Вокал Программа

Пояснительная записка
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает
человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к
различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе
исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться
певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального
слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в
эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.
Приобщение детей к певческому искусству способствует развитию их
творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического
искусства.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно
реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого
комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает
реализовать потребность в общении.
Пение – основной вид музыкальной деятельности ребенка. Песня позволяет
человеку не только выразить свои чувства, передать свое внутреннее состояние,
но и вызвать у других соответствующий эмоциональный отклик, который
созвучен с передаваемым настроением исполнителя. Песня учит и воспитывает
человека.
Основная идея педагога должна заключаться в стремлении научить ребенка
хорошо, четко, внятно, с любовью и настроением, с большой самоотдачей, т.е.
наиболее ярко выразить себя в песне.
Направленность образовательной программы. Данная программа имеет
социально-педагогическую направленность.
Новизна данной программы заключается в том, что в процессе обучения пению
разные виды музыкальной деятельности тесно переплетаются между собой и
связаны общей идеей развития личности учащегося, способной к творческой
самореализации посредством интеграции музыки, психологии, вокального
исполнительства и коллективно-творческой деятельности.
Во время обучения пению учащиеся изучают основы сольфеджио, ритмики и
музыкальной литературы. Каждое занятие посвящено определённой теме и
носит не только развивающий, но и познавательный характер. Дети получают
знания о природе звука, классификации, его особенностях, знакомятся со
свойствами музыкального звука – высотой, тембром, громкостью,
длительностью, получают знания о жанрах, о настроении и характере
музыкального произведения, о видах музыкального искусства, изучают
музыкальную терминологию, нотную грамоту.
Актуальность программы. Музыкальное воспитание является одним из
средств формирования личности ребенка. Современные требования
гуманизации образования, выдвинутые психологами, педагогами, предполагают

большее внимание к развитию творческих способностей ребенка, его
личностных качеств, отказ от излишней организованности и плановости
процесса обучения. Важно не только дать знания, развить навыки и умения, но и
пробудить интерес к познанию.
Это в большей степени касается и музыкального воспитания детей. Очень важно
уже в раннем возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления,
побудить сопереживать музыке, а не обучать попеременно отдельным навыкам.
Дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе разных видов
деятельности: восприятия, исполнительства (пения, музыкально-ритмических
движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества,
музыкально-образовательной деятельности (получая общие сведения о музыке
как виде искусства, а также специальные знания о способах, приемах
исполнительства).
Концепции выдающихся отечественных психологов и педагогов служат основой
для теории и методики воспитания детей средствами музыкального искусства. В
системе музыкального воспитания и образования трудно переоценить значение
работы с детьми младшего возраста, так как именно этот возраст является
наиболее благоприятным сенситивным для становления музыкальных
способностей.
Педагогическая целесообразность. В последнее время во всем мире
наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно
утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще
немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно
влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь.
Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения
и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать
индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией
пение является одним из факторов улучшения речи. Занятия в объединении
«Кристаллики» - это источник раскрепощения, оптимистического настроения,
уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации
личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой
деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой
установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля;
координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами
певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования
дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и
самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая
будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Цель программы: формирование музыкально-эстетической культуры ребенка
через развитие эмоционально-выразительного исполнения песен и развитие
певческого дыхания, правильного звукообразования, чёткости дикции.
Задачи программы:
1. Воспитательные:
- приобщение к музыкальному искусству;

- эстетическое воспитание и эмоциональное развитие ребенка посредством
музыки;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего
народа и других народов мира;
- формирование потребности в самостоятельном общении с
высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке;
- воспитание в учащихся культуры слушателя и исполнителя.
2. Обучающие:
- формирование практических умений и навыков в различных видах
музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с
ориентацией на нотную запись), музыкально-пластическом движении,
драматизации исполняемых произведений;
- обучение основам сценического исполнительского мастерства;
- обучение импровизации;
- формирование четкой дикции, активной артикуляции;
- формирование навыков сольного и ансамблевого пения.
3. Развивающие:
- развитие сенсорных способностей (чувствовать, ощущать, сопереживать);
- развитие способности к творческому самовыражению, самореализации;
- развитие музыкального вкуса;
- развитие музыкальности, музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной
памяти и восприимчивости, образного и ассоциативного мышления,
творческого воображения, певческого голоса.
Отличительные особенности образовательной программы. Отличительными
особенностями данной программы от уже существующих программ
дополнительного образования детей являются следующие:
- возможность через дополнительное образование в комплексе расширить
вокальное искусство;
- программа ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных
способностей учащихся разных возрастных групп в вокальной студии за 2 года
обучения соразмерно личной индивидуальности;
- включение в занятия упражнений по методике А.Н. Стрельниковой
(дыхательная гимнастика) и В.В. Емельянова (Фонопедический метод развития
голоса);
- применение речевых игр и упражнений, которые развивают у детей чувство
ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир
динамических оттенков познакомить с музыкальными формами;
- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям,
развивает их познавательную активность;
- знакомство с национальными особенностями музыкального колорита родного
края, песенным репертуаром композиторов Сибири, в частности, Иркутской
области.
- песенный репертуар подбирается с учетом традиционных дней, тематических
праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной
направленности учреждения.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно
реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого
комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает
реализовать потребность в общении.
Возраст детей. Программа адресована детям 5-6 лет.
Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 2 года обучения (32
часа в год).
Формы и режим занятий. Занятия проводятся 1 раза в неделю и носят
групповой характер. Длительность одного занятия составляет 25-30 минут в
зависимости от года обучения. При разработке данной программы учитывались
особенности физического и психического развития детей различных возрастов.
Виды занятий:
- занятие-знакомство – где педагог знакомит детей с новым понятием через
беседу, слушание, пение, чтение литературных произведений;
- занятие-закрепление – где педагог закрепляет ранее пройденный материал
через пение, музыкально-дидактические игры;
- занятие-эксперимент – где дети проводят с педагогом эксперименты, ставят
опыты со звуком;
- занятие-слушание – где педагог знакомит детей с материалом через беседу,
слушание литературных произведений, слушание музыкальных произведений, а
дети выражают себя через художественное творчество;
- занятие-творчество – где дети выражают себя через самостоятельное
исполнение песен, сочинительство, импровизацию на детских музыкальных
инструментах, художественное творчество;
- игротека – где дети самостоятельно исполняют песни, придумывая к ним
пластические импровизации, педагог проводит несколько музыкальнодидактических игр на закрепление пройденного материала, а также организует
просмотр мультфильмов и музыкальных телепередач.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Планируемые результаты программы
Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и
движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. В
работу вокального кружка включены и логоритмические упражнения: логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для
укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, - пальчиковую
гимнастику для развития мелкой моторики, чистоговорки для автоматизации и
дифференциации всех звуков, - упражнения под музыку на развитие общей
моторики, - музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания,
умению ориентироваться в пространстве, - коммуникативные игры.

Личностными результатами программы является формирование следующих
умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей
социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
- позитивная оценка своих музыкально - творческих способностей.
Регулятивные УУД:
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении)
в устной форме;
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение целостно представлять истоки возникновения музыкального искусства.
Познавательные УУД:
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями
музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между
произведениями музыки и изобразительного искусства;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебника;
- формирование целостного представления о возникновении и существовании
музыкального искусства.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение,
взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
- участие в музыкальной жизни объединения;
- умение применять знания о музыке вне учебного процесса.
Планируемые результаты 1 года обучения (творческий уровень).
Предметные:
• знание элементарных вокальных терминов и понятий;
• правильная постановка корпуса при пении;
• певческое дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержание вдоха перед
началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха;
• правильное певческое формирование гласных в сочетании с согласными
звуками, четкое произношение согласных звуков;
• пение элементарных вокальных упражнений в медленном темпе.
Личностные:
• формирование первоначального опыта достижения творческого результата;
• освоение социальных норм, правил поведения в различных социальных
группах;
• формирование навыка хорового пения.
Метапредметные:
• развитие начальных навыков анализа и переработки значимой для
деятельности информации;

• развитие

первоначальных практических вокальных навыков и качеств
личности, необходимых для дальнейшего самоопределения в предметной
области;
• формирование навыка самостоятельного целеполагания;
• развитие умения соотносить свои действия с планируемым результатом.
Планируемые результаты 2 года обучения (репродуктивный уровень):
Предметные:
• уверенное знание элементарных вокальных терминов и понятий в
соответствии с содержанием программы;
• слуховое осознание чистой интонации;
• пение простых вокальных упражнений;
• первичные навыки анализа вокальных произведений и эмоциональновыразительного исполнительства.
Личностные:
• формирование устойчивого интереса к певческой деятельности и
первоначального опыта достижения творческого результата;
• формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации;
• формирование осознанного уважительного отношения к другому человеку;
• освоение социальных норм, правил поведения в группах взрослых и
ровесников.
Метапредметные:
• развитие умений самостоятельно действовать, демонстрировать и
воспроизводить материал;
• выбирать способ решения, видеть и формулировать проблему творческого
поиска (исследования), составить план ее решения;
• выдвинуть гипотезу, подобрать информацию, делать обобщения и выводы;
• соединять форму и замысел исследования, формировать результаты в
законченный творческий продукт (модель, проект, альбом-книгу,
художественное произведение, песню и т.д.).
К концу первого года обучения учащиеся будут уметь:
- исполнять произведения различного содержания и характера, в том числе
связанные с родным краем, выделять наиболее любимые;
- петь выразительно, с чувством передавая смену характера песни, наиболее
яркие интонации, связанные с развитием и взаимодействием музыкальных
образов;
- при исполнении песен чувствовать и передавать средства музыкальной
выразительности;
- владеть певческими певческие умениями, предусмотренными первым годом
обучения, качественно их выполнять, понимать способы их исполнения;
- оценивать свое пение и пение других детей.
К концу второго года обучения учащиеся будут уметь:
- выразительно, творчески передавать в песнях яркость или приглушенность
характера;
- понимать значимость разнообразных выразительных средств и использовать
их в пении;
- исполнять самостоятельно разученные песни;

- давать правильную оценку своему исполнению, а также пению других детей;
- рассуждать об исполняемой им песне, свои музыкальные впечатления
передавать в рисунке;
- импровизировать различные песенные интонации, связанные с игровым
образом;
- самостоятельно импровизировать мелодии на заданный поэтический текст.
Формы подведения итогов реализации программы. Способы определения
результативности и виды контроля
С целью отслеживания успешности овладения учащимися содержанием
программы предусмотрен комплекс диагностических методов, изложенных в
Приложении 1 к данной программе. Используемые виды контроля: входной,
промежуточный, итоговый. В конце второго года проводится итоговая
аттестация в виде отчетного концерта.
Учебный план 1-го года обучения
Учебный план 2-го года обучения

Календарный учебный график

Содержание программы
Содержание программы 1-го года обучения
Раздел 1. Введение в вокал.
Тема 1. Вводное занятие.
Теория.
Организационное занятие. Техника безопасности. Правила поведения на
занятии.
Практика.
Прослушивание музыкальных произведений. Правила пения.
Тема 2. Исполнитель. Слушатель. Зритель.
Теория.
Понятия «слушатель», «зритель», «целевая аудитория». Предпочтения в музыке.
Интересы слушателя и интересы зрителя.
Практика.
Роль слушателя, зрителя и исполнителя через прослушивание и просмотр
музыкальных произведений. Пение и инсценировка песен. Роль артиста и
зрителя в исполнении песни.
Раздел 2. Осенняя фантазия.
Тема 1. Времена года.

Теория.
Времена года в творчестве детских композиторов. Слушание музыки.
Практика.
Упражнения на развитие голоса, попевки. Исполнение песен. Вокально-хоровая
работа.
Тема 2. Осенняя пора.
Теория.
Осень. Песни «осенней» тематики.
Практика.
Упражнения на развитие голоса, попевки. Исполнение песен. Вокально-хоровая
работа.
Раздел 3. Музыкально-теоретическая подготовка.
Тема 1. Музыка как вид искусства.
Теория.
Виды классических искусств и их отличие друг от друга.
Практика.
Классическая и современная музыка. Закрепление пройденного материала через
игру «Музыкальное лото».
Тема 2. Звуки.
Теория.
Понятия «высота звука», классификация звуков.
Практика.
Определение высоты звука на слух, тренировка слуха и интонации.
Тема 3. Мелодия.
Теория.
Понятия «мелодия», «мелодическая линия».
Практика.
Определение в песнях фразы, запева и припева. Динамика песни.
Тема 4. Лад.
Теория.
Понятия «лад», «мажор», «минор».
Практика.
Определение на слух мажорных и минорных мелодий, динамики звучания,
исполнение песен.
Тема 5. Темп.
Теория.
Понятия «темп», видов темпа.
Практика.
Темп песни как средство выразительности. Исполнение песен разных темпов.
Тема 6. Тембр
Теория.
Понятия «тембр», виды голосов.
Практика.
Прослушивание произведений, определение тембров, тренировка голоса.
Тема 7. Метр.

Теория.
Понятие «метр», отличие метра от ритма.
Практика.
Определение метрического рисунка произведений, исполнение произведений.
Тема 8. Ритм.
Теория.
Ритм. Ритмический рисунок.
Практика.
Упражнения на прохлопывание ритмического рисунка. Проигрывание на
детских музыкальных инструментах ритмических рисунков. Ритмичное
проговаривание стихотворений, специальных распевок. Импровизация
окончания мелодий на музыкальных инструментах или а-капелла. Закрепление
пройденного материала через игру «Ритмическое эхо».
Тема 9. Мажор.
Теория.
Мажорный лад в песне, его влияние на настроение и характер песни.
Практика.
Определение лада через прослушивание и исполнение музыкальных
произведений.
Тема 10. Минор.
Теория.
Минорный лад в песне, его влияние на настроение и характер песни.
Практика.
Определение лада через прослушивание и исполнение музыкальных
произведений.
Раздел 4. Новый год приходит к нам.
Тема 1. Времена года: зима
Теория.
Время года - зима. Слушание музыки. Музыкальная викторина «Песни о зиме»
Практика.
Упражнения на развитие голоса, попевки. Исполнение песен. Вокально-хоровая
работа.
Тема 2. Здравствуй, Новый год!
Теория.
Новогодние песни. Слушание музыки. Произведения детских композиторов.
Практика.
Вокально-хоровая работа. Подбор репертуара.
Раздел 5. Теоретико-практическая работа.
Тема 1. Характер музыки.
Теория.
Характер и настроение в музыке.
Практика.

Определение и передача характера музыки посредством прослушивания и
исполнения разнохарактерных музыкальных произведений.
Тема 2. Высота звука.
Теория.
Высокие и низкие звуки.
Практика.
Слушание звуков разных регистров, пение звуков разной высоты в пределах
диапазона. Игры: «Высокие и низкие звуки», «Колокольчики» - на закрепление
пройденного материала.
Тема 3. Основы сольного пения.
Теория.
Сольное творчество. Психологическое раскрепощение учащихся.
Практика.
Настройка голосового аппарата обучающихся. Распевки. Упражнения на
дыхание. Пение «в резонатор». Чистое интонирование.
Раздел 6. Защитникам Отечества.
Тема 1. День защитника Отечества.
Теория.
23 февраля. История праздника. Тематические песни.
Практика.
Упражнения на развитие голоса, попевки. Исполнение песен. Вокально-хоровая
работа.
Тема 2. Песни о защитниках Отечества для детей.
Теория.
Знакомство с репертуаром. Песни о войне.
Практика.
Беседа. Подбор репертуара. Разучивание и исполнение песен военной тематики.
Раздел 7. 8 марта – женский день!
Тема 1. Мамин день.
Теория.
8 марта. Время года – весна.
Практика.
Упражнения на развитие голоса, попевки. Исполнение песен. Вокально-хоровая
работа.
Тема 2. Детские песни о мамах и для мам.
Теория.
Песни о мамах.
Практика.
Подбор и исполнение тематического репертуара.
Раздел 8. Вокально-хоровая работа.
Тема 1. Прослушивание голосов. Диагностика.
Теория.

Виды певческих голосов, разнообразие тембров.
Практика.
Диагностика вокальных данных: ритмический и музыкальный слух,
интонирование.
Тема 2. Голосовой аппарат.
Теория.
Строение голосового аппарата.
Практика.
Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения
звука. Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Четыре
режима звуков: шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный,
свистовой или флейтовый.
Тема 3. Дыхание.
Теория.
Малое дыхание. «Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не
превратившись в звук». Зависимость качества пения от количества и скорости
воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени.
Практика.
Соотношения работы органов дыхания и гортани. Резонаторная функция
трахеи. Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий голос.
Тренировка певческого дыхания.
Тема 4. Дикция.
Теория.
Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и
отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Восприятие
искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень
голосовой активности.
Практика.
Тембр певческого и речевого голоса. Дикция и механизм ее реализации. Пути
развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное
время. Иноязычные и сленговые слова и выражения.
Тема 5. Артикуляция.
Теория.
Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых
связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от
гласной к согласной и наоборот. Механизм перехода от одной гласной к другой.
Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный,
имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция. Основные выводы
вокальной педагогики о требованиях к пению гласных.
Практика.
Артикуляционная гимнастика. Упражнение на дикцию и артикуляцию по
методике И.О. Исаевой.
Тема 6. Тренировка музыкального слуха.
Теория.
Особенности музыкального слуха. Как тренировать слух. Интонирование.
Практика.

Тема 7. Унисон.
Теория.
Унисон: понятие, особенности.
Практика.
Пение в унисон. Трудности пения в унисон.
Раздел 9. Вот и лето настаёт.
Тема 1. Времена года: лето.
Теория.
Время года – лето. Слушание музыки. Знакомство с творчеством детских
композиторов. Тематические песни.
Практика.
Упражнения на развитие голоса, попевки. Исполнение песен. Вокально-хоровая
работа.
Тема 2. Вот оно какое, наше лето!
Теория.
Знакомство с творчеством детских композиторов. Тематические песни.
Практика.
Упражнения на развитие голоса, попевки. Исполнение песен. Вокально-хоровая
работа.
Раздел 10. Концертно-исполнительская деятельность.
Тема 1. Открытые уроки для родителей.
Теория.
Подготовительные мероприятия, репетиционная деятельность.
Практика.
Мини-концерт.
Тема 2. Праздники, конкурсы, мероприятия.
Теория.
Подготовка концертов и мероприятия.
Содержание программы 2-го года обучения
Раздел 1. Введение в вокал.
Тема 1. Вводное занятие.
Теория.
Организационное занятие. Техника безопасности. Правила поведения на
занятии.
Практика.
Прослушивание музыкальных произведений. Правила пения.
Тема 2. Исполнитель. Слушатель. Зритель.
Теория.

Понятия «слушатель», «зритель», «целевая аудитория». Предпочтения в музыке.
Интересы слушателя и интересы зрителя.
Практика.
Роль слушателя, зрителя и исполнителя через прослушивание и просмотр
музыкальных произведений. Пение и инсценировка песен. Роль артиста и
зрителя в исполнении песни.
Раздел 2. Осенний натюрморт.
Тема 1. Времена года.
Теория.
Времена года в творчестве детских композиторов. Слушание музыки.
Практика.
Упражнения на развитие голоса, попевки. Исполнение песен. Вокально-хоровая
работа.
Тема 2. Пение и инсценировка песен.
Теория.
Осень. Песни «осенней» тематики.
Практика.
Упражнения на развитие голоса, попевки. Исполнение песен. Вокально-хоровая
работа.
Раздел 3. Музыкально-теоретическая подготовка.
Тема 1. Поступенное движение.
Теория.
Мелодия. Поступенное движение мелодии вверх и вниз.импровизация
Практика.
Тренировка вокальных навыков. Импровизация мелодии посредством игры на
музыкальных инструментах или а-капелла.
Тема 2. Полифония.
Теория.
Главная и побочная партии: понятие, особенности. Полифонические
произведения.
Практика.
Мелодическая линия, главная и побочная темы. Полифонические произведения.
Тема 3. Звукоряд.
Теория.
Звукоряд. Ступени звукоряда. Звукоряд на детских музыкальных инструментах:
металлофон, ксилофон – показ.
Практика.
Пение звукоряда. Пение различных тональностей. Игра звукоряда на
металлофоне, ксилофоне, фортепиано. Закрепление знаний по ступеням
звукоряда.
Тема 4. Длительности.
Теория.
Виды длительностей. Короткие и длинные звуки.

Практика.
Слушание звуков разной длительности, пение упражнений. Игры: «Ритмическое
эхо», «Повторяйка», «Укрась тарелку орнаментом».
Тема 5. Интервалы.
Теория.
Интервалы. Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.
Практика.
Слушание интервалов, определение на слух, пение интервалов.
Тема 6. Музыкальные жанры.
Теория.
Основные жанры: песня, танец и марш. «Три кита» музыки.
Практика.
Прослушивание музыкальных произведений, определение жанра. Игры: «Что
звучит?», «Кому играть?». Исполнение песен в различных жанрах.
Тема 7. Классическая музыка.
Теория.
Жанровые особенности классической музыки. Вокальное и инструментальное
творчество.
Практика.
Исполнение классических вокальных произведений. Знакомство с оперой и
опереттой. Академическая вокальная позиция.
Тема 8. Джаз.
Теория.
Жанровые особенности джазовой музыки. Джаз в истории музыки.
Практика.
Знакомство с джазовым репертуаром, исполнение. Джазовая вокальная позиция.
Тема 9. Музыка народов мира.
Теория.
Жанровые особенности народной музыки России, стран Европы и США.
Практика.
Знакомство с вокальным творчеством народов мира.
Раздел 4. Новогодний фейерверк.
Тема 1. Времена года: зима
Теория.
Время года - зима. Слушание музыки. Музыкальная викторина «Песни о зиме»
Практика.
Упражнения на развитие голоса, попевки. Исполнение песен. Вокально-хоровая
работа.
Тема 2. Здравствуй, Новый год!
Теория.
Новогодние песни. Слушание музыки. Произведения детских композиторов.
Практика.
Вокально-хоровая работа. Подбор репертуара.
Раздел 5. Теоретико-практическая работа.

Тема 1. Динамические оттенки.
Теория.
Динамика в произведении. Динамические оттенки: форте, пиано, фортиссимо,
пианиссимо и т.д.
Практика.
Пение вокальных упражнений. Динамические оттенки в произведениях разных
жанров: показ педагога, отработка упражнений учащимися.
Тема 2. Сценическое движение.
Теория.
Владение собой, устранение волнения на сцене. Песенный образ: своеобразие и
неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль. «Репетиция
вдохновения»: необходимость, суть и назначение.
Практика.
Подбор репертуара. Практическая работа по формированию сценического
образа.
Тема 3. Работа с микрофоном.
Теория.
Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование,
Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении
упражнений.
Практика.
Попытки обучающихся услышать себя изнутри и снаружи. Категории песен.
Выбор песни: требование к характеристике песни, нюансы песни. Работа с
текстом: проговаривание и заучивание текста. Вокальные трудности в работе с
песней и пути их устранения. Анализ своего пения: выявление ошибок и их
исправление, формирование сценического образа.
Тема 4. Работа с фонограммой «-».
Теория.
«Минусовка», методы работы с ней.
Практика.
Работа с фонограммой «-».
Раздел 6. Защитникам Отечества.
Тема 1. День защитника Отечества.
Теория.
23 февраля. История праздника. Тематические песни.
Практика.
Упражнения на развитие голоса, попевки. Исполнение песен. Вокально-хоровая
работа.
Тема 2. Песни о защитниках Отечества для детей.
Теория.
Знакомство с репертуаром. Песни о войне.
Практика.
Беседа. Подбор репертуара. Разучивание и исполнение песен военной тематики.

Раздел 7. 8 марта – женский день!
Тема 1. Мамин день.
Теория.
8 марта. Время года – весна.
Практика.
Упражнения на развитие голоса, попевки. Исполнение песен. Вокально-хоровая
работа.
Тема 2. Детские песни о мамах и для мам.
Теория.
Песни о мамах.
Практика.
Подбор и исполнение тематического репертуара.
Раздел 8. Вокально-хоровая работа.
Тема 1. Певческая установка.
Теория.
Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение.
Практика.
Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя».
Максимальное сохранение певческой установки при хореографических
движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с
мимикой лица и пантомимой.
Тема 2. Дирижерские жесты.
Теория.
Дирижирование. Пластическое интонирование.
Практика.
Пение ансамблем с дирижированием.
Тема 3. Звуковедение.
Теория.
Тембр и динамика своего голоса. Регулировочный образ своего голоса –
представление о суммарном восприятии всех сигналов обратной связи,
поступающих во время пения по каналам акустическим, вибро-, баро-,
проприорорецепции, и отражающиеся в сознании вокалиста, их
голосообразующее действие. Многоголосое пение.
Практика.
Упражнения по распеванию. Задачи занятий: научить учащегося правильно
выполнять распевки.
Тема 4. Тренировка ансамблевого исполнения.
Теория.
Многоголосое пение. Отношение эталона и регулировочного образа. Попытки
обучающихся услышать себя изнутри и снаружи. Категории песен. Выбор
песни: требование к характеристике песни, нюансы песни. Работа с текстом:
проговаривание и заучивание текста. Вокальные трудности в работе с песней и
пути их устранения.
Практика.

Анализ своего пения: выявление ошибок и их исправление, формирование
сценического образа. Ролевая подготовка: суть и назначение. Песенный
репертуар. Заучивание текста. Отработка дикции: четкость произношения слов,
букв, медленно, быстро. Упражнения: устранение трудностей в работе с песней.
Тема 5. Канон.
Теория.
Канон. Виды канонов. Джазовые и академические каноны. Значение канонов
для тренировки ансамблевого звучания.
Практика.
Пение канонов.
Тема 6. Исполнение канона (ансамблем).
Теория.
Канон. Виды канонов. Джазовые и академические каноны. Значение канонов
для тренировки ансамблевого звучания.
Практика.
Пение канонов.
Тема 7. Игровая деятельность, театрализация.
Теория.
Просмотр постановок. Прослушивание аудиозаписей.
Практика.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для
создания образа песни.
Раздел 9. Лето красное, лето жаркое.
Тема 1. Времена года: лето.
Теория.
Время года – лето. Слушание музыки. Знакомство с творчеством детских
композиторов. Тематические песни.
Практика.
Упражнения на развитие голоса, попевки. Исполнение песен. Вокально-хоровая
работа.
Тема 2. Вот оно какое, наше лето!
Теория.
Знакомство с творчеством детских композиторов. Тематические песни.
Практика.
Упражнения на развитие голоса, попевки. Исполнение песен. Вокально-хоровая
работа.
Раздел 10. Концертно-исполнительская деятельность.
Тема 1. Открытые уроки для родителей.
Теория.
Подготовительные мероприятия, репетиционная деятельность.
Практика.
Мини-концерт.
Тема 2. Праздники, конкурсы, мероприятия.

Теория.
Подготовка концертов и мероприятий.
Практика.
Психологический тренинг. Аттестация, конкурсные и концертные выступления.
Методическое обеспечение образовательной программы

1.

2.
3.

4.
5.
6.

7.

Для достижения цели и задач программы в процессе обучения применяются
следующие методы:
Концентрический метод, основоположником которого является русский
композитор и вокальный педагог М.И. Глинка. На первом этапе обучения
начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов
звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения
в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными
возможностями ребенка.
Объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные
методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ
звучания дает возможность использовать природную способность детей к
подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.
Фонетический метод – специальный метод вокального обучения, выраженный
в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового
аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости,
полетности, звонкости звучания, вырабатывать кантилену глухих согласных, не
допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.
Для повышения интереса у детей к пению, для развития и закрепления у них
певческих навыков (чистота интонирования, звукообразование, ансамблевое
пение, дикция, дыхание) необходимо использовать в работе самые
разнообразные приемы. К основным можно отнести:
занятия по подгруппам (мониторинговая деятельность, наблюдение,
отслеживание, сравнительный анализ, выводы, изменение форм дальнейшей
деятельности и т.д.);
пение со словами и без слов, вслух и про себя;
прием «пение в транспорте», т.е. траспонирование мелодии в иную тональность
(мелодия «поднимается» или «опускается» вверх-вниз на секунду, терцию и
т.д.);
музыкально-дидактические игры («Маша и медведь», «Угадай мелодию»,
«Ноты и мячи» и др.);
упражнения на развитие и задержку дыхания, тренировку дыхательного
аппарата, «постановку» голоса на опору;
в период разучивания песен необходимо использовать следующие приемы:
проигрываются трудные мелодические обороты, пропеваются без музыкального
сопровождения, предлагается прохлопать сложные в ритмическом отношении
места (пунктирный ритм), одновременно необходимо помогать детям осваивать
текст и мелодию;
пение вполголоса, (тихое пение), пение подгруппами, по одному, пение
закрытым ртом (мм...), слогами (ду-ду, ла-ла), по строчкам, по фразам, по рядам,

8.

9.

"мальчики - девочки", по сигналу. Эти приемы тренируют внимание детей и
очень им нравятся;
необходимо уделять особое внимание нечисто поющим детям и развивать
правильное интонирование с помощью следующих приемов: пение в дуэте
(тройках) с хорошо поющими детьми, чередование мелодий, размещение
нечисто поющих детей между хорошо поющими детьми и т.д.;
пение стоя, находясь на значительном расстоянии от фортепиано, всей группой,
небольшими подгруппами и индивидуально («сценическая площадка»). При
таком пении развивается музыкальный слух;
10) прием «тактирование», при котором происходит работа с ритмическими
особенностями песен; дирижёрские жесты – помогают детям контролировать
себя, соблюдать темп и ритм мелодии.
Материально-техническое обеспечение образовательной программы
1 год обучения
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
Инструкции
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Беседа
2
Осенняя фантазия
- музыкальные занятия;
- репетиции
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.);
обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;

музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Беседа, опрос
3
Музыкально-теоретическая подготовка
- музыкальные занятия;
- репетиции
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.);
обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Опрос, устное тестирование
4
Новый год приходит к нам
- музыкальные занятия;
- репетиции
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.);
обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;

репетиционный зал (сцена)
Опрос, беседа
5
Теоретико-практическая работа
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.);
обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Опрос, тестирование
6
Защитникам Отечества
- музыкальные занятия;
- репетиции
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.);
обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Опрос, практическая работа
7
8 марта – женский день!
- музыкальные занятия;

- репетиции
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.);
обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Практическая работа
8
Вокально-хоровая работа
- музыкальные занятия;
- репетиции
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.);
обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Устный опрос
9
Вот и лето настаёт
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты;

- конкурсные выступления.
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.);
обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Практическая работа
10
Концертно-исполнительская деятельность
- репетиции;
- творческие отчеты;
- конкурсные выступления.
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Инструкции
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Практическая работа
2 год обучения
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

Инструкции
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Беседа
2
Осенний натюрморт
- музыкальные занятия;
- репетиции
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.);
обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Беседа, опрос
3
Музыкально-теоретическая подготовка
- музыкальные занятия;
- репетиции
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.);
обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;

компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Опрос, устное тестирование
4
Новогодний фейерверк
- музыкальные занятия;
- репетиции
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.);
обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Устный опрос, беседа
5
Теоретико-практическая работа
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.);
обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)

Опрос, тестирование
6
23 февраля – это праздник всех мужчин
- музыкальные занятия;
- репетиции
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.);
обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Практическая работа, устный опрос
7
Праздник 8 марта
- музыкальные занятия;
- репетиции
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.);
обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Практическая работа, устный опрос
8
Вокально-хоровая работа

- музыкальные занятия;
- репетиции
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.);
обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Практическая работа
9
Лето красное, лето жаркое
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты;
- конкурсные выступления.
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Практические задания для контроля знаний; раздаточный материал (ноты и др.);
обучающие плакаты («Правила пения», «Ноты и др.);
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Практическая работа
10
Концертно-исполнительская деятельность

- репетиции;
- творческие отчеты;
- конкурсные выступления.
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические игры.
Инструкции
фортепиано;
фонотека;
компьютер;
музыкальные колонки;
наглядный материал;
детские музыкальные инструменты;
репетиционный зал (сцена)
Практическая работа
Список литературы
Список литературы для педагога
1. Битус А.Ф., Битус С.В. Певческая азбука ребёнка – Минск, 2012.
2. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. Методика музыкального
воспитания в детском саду. – М., 2012.
3. Горбина Е.В. Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей –
Ярославль, 2013.
4. Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего
возраста – М., 2013.
5. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М., 2012.
6. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению. – СПб., 2015.
7. Малахова Л.В. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста – Ростовна-Дону, 2013.
8. Метлов Н.А. Музыка – детям – М., 2012.
9. Михайлова М.А. Поем, играем, танцуем в доме и в саду. - М., 2013.
10. Суязова Г.А. Мир вокального искусства – Волгоград, 2012.
11. Улашенко Н. Б. Музыка. Нестандартные занятия. Подготовительная группа. Волгоград: ИТД «Корифей», 2013.
Список полезных интернет – ресурсов для педагога
1. http://www.mp3sort.com/
2. http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
3. http://forums.minus-fanera.com/index.php
4. http://alekseev.numi.ru/
5. http://talismanst.narod.ru/
6. http://www.rodniki-studio.ru/

7. http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
8. http://www.lastbell.ru/pesni.html
9. http://www.fonogramm.net/songs/14818
10. http://www.vstudio.ru/muzik.htm
11. http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
12. http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
13. http://www.notomania.ru/view.php?id=207
14. http://notes.tarakanov.net/
15. http://irina-music.ucoz.ru/load
Приложение 1
Методика индивидуальной диагностики уровня
знаний, умений и навыков обучающихся
Входная, промежуточная, итоговая диагностика – 1 год обучения.
Тестовые задания.
1. Игра «Ритмическое эхо». Задание позволяет определить, насколько развито у
ребенка чувство ритма. Педагог задает определенный ритм, ребенок должен его
повторить.
3 балла – точное повторение
2 балла – повторение с ошибкой
1 балл - отсутствие ритма
2. Игра «Как тебя зовут?». Необходимо пропеть своё имя на заданную
музыкальную тему. Упражнение позволяет определить, насколько развит у
ребенка музыкальный слух:
3 балла – точное повторение мелодии
2 балла – повторение мелодии с ошибкой
1 балл - полное не воспроизведение мелодии
3. Исполнение любимой песни. Задание позволяет определить музыкальную
память, чистоту интонации, артистичность исполнения.
3 балла – точное воспроизведение музыкального материала и артистичность в
исполнении
2 балла – точное воспроизведение музыкального материала с отсутствием
эмоций
1 балл – неправильное воспроизведение музыкального материала
4. Беседа о музыке. Беседа позволяет определить уровень знаний ребенка в
области музыкального искусства, коммуникабельность, умение грамотно
излагать свою мысль.
3 балла – ребенок активный и эмоциональный в беседе

2 балла – ребенок затрудняется отвечать на некоторые вопросы
1 балл - ребенок пассивный, не отвечает на вопросы
Входная, промежуточная, итоговая диагностика - 2 год обучения.
Тестовые задания.
1. Игра «Ритмическая угадай-ка». Педагог задает начальный ритм знакомой
песни, ребенок должен его повторить и постараться узнать песню. Задание
позволяет определить, насколько развито у ребенка чувство ритма:
3 балла – точное повторение и узнавание песни
2 балла – повторение с ошибкой
1 балл - не воспроизведение ритма
2. Игра «В лесу». Задание позволяет определить: насколько развился у ребенка
музыкальный слух.
3 балла – точное повторение мелодии с соблюдением Stacatto, Legato
2 балла – повторение мелодии с ошибками
1 балл - полное не воспроизведение мелодии
3. Исполнение любимой песни. Задание позволяет определить каков уровень
развития музыкальной памяти, чистоты интонации, артистичности исполнения.
3 балла – точное воспроизведение музыкального материала и артистичность в
исполнении
2 балла – точное воспроизведение музыкального материала с отсутствием
эмоций
1 балл – неправильное воспроизведение музыкального материала
4. Беседа о музыке. Беседа позволяет определить уровень знаний ребенка в
области музыкального искусства, коммуникабельность, умение грамотно
излагать свою мысль.
3 балла – ребенок активный и эмоциональный в беседе
2 балла – ребенок затрудняется отвечать на некоторые вопросы
1 балл - ребенок пассивный, не отвечает на вопросы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».