным результатом реализации программы является - повышение уровня развития
интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. Создание собственной
загадки или задачи каждым обучающимся своего оригинального логического мышления
продукта будет являться его личным успехом. А главным критерием оценки ребёнка будет
моральное удовлетворение от собственного достижения.
К концу года дети должны знать и уметь:
Проявлять интерес к русским народным загадкам, пословицам, фразеологическим
оборотам, метафорам. Относиться к ним с чувством юмора.
Выделять выразительные средства лабиринтов, уметь находить пути решения, не только
с помощью указки, но и по зрительному восприятию.
Знать особенности логических и математических задач, решать их.
Разгадывать и придумывать бытовые загадки, а также загадки о сказочных героях.

Проявлять познавательный интерес к головоломкам различного направления (Словесно
– логические, математические, геометрические, конструктивные).
Обобщать предметы по признаку формы, назначения, цвета.
Анализировать закономерности и восстанавливать логические связи.
Сравнивать предметы по форме и цвету, по размеру и массе, по скорости движения, по
расположению, по назначению.
Легко решать логические и проблемные ситуации, делать умозаключения и выводы.
Разделы программы:
Языковые логические задачи с использованием иллюстративного материала.
Прямой и переносный смысл речевых оборотов.
Математические логические задачи загадки.
Геометрические задачи и головоломки.
Кроссворды, ребусы, лабиринты, тренинги.
Логические задачи на применение общих знаний.
Отличительные особенности программы:
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая
на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и
запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала
дошкольники не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают,
разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных
интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать,
конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти,
внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Сроки реализации образовательной программы:учебный год.
Программа рассчитана на 56 занятий по 20 минут каждое в средней группе.
На
занятиях
предусматривается
деятельность,
создающая
условия
для
интеллектуального развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается
дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста
воспитанников.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность,
последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и
индивидуальных особенностей детей. Например, вначале дети выполняют простые
логические задания с красочными иллюстрациями, затем дошкольникам предлагаются
карточки-схемы, после чего ребята решают словесно - логические задачи, на более сложном
уровне - воспитанники исправляют ошибки сверстников. Обучаясь по данной программе
дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на
новом, более сложном уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих
в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого
комплекса различного дополнительного материала по формированию элементарных
логических представлений и понятий.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности
позволяет овладевать приемами творческой работы всем дошкольникам.

В индивидуальных заданиях в рабочих тетрадях предусматривается исполнительский и
творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий: игротренинги,
физкультминутки, двигательная гимнастика для глаз, рук, способствуют снятию усталости и
напряжения, развивают мелкую моторику.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса выполненных заданий,
положительная оценка от имени приходящих героев дошкольникам имеют значимость для
них самих и для общества.
Формы реализации программы:
Одно из главных условий успеха обучения – это индивидуальный подход к каждому
ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание
коллективных, групповых, парных, индивидуальных форм организации на занятиях.
Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и
чувства коллективизма.
Методы и приёмы реализации программы:
Для качественного развития логического мышления предусмотрено:
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а
затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие элементарных логических представлений
представлены в программе в их содержательном единстве.
Среди методов: беседа, объяснение, игра, выставки, праздники, а также групповые,
комбинированные, парные, чисто практические занятия.
К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения
каждого блока и в конце года.
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается
занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко
применяются занятия по методике: интеллектуальный марафон, мастер-классы, викторины,
когда педагог вместе с обучающимися выполняет логические задания, последовательно
комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу
выполнения работы, находя детские ошибки и подсказывая пути их исправления.
Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в
формировании наглядно – образного логического мышления.
Современные образовательные технологии:
Фонетическая зарядка
Настольно – печатные
Чистоговорки, языколомки,
Словесные игры
Анализ и синтез предметов.
Чтение микрорассказов.
Психогимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Загадки – складки.
Словарные упражнения.

Работа с раздаточным материалом.
Вопросы.
Работа с рабочими тетрадями.

Календарно-тематическое планирование по программе.
Цель программы: формировать познавательные способности детей дошкольного
возраста на основе развития логических структур мышления.
Возраст участников: 5 - 8 лет.
Продолжительность занятий: 20 мин, 2 раза в неделю.
Дата
(месяц)
Ноябрь

Декабрь

№
Тема
п/п
Занятия
1 Обобщение
предметов по
признаку формы
2 Обобщение
предметов по
признаку формы
3 Обобщение
предметов по
признаку назначения
4 Обобщение
предметов по
признаку назначения
5 Обобщение
предметов
по
признаку цвета
6 Обобщение
предметов
по
признаку цвета
7 Обобщение

8

Обобщение
(итоговое)

1

Сравнение предметов
по форме и цвету
Сравнение предметов
по форме и цвету
Сравнение предметов
по размеру и массе
Сравнение предметов
по размеру и массе

2
3
4

Цель занятия
Формировать умениеобъединять некоторые предметы в
группы однородных предметов на основе присущих им
одинаковых свойств.
Формировать умениеобъединять некоторые предметы в
группы однородных предметов на основе присущих им
одинаковых свойств.
Формировать умениеобъединять некоторые предметы в
группы однородных предметов на основе присущих им
одинаковых свойств.
Формировать умениеобъединять некоторые предметы в
группы однородных предметов на основе присущих им
одинаковых свойств.
Формировать умениеобъединять некоторые предметы в
группы однородных предметов на основе присущих им
одинаковых свойств.
Формировать умениеобъединять некоторые предметы в
группы однородных предметов на основе присущих им
одинаковых свойств.
Формировать
у
детей
простейшую
логическую
структуру.Учить детей объединять некоторые предметы в
группы однородных предметов на основе присущих им
одинаковых свойств.
Формировать
у
детей
простейшую
логическую
структуру.Учить детей объединять некоторые предметы в
группы однородных предметов на основе присущих им
одинаковых свойств.
Формировать умениесравнивать предметы по форме и
цвету.
Формировать умениесравнивать предметы по форме и
цвету
Формировать умениесравнивать предметы по размеру и
массе.
Формировать умениесравнивать предметы по размеру и
массе.

5

1
2

Сравнение предметов
по
скорости
движения
Сравнение предметов
по расположению
Сравнение предметов
по назначению
Сравнение
(итоговое)
Классификация
по
локальным
признакам
Классификация
по
функциональным
признакам
Классификация
по
функциональным
признакам
Классификация
предметов
по
назначению
Классификация
предметов
по
назначению
Дифференцированная
классификация
Дифференцированная
классификация
Классификация
(итоговое)
Слева – справа
Больше – меньше

3

Выше – ниже

4

Длиннее – короче

5

Толще - тоньше

6

Уже – шире

7

Ближе – дальше

8

Раньше – позже

1

Впереди – сзади

2

Младше – старше

3

Громче –тише

4

Противоположные

6
7
8
Январь

1
2
3
4
5
6
7
8

Феврал
ь

Март

Формировать умениесравнивать предметы по скорости
движения.
Формировать умение сравнивать предметы по назначению
и расположению.
Формировать умение сравнивать предметы по назначению
и расположению.
Формировать умение сравнивать предметы, находить
общие и различительные признаки предметов.
Формировать умение классифицировать предметы по
локальным признакам.
Формировать умение классифицировать предметы по
функциональным признакам.
Формировать умение классифицировать предметы по
функциональным признакам.
Формировать умение классифицировать предметы по
назначению
Формировать умение классифицировать предметы по
назначению
Формировать умение находить общий признак предметов
и по нему объединять предметы в однородные группы.
Формировать умение находить общий признак предметов
и по нему объединять предметы в однородные группы.
Формировать умение находить общий признак предметов и
по нему объединять предметы в однородные группы.
находить и называть правую и левую сторону.
Познакомить детей с понятиям больше – значит большой
и много, меньше – маленький и мало.
Познакомить детей с понятиям выше – высокий и ниже –
низкий.
Познакомить детей с понятием длиннее – короче,
длинный – короткий.
Познакомить детей с понятием толще – тоньше, толстый –
тонкий.
Познакомить детей с понятием уже – шире, узкий –
широкий.
Познакомить детей с понятием ближе – дальше, близкий –
далекий.
Познакомить детей с понятием раньше – позже, ранний,
поздний.
Познакомить детей с понятием впереди – сзади, передний,
задний.
Познакомить детей с понятием младше – старше,
младший, старший.
Познакомить детей с понятием громче – тише, громкий,
тихий.
Формировать умение находить противоположные по

5
6

7

8

Апрель

1

2

3

4

5

6

понятия
Противоположные
понятия
Обучение
составлению
логических цепочек,
нахождению
«лишнего».
Обучение
составлению
логических цепочек,
нахождению
«лишнего».
Обучение
поиску
закономерностей
и
восстановлению
логических связей
Обучение
поиску
закономерностей
и
восстановлению
логических связей
Знакомство
с
пословицами,
их
смыслом,
сопоставление
пословиц.
Знакомство
с
пословицами,
их
смыслом,
сопоставление
пословиц.
Знакомство
с
лабиринтами,
их
значением
и
происхождением
Знакомство
с
лабиринтами,
их
значением
и
происхождением
Решение загадок и
логических задач о
сказочных героях.

7

Решение загадок и
логических задач о
сказочных героях.

8

Анализ и синтез.
Решение
и
составление задач –
шуток

значению понятия.
Формировать умение находить противоположные по

значению понятия.
Формировать умение выявлять закономерности.
Дать детям понятие, что узор это повторяющийся рисунок.

Формировать умение выявлять закономерности.
Дать детям понятие, что узор это повторяющийся рисунок.

Формировать умение находить одинаковые предметы.
Закрепить умение сравнивать, называть отличия.
Формировать умение находить одинаковые предметы.
Закрепить умение сравнивать, называть отличия.
Формировать умение решать логические задачи.

Формировать умение решать логические задачи.

Закреплять у детей простейшую логическую структуру
мышления.
Закреплять у детей простейшую логическую структуру
мышления.
Формировать умение выделять по определенным
признакам одного или нескольких предметов из целой
группы.
Закрепить умение решать проблемные ситуации.
Формировать умение выделять по определенным
признакам одного или нескольких предметов из целой
группы.
Закрепить умение решать проблемные ситуации.
Формировать умение придумывать слова, относящиеся к
одному понятию, хотя имеющие различные оттенки
значения.
Закрепить у детей умение придумывать слова,
противоположного значения.

Май

1

2

3

4

Анализ и синтез.
Решение
и
составление задач –
шуток

Формировать умение придумывать слова, относящиеся к
одному понятию, хотя имеющие различные оттенки
значения.
Закрепить у детей умение придумывать слова,
противоположного значения.
Обучение
Формировать умения выделять наиболее существенные
разгадыванию
и признаки, которые обеспечивают развитие способности
составлению загадок самостоятельно находить связи в и умениях.
Закрепить
умения
решать
логические
задачи,
анализировать.
Обучение
Формировать умения выделять наиболее существенные
разгадыванию
и признаки, которые обеспечивают развитие способности
составлению загадок самостоятельно находить связи в и умениях.
Закрепить
умения
решать
логические
задачи,
анализировать.
Комбинированные
Продолжать знакомить детей с количественными и
задания
качественными соотношениями предметов.
Закрепить умения сравнивать, находить сходства и
различия, анализировать и решать проблемные ситуации.

5

Комбинированные
задания

Продолжать знакомить детей с количественными и
качественными соотношениями предметов.
Закрепить умения сравнивать, находить сходства и
различия, анализировать и решать проблемные ситуации.

6

Комбинированные
задания

Продолжать знакомить детей с количественными и
качественными соотношениями предметов.
Закрепить умения сравнивать, находить сходства и
различия, анализировать и решать проблемные ситуации.

7

Комбинированные
задания

Продолжать знакомить детей с количественными и
качественными соотношениями предметов.
Закрепить умения сравнивать, находить сходства и
различия, анализировать и решать проблемные ситуации.

8

Итоговое

Формировать умение решать проблемные ситуации,
полно отвечать на вопросы, оценивать поступки героев.

Календарно-тематическое планирование по программе.
Цель программы: формировать познавательные способности детей дошкольного
возраста на основе развития логических структур мышления.
Возраст участников: 5 - 8 лет.
Продолжительность занятий: 25 мин, 2 раза в неделю.

Дата
(месяц)

№
п/п

Тема
Занятия

Цель занятия

Ноябрь

1
2
3
4

5

Обобщение
(итоговое)

6

1
2

Сравнение предметов
по форме и цвету
Сравнение предметов
по размеру и массе
Сравнение предметов
по
скорости
движения
Сравнение предметов
по расположению
Сравнение предметов
по назначению
Сравнение
(итоговое)
Классификация
по
локальным
признакам
Классификация
по
функциональным
признакам
Классификация
предметов
по
назначению
Дифференцированная
классификация
Классификация
(итоговое)
Слева – справа
Больше – меньше

3

Выше – ниже

4

Длиннее – короче

5

Толще - тоньше

7
8
Декабрь

1
2
3
4
5
6
7
8

Январь

Обобщение
предметов по
признаку формы
Обобщение
предметов по
признаку назначения
Обобщение
предметов
по
признаку цвета
Обобщение

Формировать умение объединять некоторые предметы в
группы однородных предметов на основе присущих им
одинаковых свойств.
Формировать умение объединять некоторые предметы в
группы однородных предметов на основе присущих им
одинаковых свойств.
Формировать умение объединять некоторые предметы в
группы однородных предметов на основе присущих им
одинаковых свойств.
Формировать
у
детей
простейшую
логическую
структуру.Учить детей объединять некоторые предметы в
группы однородных предметов на основе присущих им
одинаковых свойств.
Формировать
у
детей
простейшую
логическую
структуру.Учить детей объединять некоторые предметы в
группы однородных предметов на основе присущих им
одинаковых свойств.
Формировать умение сравнивать предметы по форме и
цвету.
Формировать умение сравнивать предметы по размеру и
массе.
Формировать умение сравнивать предметы по скорости
движения.
Формировать умение сравнивать предметы по назначению
и расположению.
Формировать умение сравнивать предметы по назначению
и расположению.
Формировать умение сравнивать предметы, находить
общие и различительные признаки предметов.
Формировать умение классифицировать предметы по
локальным признакам.
Формировать умение классифицировать предметы по
функциональным признакам.
Формировать умение классифицировать предметы по
назначению
Формировать умение находить общий признак предметов
и по нему объединять предметы в однородные группы.
Формировать умение находить общий признак предметов и
по нему объединять предметы в однородные группы.
находить и называть правую и левую сторону.
Познакомить детей с понятиям больше – значит большой
и много, меньше – маленький и мало.
Познакомить детей с понятиям выше – высокий и ниже –
низкий.
Познакомить детей с понятием длиннее – короче,
длинный – короткий.
Познакомить детей с понятием толще – тоньше, толстый –
тонкий.

Феврал
ь

6

Уже – шире

7

Ближе – дальше

8

Раньше – позже

1

Впереди – сзади

2

Младше – старше

3

Громче –тише

4

Противоположные
понятия
Противоположные
понятия
Родо-видовые
отношения.
Родо-видовые
отношения.
Обучение
составлению
логических цепочек,
нахождению
«лишнего».
Обучение
составлению
логических цепочек,
нахождению
«лишнего».
Обучение
поиску
закономерностей
и
восстановлению
логических связей
Обучение
поиску
закономерностей
и
восстановлению
логических связей
Последовательность
событий.

5
6
7
8

Март

1

2

3

4

5

6
7
8

Познакомить детей с понятием уже – шире, узкий –
широкий.
Познакомить детей с понятием ближе – дальше, близкий –
далекий.
Познакомить детей с понятием раньше – позже, ранний,
поздний.
Познакомить детей с понятием впереди – сзади, передний,
задний.
Познакомить детей с понятием младше – старше,
младший, старший.
Познакомить детей с понятием громче – тише, громкий,
тихий.
Формировать умение находить противоположные по
значению понятия.
Формировать умение находить противоположные по
значению понятия.
Познакомить детей с понятием род – вид.
Познакомить детей с понятием род – вид.
Формировать умение выявлять закономерности.
Дать детям понятие, что узор это повторяющийся рисунок.

Формировать умение выявлять закономерности.
Дать детям понятие, что узор это повторяющийся рисунок.

Формировать умение находить одинаковые предметы.
Закрепить умение сравнивать, называть отличия.
Формировать умение находить одинаковые предметы.
Закрепить умение сравнивать, называть отличия.

Учить детей устанавливать последовательность событий
на картинках и иллюстрациях к сказкам.
Закрепить умения сравнивать, находить сходства и
различия, анализировать.
Последовательность
Учить детей устанавливать последовательность событий
событий.
на картинках и иллюстрациях к сказкам.
Закрепить умения сравнивать, находить сходства и
различия, анализировать.
Нелогичные
Научить детей отмечать нелогичные ситуации, используя
ситуации.
в качестве рабочего материала небылицы.
Нелогичные
Научить детей отмечать нелогичные ситуации, используя
ситуации.
в качестве рабочего материала небылицы.
Знакомство
с Формировать умение решать логические задачи.
пословицами,
их

Апрель

1

2

3

4

с Формировать умение решать логические задачи.
их

с Закреплять у детей простейшую логическую структуру
их мышления.
и
с Закреплять у детей простейшую логическую структуру
их мышления.
и

2

и Формировать умение выделять по определенным
о признакам одного или нескольких предметов из целой
группы.
Закрепить умение решать проблемные ситуации.
Решение загадок и Формировать умение выделять по определенным
логических задач о признакам одного или нескольких предметов из целой
сказочных героях.
группы.
Закрепить умение решать проблемные ситуации.
Анализ и синтез. Формировать умение придумывать слова, относящиеся к
Решение
и одному понятию, хотя имеющие различные оттенки
составление задач – значения.
шуток
Закрепить у детей умение придумывать слова,
противоположного значения.
Анализ и синтез. Формировать умение придумывать слова, относящиеся к
Решение
и одному понятию, хотя имеющие различные оттенки
составление задач – значения.
шуток
Закрепить у детей умение придумывать слова,
противоположного значения.
Обучение
Формировать умения выделять наиболее существенные
разгадыванию
и признаки, которые обеспечивают развитие способности
составлению загадок самостоятельно находить связи в и умениях.
Закрепить
умения
решать
логические
задачи,
анализировать.
Обучение
Формировать умения выделять наиболее существенные
разгадыванию
и признаки, которые обеспечивают развитие способности
составлению загадок самостоятельно находить связи в и умениях.
Закрепить
умения
решать
логические
задачи,
анализировать.
Познакомить воспитанников с понятием.
Антонимы.

3

Синонимы.

4

Омонимы.

5

6

7

8

Май

смыслом,
сопоставление
пословиц.
Знакомство
пословицами,
смыслом,
сопоставление
пословиц.
Знакомство
лабиринтами,
значением
происхождением
Знакомство
лабиринтами,
значением
происхождением
Решение загадок
логических задач
сказочных героях.

1

Формировать умение приводить примеры слов соответствующего
понятия.
Познакомить воспитанников с понятием.
Формировать умение приводить примеры слов соответствующего
понятия.
Познакомить воспитанников с понятием.
Формировать умение приводить примеры слов соответствующего
понятия.

5
6
7
8

Комбинированные
задания.
Комбинированные
задания.
Комбинированные
задания.
Итоговое

Закрепить умения сравнивать, находить сходства и
различия, анализировать и решать проблемные ситуации.
Закрепить умения сравнивать, находить сходства и
различия, анализировать и решать проблемные ситуации.
Закрепить умения сравнивать, находить сходства и
различия, анализировать и решать проблемные ситуации.
Формировать умение решать проблемные ситуации,
полно отвечать на вопросы, оценивать поступки героев.

Содержание программы:

Формировать умения выделять существенные признаки:
«Кто летает», «Расскажи о предмете», «Назови предметы по заданному признаку».
Формировать умения сравнивать в играх и упражнениях:
«Найди лишний предмет», «Найди в ряду два одинаковых предмета», «Найди 5
отличий», «Чего мы имеем только по два», «Найдем предмет не похожий на другие», «Что
появилось в ряду», « Помоги художнику», «Соедини каждый предмет с его тенью», «Найди
двух близнецов», «Подбери к варежкам их половинки», «Сравни предметы и отражение их в
воде», «Что нарисовано на картинке?», «Соедини предмет с его тенью», «Чья это тень?»,
«Вопрос – ответ», «Найди самое медленное животное», «На кого составлен фоторобот»,
«Подбери правильный осколок к вазе», «Добавь недостающий предмет», «Какие предметы
мягкие», «Подбери парные картинки и карточки», «Какие предметы спрятаны в рисунке»,
«Соедини головы зверей с туловищами», «Где игрушка?», «Помоги юному детективу
определить, кто оставил этот след», «Какому животному предназначен каждый из этих
подарков?», «Кому какой подарок предназначен?», «Каких деталей не хватает снеговику?»,
«Соедини линиями те предметы, которые связаны между собой», «Как нужно сравнивать»,
«Как нельзя сравнивать».
Игры на классификацию предметов:
«Рыбы – птицы – звери», «Одежда – мебель – посуда», «Овощи – фрукты – ягоды»,
«Множество и подмножества», «Что объединяет предметы?», «Разложи карточки на
группы», «Что общее?», «Что лишнее?», «Я знаю».
Игра «Каждому фрукту соответствует цифра от 1 до 5. Найди эти соответствия»,
«Разложи картинки последовательно», «После, потом, сейчас», «Назови замкнутые фигуры,
цифры, буквы», «Ответь правильно», «Помоги художнику», «Деревня умных яиц».
Упражнения для определения количественных и качественных соотношений
предметов:
«Какая дорожка самая короткая», «Кто самый маленький?», «Кто самый высокий?»,
«Длинный – короткий», «Что уже?», «Что шире», «Где игрушка», «Отгадаем вместе», «Кто
больше весит?», «Кто всех ниже ростом?», «Кто какой?», «Ближе – дальше», «Раньше –
позже», «впереди – сзади», «Кто старше?», «Логические задачи», «Громче – тише», «Глубже
– мельче».
Игры на формирование грамматического строя речи:
«Я начну, а ты закончи», «Назови правильно», «Даем определение понятиям»,
«Заменим пропуски в предложении», «Я знаю», «Отвечаем правильно», «Закончи
рассуждение», «Подбери слова - родственники», «Объясни, что обозначают эти

пословицы?», «Многозначные слова», «Небылицы», «Омонимы», «Объясни значение»,
«Дополни пропущенные числительные», «Что художник изобразил не верно?»
Загадки, задачки — шутки:
Что делает сторож, когда у него на шапке сидит воробей? (спит)
Что случится с голубым шарфом, если его на 5 минут опустить в прозрачную воду?
(намокнет)
На какой вопрос никто никогда не ответит: «Да»? (Ты спишь)
Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон)
У какого дерева нет листьев? (у хвойного)
Какая погода будет 30 февраля? (ни какая, в феврале не 30 дней)
У кого усы длиннее ног? (у таракана)
Кто на себе свой дом носит? (улитка, черепаха)
Гусь на одной ноге весит 2 кг. Сколько он будет весить, если встанет на две ноги? (2 кг,
даже если встанет на голову)
Какой месяц короче всех? (май – имеет 3 буквы, февраль – имеет 28 или 29 дней)
Две сардельки варят 5 минут. А сколько минут варят одну сардельку?
Термометр показывает 2 градуса мороза. Сколько градусов покажут два таких
термометра?
Зимой на клумбе выросли цветы, как они называются? (цветы зимой не растут)
На березе росло два яблока. Какого они были цвета? (яблоки на березе не растут)
Змей Горыныч всех пугал и устрашал! у него было 2 зеленые головы, 3 синие и одна
черная. А когда он вылез из спичечной коробки и зарычал всеми головами, то, сколько
человек его испугалось? (никто – он был очень маленький)
Настала зима. Зайчик стал строить себе домик из снега. Сначала построил стенку с
одним окошком, потом стену с двумя окошками, потом стену без окон. Сколько цветов
посадил зайчик возле дома? (зимой цветов не сажают)
Построил зайка себе домик из снега и спрашивает у детей: «У меня две банки красной
краски, 1 банка желтой краски и 4 банки синей краски. Какого цвета мой дом? (белого – из
снега)
Я решил полить цветы. Купил мороженного и варенья. Чем лучше полить цветы?
(водой)
Оля нарисовала карандашом цветы. На рисунке получились красные розы и синие
васильки. Какие цветы лучше пахли? (пахнут живые цветы, а эти нарисованы)
В небе летали воздушный шар, воздушный змей и крокодил. Сколько всего предметов
летело по небу? (2 предмета, крокодилы не летают)
Пришла весна и с деревьев стали опадать листья. Ветер понес их по небу. Какого цвета
были листья? (весной листья не падают).
Дидактические игры:
«Кто где стоит?»
(2 – 6 лет)
Цель: познакомить детей с понятием «больше» « меньше», «перед»,«после», «между»,
«справа», «слева». Помочь ребёнку ориентироваться вокружающем мире.
Попросите ребёнка найти самую большую матрёшку и поставить её первой(подчеркните
интонацией это понятие: «первая»), затем найдите самуюмаленькую. И, наконец, построить

по росту всех остальных. Если ребёнокзатрудняется, предложите приложить одну матрёшку к
другой. Когда они всебудут выстроены по росту, придумайте с малышом имя для каждой.
Затемспрашивайте: «Кто у нас стоит вторая?» - «Катя». – «Кто у нас последняя,пятая?» «Лиза».Для детей постарше вводите в игру понятия «перед», «после», «между»,«справа»,
«слева».Они помогут вашему ребёнку ориентироваться в окружающем мире.
Материал: матрешки
«Домики»
Цель: познакомить детей с понятием «больше на…», «меньше на…»,«всего…», «столько
же…».
(3 – 6 лет)
Даны контурные изображения домиков. В качестве окошек используйтевырезанные
квадратики. В каждом следующем домике нужно «вставить на 1(2) окошка больше/меньше,
чем в предыдущем. Для малышей трёх летдостаточно просто добавлять 1 «окошко», дети 4 –
5 лет уже могут сосчитать,сколько окошек в каждом доме (их количество не должно
превышать 5 – 6).
Дети шести лет вполне смогут выполнить задание на сложение. Например, впервом
домике 2 окошка, во втором – одно, в третьем – одно, а в четвёртом – еще два. В пятом доме
необходимо выложить из квадратиков итог –сколько окошек всего в четырёх домах.
Материал к игре «Домики».
«Уравновесь весы»
(3 – 6 лет)
Цель: познакомить ребёнка с понятием «столько же, сколько…», «поровну»,«состав
числа». Учить решать несложные примеры.
Для игры воспользуйтесь изображением весов. Для малышей 3 летнеобходимо давать
задания попроще. На одну чашу весов положите,например, 1 или 2 квадратика. Сам он
должен «уравновесить» чаши,положив на вторую такое же количество фигур, сколько на
первой.
Дети после четырёх лет уже могут оперировать числами. Поэтому на однучашу весов вы
кладёте, например, цифру 4, а на вторую ребёнок долженположить цифры 2и 2 или 1 и 3.
Таким образом, ребёнок учится основе основматематики – составу числа.
Игры для тренировки логического мышления:
«Исследователь»
Это одна из самых простых игр на сравнение. Вы с ребенком – исследователи. Выберите
какой-нибудь предмет и начните его изучение. Каждый должен по очереди выделить в нем
какое-нибудь свойство, признак, особенность в сравнении другими предметами.
Например: нужно назвать этот предмет, сказать, зачем он нужен; каковы его основные
признаки: цвет, форма, размер; каков он на ощупь, на запах, на вкус; из чего сделан: похож
«на», отличается «от»(каких-нибудь других предметов, что случится, если его: бросить в
воду, огонь, с третьего этажа, ударить по нему, подбросить и т. д.
«Найди вырезанный кусочек»
Игра для тренировки приема «сравнение».
Эту игру знают и используют многие.

На рисунке с определенным узором вырезаны два или более кусочка. Необходимо найти
эти кусочки среди представленных для сравнения.
«Чем похожи и чем отличаются?»
Эта игра направлена на развитие умения выделять в сравниваемых объектах признаки
сходства и различия. Для игры необходимо подобрать пары различных картинок или же
пары слов, обозначающих изображенные на них предметы или явления. Например:
Платье и кроссовки. Тетрадь и книга.
Роза и тюльпан. Клюшка и ракета.
Заяц и волк. Рыбы и птицы.
Сосна и каштан. Море и океан.
Холодильник и пылесос. Человек и обезьяна.
Назовите ребенку одну из пар и попросите определить, чем похожи и чем отличаются
входящие в неё объекты. Необходимо указать как можно больше признаков (или свойств)
отличия и сходства.
«Зачем и почему?»
С помощью этой игры, построенной только на вопросах и ответах, вы можете
стимулировать развитие не только логического мышления ребенка, но и его общей
эрудиции.
Вы задаете вопрос, а ребенок должен на него логично ответить. Вопросы должны быть
трех типов:1. На предположение, угадывание, додумывание. 2. на выяснение причины или
смысла происходящих событий, 3. На принятие решения и планирование своих действий.
Вот несколько примеров:
Вопросы первого типа:
- как ты думаешь, зачем мама ходит на работу?
- … зачем эти люди пришли в ресторан?
- … для чего нам нужны книги?
- … для чего нам нужны плиты?
- … для чего нам нужны ножницы?
- … для чего человек спит?
-… зачем нам нужен телефон?
Вопросы второго типа:
- Почему масло тает на раскаленной сковородке?
- Почему вода в холодильнике замерзает?
- Почему зимой включают отопление?
- Почему предметы падают вниз, а не вверх?
- Что требуется для жизни собаке, кошке, рыбе?
Вопросы третьего типа:
- Мы хотим пригласить на следующее воскресение гостей. Перечисли все, что мы
должны сделать.
- Денис пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего?
- В очереди Миша втиснулся впереди Марины. Как ей быть?
- Катенька пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? Перечисли все варианты. А как
поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не потеряться?
- Как узнать сколько времени?

«Я знаю»
Эта игра тоже давно всем известна. В своё время мы играли её с мячом.
Поэтому эта словесная игра интересна тем, что у малыша есть возможность развивать не
только способность к конкретизации понятий, но и координацию движений.
Ведущий задает общее название, понятие, для которого нужно назвать слова более
частные, к нему относящиеся. Например, мы играли так: бросали мяч партнеру и говорили:
Я - бросок обратно: знаю – пять - имен – девочек. Или : Я – знаю – пять – названий –
растений. В принципе, количество слов можно и не ограничивать. Для игры можно
использовать все обобщающие понятия, входящие в лексические темы. Потом можно
перейти к более абстрактным понятиям. Например: какая бывает погода? Какие ты знаешь
праздники? Назови все, что летает.
«Назови одним словом»
Она словесная, поэтому никакого специального материала, кроме следующих групп
слов, не требуется.
1. Молоток, пила, рубанок – (столярные инструменты)
2. Суп, каша, котлета – (еда)
3. Компот, чай, сок – (напитки)
4. Юла, пирамидка, кукла – (игрушки)
5. Украина, Германия, Россия – (страны)
6. Запад, восток, север – (стороны света)
Игра может быть более сложной, если ввести такое дополнение – перед тем, как назвать
обобщающее слово, ребенок должен добавить к названным трем словам еще два- три своих
слова, имеющих отношение к данной группе.
«Кто,
что
любит?»
Подбираются картинки с изображениями животных и пищи для этих животных. Перед
ребенком раскладывают картинки с животными и отдельно картинки с изображением пищи,
предлагают всех "накормить".
«Назови
одним
словом»
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса, заяц,
медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее слово и
предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к обобщающему слову. Транспорт
- ..., птицы - ...
«Классификация».
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит
рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
«Найди лишнюю картинку» развитие мыслительных процессов обобщения,
отвлечения,
выделения
существенных
признаков.
Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по
какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю
картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

«Найди
лишнее
слово»
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним».
Примеры:
Старый,
дряхлый,
маленький,
ветхий;
Храбрый,
злой,
смелый,
отважный;
Яблоко,
слива,
огурец,
груша;
Молоко,
творог,
сметана,
хлеб;
Час,
минута,
лето,
секунда;
Ложка,
тарелка,
кастрюля,
сумка;
Платье,
свитер,
шапка,
рубашка;
Мыло,
метла,
зубная
паста,
шампунь;
Береза,
дуб,
сосна,
земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
«Чередование»
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что
бусинки должны чередоваться в определенной последовательности. Таким образом можно
выложить забор из разноцветных палочек и т.д.
«Слова
наоборот»
Предложите ребенку игру "Я буду говорить слово, а ты тоже говори, только наоборот,
например, большой - маленький." Можно использовать следующие пары слов: веселый грустный, быстрый - медленный, пустой - полный, умный - глупый, трудолюбивый ленивый, сильный - слабый, тяжелый - легкий, трусливый - храбрый, белый - черный,
твердый - мягкий, шершавый - гладкий и т.д.
«Подбери слова родственники»
Рука – ручка- ручище- рученька.
Предметы: стол, лопата, дом, изба…
Дерево, трава, береза, снег, зима, град, дуб…..
Животные: волк, лиса, заяц……
«Я начну, а ты закончи»
- Мальчик сначала подошел, а потом….
- Утром мы пришли в гости, а вечером……
- Девочка вошла в комнату, а затем…..
- Играя в прятки дети забежали в дом, а затем ….
- Лес может быть густым, а может быть и ……
- Волк зверь большой, а еж …..
- Весна бывает ранняя, а бывает и….
- Ягоды малины сладкие, а ягоды рябины….
- Январь год начинает, а декабрь ….
- Гусь медлительный, а воробей….
- Пух легкий, а камень…
- Деревня тихая, а город ….
- Заяц трусливый, а лев….
- Дождик вымочит, а солнышко….

- Один теряет, а другой….
- Что - нибудь забудет, а потом …..
- Входя в комнату свет зажигают, а выходя…
- Ручей мелкий, а речка…..
- Ягоды смородины мелкие, а клубники…..
- После дождя земля сырая, а в солнечную погоду…..
- Покупаем картофель сырой, а едим….
- Кашу варят густую, а суп….
- Лес может быть густой, а может быть и….
Храбрость – трусость, здоровье – болезнь, красавец – урод,
Веселье – грусть, доброта – злоба, смех – печаль,
Щедрость – жадность, ум – глупость, свет – тьма,
Холод – жара, тишина – шум, молодость – старость, чистота – грязь,
сила – слабость, грубость – нежность.
Открыть – закрыть, отворить – затворить, открутить – закрутить,
Любить – ненавидеть, говорить – молчать, болеть – выздоравливать,
Отклеивать – приклеивать, оторвать – пришить, отойти – подойти,
дать – взять, работать – бездельничать, гасить – зажигать,
запрещать – разрешать, мешать – помогать, уронить – поднять.
«Как сказать лучше»
- Волк злой, а волчище….злющий
- Этот человек умный, а другой…умнейший
- Один человек очень полный, а другой….полноватый
- Добрый, добрый – предобрый
- Лиса хитрая – прехитрая
Синонимы.
Отыскать – найти, зябнуть – мерзнуть, шалить – баловаться, прощать – извинять, реветь
– плакать, бросать – кидать, мчаться – нестись.
- Этот дом большой, а этот огромный,
- Мальчик молчаливый, а девочка неразговорчивая,
- Вчера день был теплый, а сегодня жаркий,
- Это полотенце влажное, а это совсем мокрое,
- Искустный мастер – хороший. Умелый,
- Отважный солдат – храбрый, смелый,
- Дальняя дорога – длинная, большая,
- Верный друг- преданный
- Суровая зима – холодная, морозная.
Многозначные слова.
- Мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит.
- Цветок растет, ребенок растет, дом растет.
- Птица летит, самолет летит, время летит.
- Человек ползет, муравей ползет, поезд ползет.
- Человек плывет, лодка плывет, облако плывет.
- Дети спят, лес спит.
- Сложить вещи, сложить руки, сложить песню.

- Бить посуду, бить ребенка, свет бьет в глаза.
- Горячая вода, горячий привет, горячий спор, горячее время.
- Жаркий день, жаркий спор.
- Тяжелый чемодан, тяжелый день, тяжелый характер.
- Крепкий стол, крепкая дружба, крепкий сон
Сказка «Кривое зеркало»
Все происходило давным – давно в королевстве кривых зеркал. Однажды его жителям
надоело все видеть в искаженном виде, и они решили от них избавиться. Разбивать зеркала
нельзя, их отвезли в глухое заброшенное место , сложили в пещере и забыли. В тех краях
жила злая старуха Завида. Никого и ничего она не любила и поселилась в глуши, подальше
от всех. В одиночестве как – то бродила она по лесу и набрела на ту пещеру. Взяла в руки
одно из этих зеркал, посмотрелась в него и глазам своим не поверила.
- В зеркале она была не старая, а …, не толстая, а…, не горбатая, а… Всю жизнь лицо у
Завиды было мрачное и злое, а в зеркале оно казалось….А уши – о чудо, не большие, а…,
нос не кривой, а…, грязное платье стало …., старые туфли-….., короткая юбка - ……
Стоило ей направить зеркало на солнышко, как погода из ясной становилась-…. Но это еще
не все. Когда Завида смотрелась в зеркало, она чувствовала, что в ней самой что-то
меняется. Например, была она жадной, а стоило ей посмотреть в зеркало, как она
становилась…..щедрой. Шла как –то по лесу она и встретила волка. Испугалась, потому –
что была трусливой, но когда достала зеркало, посмотрелась в него, стала сразу… храброй.
А когда повернула зеркало и направила его на волка, тот из свирепого и хищного
превратился в…..смирного и миролюбивого. Очень полюбила зеркало Завида и уже с ним не
расставалась. А сейчас представим, что мы взяли это зеркало в руки.
«Бывает – не бывает».
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать
мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч надо отбить.
Ситуации можно предлагать разные: папа ушел на работу; поезд летит по небу; кошка
хочет есть; почтальон принес письмо; яблоко соленое; дом пошел гулять; туфли стеклянные
и т.д.
«Сравнение
предметов
(понятий)»
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему вопросы: "Ты
видел муху? А бабочку?" После таких вопросов о каждом слове предложите их сравнить.
Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем
отличаются друг от друга?"
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен правильно
производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия, причем по существенным
признакам.
Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и тетрадь;
вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка; город и деревня.
«Угадай
по
описанию»
Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает
описание этого предмета. Например: Это овощ. Он красный, круглый, сочный (помидор).

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными
овощами, и он находит нужный.
«Разложи
по
порядку»
Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Ребенку дают
картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по
порядку развертывания событий. В заключение ребенок составляет рассказ по картинкам.
«Отгадывание
небылиц»
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок
должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко светит,
темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака, как
зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы
испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу - гриб. На
веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску
жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
«Нелепицы»
Предложите ребенку рисунки, в которых содержатся какие-нибудь противоречия,
несообразности, нарушения в поведении персонажей. Попросите ребенка найти ошибки и
неточности и объяснить свой ответ. Спросите, как бывает на самом деле.
«Догадайся»
Показываются картинки с такими изображениями: колесо, руль, педаль.
Восп.: Догадайтесь, что это может быть?
Дети: Машина, велосипед …
Восп.: А какой еще транспорт вы знаете?
(приемы – синтез, классификация)
«Что забыл художник?»
Восп.: Посмотрите на картинку. Что забыл нарисовать художник?
Дети: У дивана нет одной ножки, на вазе не дорисован цветок,
На ковре не раскрашены некоторые полоски …
(приемы – анализ картинки, сравнение ее с предполагаемым мысленным
стандартом).
«Рыбка — червячок»
Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор
Необходимый инвентарь: картинки животных, птиц (можно вырезанные из старых книг,
журналов; открытки).
Как играем: сначала читается стихотворение:
Зайчик любит морковку,
Мишка — малинку,
Воробушек — рябинку,
Рыбка — червячка,
Избегай, рыбка, крючка.

Вы называете животное, а ребенку нужно быстро и правильно сказать, что оно кушает,
например: корова — сено, собака — кость, мышка — сыр, кошка — молочко и т. д.
Играть можно как двоим участникам, так и большему количеству. Периодически
меняйтесь ролями с ребенком, это является для него прекрасным стимулом.
Закрепляем: задайте ребенку вопросы: «А что любит Карлсон? Людоед?» и пр.
Сыграйте в игру «Наоборот»: морковка — заяц, зерно — птица, лошадь — сено.
Когда представится возможность, кормите вместе птиц, белочек, животных. Наблюдайте
за их повадками.
Усложняем: а может ли цыпленок грызть кость? А собака клевать зерно? Попросите
ребенка аргументировать свой ответ, если малыш затрудняется, найдите объяснение вместе.
«Раз, два, три лишний уходи»
Игра помогает формировать понятийное мышление; отсекать лишнее (анализ — синтез)
Необходимый инвентарь: картинки.
Как играем: покажите картинки с предметами одного класса, но разных групп,
например: автобус, машина, мотоцикл — самолет; трамвай, автобус, электричка — КамАЗ;
пожарная машина, скорая помощь, продуктовая машина — такси и т. п. Какая картинка из
четырех лишняя? Почему?
Закрепляем: меняйтесь ролями. Можно играть и в словесный вариант этой игры.
Желательно брать различные понятия, знакомые ребенку, например: «одежда», «обувь» и т.
д. Помогайте ребенку, если он затрудняется, обосновывать ответы.
«Небылицы»
Игра помогает формировать логическое мышление, творческое воображение
Необходимый инвентарь: мяч.
Как играем: в эту игру лучше играть всей семьей, тогда ребенок быстрее освоит ее.
Ведущий бросает мяч игроку и говорит какую-либо фразу. Если эта фраза — небылица,
то ловить мяч не надо, например: «Волк по лесу гуляет», — игрок ловит мяч. «Волк на
дереве сидит» — мяч ловить не нужно. «Девочка рисует домик» — игрок ловит мяч. «Домик
рисует девочку» — мяч ловить не нужно и т. д.
Старайтесь придумать как можно больше смешных, нелепых фраз.
Выиграет тот, кто ни разу не ошибется.
Играйте в эту игру чаще, ведь ребенок этого возраста любит придумывать перевертыши,
небылицы.
Закрепляем: поиграйте в «Небылицы», используя короткие рассказы. Например: «На
день рождения Вани дети ели яблоки, мороженое, печенье и... соленые конфеты». Ребенок
должен исправить вашу ошибку и объяснить, почему это неверно.
Вы варите на кухне борщ? Используйте и эту ситуацию для игры. «Я кладу в борщ
свеклу, морковку, капусту... грушу». Посмейтесь вместе с ребенком, поменяйтесь ролями.
Можно поиграть с картинками. Например: на картинке нарисовано лето: солнце, цветы,
бабочки и... снеговик. Спросите ребенка, почему снеговик лишний, что может с ним
произойти? Что придумать, чтобы он не растаял?
В следующий раз можете придумать до 3-4 небылиц в рассказе. Например:
Карточки:

Бабочки. Фото 1. На карте — четыре букета с цветами: васильки,
одуванчики, розы, ромашки. Вырезанные бабочки: красные (4 шт.), желтые (4 шт.), синие 4
шт.

Клумбы. Фото 2. На карте — четыре зеленые клумбы. Вырезанные цветы:
три разных цвета, по 4 шт.

Аквариум. Фото3. На карте — четыре аквариума. Два вида рыб, медузы
(можно, например, улитки) по 4 шт.

Поезда. Фото 4. На карте — четыре паровоза красный, синий, зеленый,
желтый. Вагончики: красные, синие, желтые — по 4 шт.

Гардероб. Фото 5. На карте — четыре полочки (можно шкафчики) с тремя
вешалками. Три вида одежды (например, платье, брюки, свитер), три цвета, — по 4 шт.

Бутылочки. Фото 6. На карте — четыре полки. Четыре разных по форме
бутылочек, четыре цвета, по 4 шт.
Материал: картон белый и цветной, карандаши, фломастеры, ножницы, клей.


Варианты заданий могут быть очень разными, все будет зависеть от возраста и уровня
развития ребенка. Можно давать последовательные инструкции, например, на ромашку село
пять бабочек, на одуванчик три бабочки разного (одного) цвета, сколько бабочек осталось?
Подобные задания способствуют развитию математических навыков. Усложнять задания
можно давая два или три условия сразу.
Примеры заданий:
Бабочки.
Например, предложите ребенку расположить бабочек на букеты так, чтобы
— бабочки были на букетах такого же цвета, как они сами. На какой цветок бабочки не
прилетели? (ромашка).
-на каждом букете сидело разное (одинаковое) количество бабочек;
— на каждом букете было по три бабочки, но желтые бабочки на розы не садятся;
— и т.д.
Клумбы.
Например, предложите ребенку рассадить цветы, так, чтобы
— все клумбы были разные, а цветов везде было поровну;
— все клумбы были разные, но на второй клумбе растут только желтые цветы (добавим
нумерацию).
— и т.д.
Аквариум.
Например, предложите ребенку разложить обитателей аквариума, так, чтобы
— в каждом аквариуме был разный состав обитателей, но в правом верхнем (нижнем
левом) аквариуме живут только медузы (розовые рыбки);
Поезда.
Например, предложите ребенку расставить вагончики так, чтобы
— каждый паровоз вез вагоны такого же цвета как он сам. Какой паровоз остался без
вагонов? Сколько вагонов у каждого паровоза?
— у каждого паровоза было одинаковое количество вагонов, но на первом (втором,
третьем, четвертом) пути не должно быть желтых (синих, красных) вагонов;
— и т.д.
Гардероб.
Например, предложите ребенку развешать одежду так, чтобы
-в каждом шкафу был разный набор вещей;

—в

каждом шкафу был разный набор вещей, шкафы 2 и 3 для мальчиков (нет платьев),
шкафы 1 и 4 для девочек. Фото 9.
— и т.д.
Бутылочки.
Например, предложите ребенку расставить бутылочки по полочкам так, чтобы
— на каждой полочке был разный набор бутылочек, но на 2 полке снизу (на третьей
сверху, нижней и т.д.) зеленые бутылки не стоят;
— на каждой полочке должны стоять разные по форме бутылочки;
— на каждой полочке был разный набор бутылочек, но самые высокие бутылочки стоят
на самой верхней полке;
— и .д.
Дидактическое упражнение «Для того, чтобы»
Дети повторяют за воспитателем начало предложения и заканчивают его
самостоятельно.
Крыша
нужна
дому
для
того,
чтобы
…
Двери
нужны
дому
для
того,
чтобы
…
Окна
нужны
дому
для
того,
чтобы
…
Кухня
нужна
дому,
для
того,
чтобы
…
Электричество
нужно
дому,
для
того
чтобы
…
Мебель нужна дому для того, чтобы…

Список литературы:
1.Математика и логика. Методические рекомендации для воспитателей. «Кайнар»
«Просвещение – Казахстан» 2007г
2.Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем. Логика (дети 5 – 7 лет).
Л.Ф.Тихомирова 2001г
3.Упражнение на каждый день: логика для дошкольников. Л.Ф.Тихомирова
4.Большая книга логических игр. Г.П.Шалаева 2011г
5.Развитие мышления. Разработки занятий. З.А.Ефанова 2010г
6.Арифметика для малышей: «Посчитай – ка» 2014г
7. «Логические задачи». Серия «Умный малыш»
8. 80 веселых развивающих игр для вашего малыша. Фред Роджерс 2009г
9.Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины,
головоломки. М.А.Калугин 2000г
10.Посе уроков: кроссворды, викторины, головоломки. М.А.Каугин 2000г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».