Логопедическая помощь Программа

Содержание
I.Организационный раздел программы………………………………………….3
1.1.Цели, задачи, содержание и формы логопедического воздействия………3
1.2.Модель организации коррекционно-образовательного процесса……….4
1.3.Направления работы……………………………………………….…………6
1.4.Диагностическая работа……………………………………..………………6
1.5.Коррекционно – развивающая работа……………………………………….7
II.План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению….10
III.Перспективное планирование работы……………………………..……….24
IV .Тематическое планирование логопедических занятий для групп с
нарушение звукопроизношения……………………………………………..…26
V.Методическое обеспечение………………………………………………….37

I Организационный раздел программы
Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера,
степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить
цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Цель - развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование
умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей
успешной социализации и интеграции в среду сверстников.
Задачи:
 Обследование воспитанников и выявление среди них детей,
нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области
развития речи.
 Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного,
физического развития и индивидуальных особенностей детей,
нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных
направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
 Привитие детям навыков коммуникативного общения.
 Систематическое проведение необходимой профилактической и
коррекционной работы с детьми в соответствии с планами
индивидуальных занятий.
 Проведение мониторинговых исследований результатов
коррекционной работы, определение степени речевой готовности детей
к школьному обучению.
 Формирование у педагогического коллектива и родителей
информационной готовности к логопедической работе, оказание
помощи в организации полноценной речевой среды.
 Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого
развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по
речевому развитию дошкольников в семье).
 Организация эффективного коррекционно-развивающего
сопровождения детей с различными речевыми нарушениями.
Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной
деятельности устранения недостатков в речевом развитии дошкольников,
коррекционный процесс планируется в соответствии с основными этапами и
задачами каждого этапа, что можно представить в виде следующей модели:
Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание
условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных
последствий речевых недостатков.

Модель организации коррекционно-образовательного процесса.
Этапы

Задачи этапа

Результат

1 этап

1. Сбор анамнестических
данных посредством
изучения медицинской и
педагогической
документации ребёнка.

Определение
структуры речевого
дефекта каждого
ребёнка, задач корр.
работы.

исходнодиагностический

2. Проведение процедуры
психолого-педагогической и
логопедической диагностики
детей: исследование
состояния речевых и
неречевых функций ребёнка,
уточнение структуры
речевого дефекта, изучение
личностных качеств детей,
определение наличия и
степени фиксации на
речевом дефекте.
2 этап
организационноподготовительный

1. Определение содержания
деятельности по реализации
задач коррекционнообразовательной
деятельности.
2. Конструирование
индивидуальных маршрутов
коррекции речевого
нарушения в соответствии с
учётом данных, полученных
в ходе логопедического
исследования.
3. Формирование
информационной готовности
педагогов и родителей к
проведению эффективной
коррекционнопедагогической работы с
детьми.
5. Индивидуальное
консультирование родителей
- знакомство с данными

календарнотематического
планирования
занятий; планы
индивидуальной
работы;
взаимодействие
специалистов ДОУ и
родителей ребёнка с
наруш. речи.

логопедического
исследования, структурой
речевого дефекта,
определение задач
совместной помощи ребёнку
в преодолении данного
речевого нарушения,
рекомендации по
организации деятельности
ребёнка вне детского сада.
3 этап
коррекционноразвивающий

4 этап
итоговодиагностический

1. Реализация задач,
определённых в
индивидуальных
коррекционных программах.

Достижение
определённого
позитивного эффекта
в устранении у детей
отклонений в
2. Психолого-педагогический
речевом развитии
и логопедический
мониторинг.
1. Проведение
диагностической процедуры
логопедического
исследования состояния
речевых и неречевых
функций ребёнка - оценка
динамики, качества и
устойчивости результатов
коррекционной работы с
детьми (в индивидуальном
плане).

Решение о
прекращении
логопедической
работы с ребёнком,
изменении её
характера или
продолжении
логопедической
работы.

2. Определение дальнейших
образовательных
(коррекционнообразовательных)
перспектив детей,
выпускников ДОУ - группы
для детей с нарушениями
речи.

Следует отметить, что данное деление задач по этапам достаточно условно.
Так, задача организационно-подготовительного этапа - определение

индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на
протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия
либо отсутствия динамики коррекции.
Направления работы
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования
включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления
отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с
нарушением речи, проведение их обследования и подготовку рекомендаций
для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях
образовательного учреждения;
- коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию
недостатков детей с нарушением речи в условиях дошкольного
образовательного учреждения, способствует формированию
коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения детей и их семей по вопросам реализации,
дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и
социализации воспитанников;
- информационно - просветительская работа направлена на
разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для детей с нарушением речи, их родителями
(законными представителями), педагогическими работниками.
Диагностическая работа
Работа логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных
особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной
работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных
достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на
диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого
развития детей-логопатов (первичный, итоговый, при необходимости и
промежуточный).
Детальное изучение данных диагностических методик позволило при
помощи компиляции определить наиболее приемлемое содержание
процедуры обследования и определения уровня речевого развития детей.
Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных
планов коррекционно-развивающей работы (индивидуальных маршрутов),
корректировки образовательных задач с учетом достижений детей в
освоении программы.

Коррекционно-развивающая работа
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в
логопедическом кружке ДОУ конкретизируется в соответствии с
категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФН, ФФНР,
ОНР.
Эффективность коррекционно - развивающей работы определяется чёткой
организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным
распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в
работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и
воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных.
При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура
речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус
ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом
психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их
структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками.
Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья
воспитанников в образовательном процессе.
На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и
упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для
повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального
напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к
участию в организованной взрослым деятельности и профилактике
конфликтов между детьми.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди
которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны
речи, словесные - на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на
наглядные материалы. Практические методы используются при
формировании речевых навыков путем широкого применения специальных
упражнений и игр. К практическим методам можно отнести метод
моделирования и метод проектов.
Метод моделирования является одним из перспективных направлений
совершенствования процесса коррекционно - развивающего обучения и
активно применяется в нашем детском саду. Использование заместителей и
наглядных моделей развивает умственные способности детей. У ребенка,
владеющего формами наглядного моделирования появляется возможность
применить заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их
помощи то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты
собственных действий. Введение наглядных моделей позволяет более
целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения.

Форма организации обучения групповая. Основной формой работы с
детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая
деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает,
что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими
нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках
каждого занятия.
Основная цель занятий состоит в выборе и в применении комплекса
артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических
нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и
др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить
эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством
звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические
реакции.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией
каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных
фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах
несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к
усвоению содержания подгрупповых занятий.
Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по
следующим основным направлениям:
 совершенствование мимической моторики.
 совершенствование статической и динамической организации
движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).
 развитие артикуляционного и голосового аппарата;
 развитие просодической стороны речи;
 формирование звукопроизносительных навыков, фонематических
процессов;
 уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе
нормализации звуковой стороны речи;
 формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
 развитие диалогической и монологической речи.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным
воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют
структуре его речевого нарушения.
НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
ЛОГОПЕДА

Нарушения устной
речи

Направления коррекционной работы

Фонетическое
недоразвитие речи

- коррекция звукопроизношения

Фонетикофонематическое
недоразвитие речи

- развитие фонематического
восприятия;
- совершенствование слоговой
структуры слов;
- коррекция звукопроизношения.

IIПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫПО
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ
I.ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Задача: тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и
кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в
играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня
минимальной достаточности для постановки звуков;
в) в процессе систематических тренировок овладение комплексом
пальчиковой гимнастики;
г) укрепление физического здоровья (консультации врачей - узких
специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж)
II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И
НАВЫКОВ
Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные
артикуляционно и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной
(фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной)
речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:

1). ПОСТАНОВКА ЗВУКОВв такой последовательности:
- свистящие С, 3, Ц, С’, 3'
 шипящий Ш
 сонор Л
 шипящий Ж
 сонорыР, Р'


шипящие Ч, Щ
Способ постановки:

Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка» «Желобок», «Щеточка»,
«Футбол», «Фокус»;
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок»,
«Погреем руки»;
для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок»,
«Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа по постановке звуков
проводится только индивидуально.
2). АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В
СЛОГАХ:
По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:
а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в
обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со
стечением согласных;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и
параллельно вырабатывать вибрацию.
3). АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В
СЛОВАХ: Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же
последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и
закрепляется в словах с данным слогом.
4). АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ. Каждое
отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные

предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки,
чистоговорки, стихи с данным словом.
5).ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ:
С – З, СЬ – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л
6).АВТОМАТИЗАЦИЯ В СПОНТАННОЙ РЕЧИ (в диалогической речи, в
играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. (Коноваленко, 1998)
III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО
ВОСПРИЯТИЯи навыков анализа и синтеза слов параллельно с коррекцией
звукопроизношения
IV. СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ внимания,
мышления на отработанном материале.
V.РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ на базе правильно
произносимых звуков.
Лексические и грамматические упражнения. Нормализация просодической
стороны речи.
Обучение рассказыванию.

Планирование индивидуальной работы.
Содержание:
Содержание программы разделено на 2 блока:
Блок I. Коррекция звукопроизношения.
Блок II. Коррекция фонематического недоразвития речи.
Эти два блока логопед использует параллельно. Очередность изложения
материала в блоках определена естественным (физиологическим) ходом
формирования звукопроизношения и фонематического восприятия у детей в
норме. Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы

индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют
успешному их продвижению.
Блок I «Коррекция звукопроизношения».
Учитывая специфику нарушений устной речи, планирование работы делится
на следующие этапы:
I этап – Подготовительный (3-6 часов).
Задача подготовительного этапа -развитие подвижности артикуляционного
аппарата посредством общей артикуляционной гимнастики. Так же на этом
этапе необходимо осуществить тщательную и всестороннюю подготовку
ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в
играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня
минимальной достаточности для постановкизвуков (общая и специальная
артикуляционная гимнастика);
г) развитие мелкой моторики;
д) развитие физиологического и речевого дыхания;
е) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких
специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж,
кислородный коктейль).
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки
звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального
внимания логопеда и больших затрат времени. (Коноваленко 1998)
II этап. . Формирование произносительных умений и навыков(6-36
часов)
Задачи:
- устранение дефектного звукопроизношения и формирование правильной
артикуляции звука;
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной
(фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной)
речью.
На этом этапе осуществляется:
1. Знакомство с артикуляцией звука;

2. Постановка звука;
3. Коррекция звука;
4. Автоматизация поставленного звука.
Постановка звуков проводится в такой последовательности:
1. Свистящие [c], [з], [ц], [с`], [з`].
2. Шипящий [ш].
3. Соноры [л], [л`].
4. Шипящий [ж].
5. Соноры [р], [р`].
6. Аффрикаты [ч], [ц].
7. Шипящий [щ]
Данная последовательность определена естественным (физиологическим)
ходом формирования звукопроизношения у детей в норме. (Коноваленко,
1998)
Однако возможны изменения в порядке постановки звуков, обусловленные
индивидуальными особенностями отдельных детей.
Автоматизация поставленного звука осуществляется:
- в слогах;
- в словах;
- во фразе;
- в предложении;
- в тексте;
- в пословицах, поговорках, стихах;
- в скороговорках;
- в собственном связном высказывании.
Автоматизация поставленных звуков в словах рекомендуется проводить в
следующей последовательности:
а) [С], [3], [Ш], [Ж], [С'], [3'], [Л'] автоматизируются вначале в прямых
слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением
согласных.
б) [Ц], [Ч], [Щ], [Л] - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и
со стечением согласных;

в) [Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и
параллельно вырабатывать вибрацию.
Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в
слогах, в той же последовательности. Каждое отработанное в произношении
слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие
рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. (Коноваленко, 1998)
Вследствие того, что у детей с речевыми нарушениями, как правило,
выявляется недостаточнаясформированность мелкой моторики, психических
функций и общеречевых навыков (словарный запас, лексико-грамматический
строй речи и фонематические процессы), то необходимо их развивать на
логопедических занятиях с детьми. Это создаст благоприятные предпосылки
для развития устной речи и овладения письменной речью. Данное положение
отражено в тематическом плане данного блока.
Процесс исправления недостатков звукопроизношения в существенной
степени зависит от выполнения методических установок, важнейшими из
которых являются следующие (Богомолова, 1994):
1. Ребенок должен быть подготовлен к работе, так как его сознательное
желание исправить звуки имеет большое значение.
2. Переход от одного этапа работы к следующему должен осуществляться
только после усвоения пройденного материала.
3. Каждый поставленный звук необходимо сразу вводить в разговорнобытовую речь.
4. В течение работы над постановкой звуков родители должны активно
помогать ребенку и требовать от него выполнения заданий.
Блок II «Коррекция фонематического недоразвития речи».
После постановки и автоматизации того или иного звука следует этап его
дифференциации (различения) с наиболее часто смешиваемыми звуками.
Если не проводить дифференциацию, ребёнок будет путать произношение
поставленного звука с имеющимися. Вначале отрабатываются звуки в
упражнениях, а затем вводятся в разговорно-бытовую речь. (Богомолова,
1994)
В данном блоке ведется работа над совершенствованием следующих
операций в соответствии с концепцией, предложенной В.А.Ковшиковым
(1995):

- активизация слухового внимания;
- выделение звука на фоне других звуков;
- выделение звука на фоне слога;
- выделение звука на фоне слова;
- вычленение звука;
- определение места звука в слове;
- определение положения звука по отношению к другим звукам;
- определение последовательности звуков в слове;
- определение порядка следования звуков в слове;
- определение количества звуков в слове;
- составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический
синтез);
- операции фонематических представлений.
При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не
более пары звуков, если для работы необходимо большее количество звуков
одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно.
Рекомендуемая последовательность дифференциации звуков (Коноваленко,
1998):
[С-3], [С-С'], [С-Ц], [С-Ш];
[Ж-3], [Ж-Ш];
[Ч-С], [Ч-Т'], [Ч-Щ];
[Щ-С'], [Щ- Т'], [Щ-Ч], [Щ-Ш];
[Р-Л], [Р-Р'], [Р'-Л'], [Р'-Й], [Л'-Л].

Блок I «Коррекция звукопроизношения»

Направление
коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

Кол-во
часов

I этап. Подготовительный.
1. Общая
артикуляционная
гимнастика.

- Развитие мелкой моторики.
- Развитие физиологического и

3-6

2. Специальный
комплекс
артикуляционных
упражнений.

речевого дыхания.
- Выработка плавного и длительного
выдоха.
- Работа над силой выдоха.
- Активизация познавательных
процессов.
- Развитие слухового внимания,
памяти.
- Развитие фонематического
восприятия ( см. блокII)

II этап. . Формирование произносительных умений и
навыков
1. Знакомство с
артикуляцией
звука.
2. Коррекция звука.
3.Автоматизация
поставленного звука:
- в слогах;
- в словах;
- во фразе;
- в предложении;
- в тексте;
- в пословицах,
поговорках, стихах;
- в скороговорках;
- в спонтанной речи

- Развитие пространственной
ориентировки.
- Развитие мелкой моторики.
- Развитие тактильного восприятия.
- Развитие зрительного внимания.
- Развитие зрительного восприятия.
- Развитие зрительной памяти.
- Развитие слухового внимания.
- Развитие фонематического
восприятия ( см.блокII).
- Развитие восприятия ритмикослоговой структуры слова.
- Развитие фонематических процессов
(анализа, синтеза, представлений - см.
блокII)
- Развитие слухоречевой памяти.
- Развитие логического мышления.
- Активизация словарного запаса.
- Развитие навыков
словообразования.
- Развитие навыков словоизменения.
- Развитие связной речи.

6 - 36

- Формирование языкового чутья.
- Развитие навыков самоконтроля
Итого:

9 - 42

Блок II «Коррекция фонематического недоразвития речи».

Темы

Количество

Содержание работы

часов
Формирование и развитие фонематического восприятия и
представлений.
1. Активация слухового
внимания

1

Игра «Найди игрушку»(со звучащими
игрушками), «Узнай по голосу»(узнать с
завязанными глазами голос знакомого
ребенка), узнавание музыкальных
инструментов по их звучанию, «Угадай
слово» (в котором не достает звука) и т.п.

2. Выделение звука из
ряда других звуков

1-2

Совершенствование слухового внимания
путем реагирования дошкольниками
лишь на заданный педагогом звук.
Реакциями детей могут быть
разнообразные действия: подъем руки,
хлопок в ладоши, указание на
соответствующую букву и т.д.

3. Выделение звука на
фоне слога

1-2

Совершенствование слухового внимания
путем реагирования детьми лишь на
заданный педагогом звук. Реакциями
детей могут быть разнообразные
действия: подъем руки, хлопок в ладоши,
указание на соответствующую букву и
т.д.Особое внимание следует уделить
смешиваемым звукам

4. Выделение звука на
фоне слова

1-3

Совершенствование слухового внимания
путем реагирования дошкольниками
лишь на заданный педагогом звук.
Реакциями детей могут быть

разнообразные действия: подъем руки,
хлопок в ладоши, указание на
соответствующую букву и т.д.Сложным и
особо значимым в данном случае
вариантом операции является анализ ряда
слов со смешиваемыми звуками
5. Вычленение звука

1-3

Детям предлагается слово, в котором они
должны назвать последний и/или первый
звук слова. Особое внимание уделяется
словам, которые в своем составе
содержат 2 или большее число
смешиваемых звуков, а также рядам словквазиомонимов. Например, при смешении
звуков (ш)-(т): шут, шест, тушь; грош,
грот; марш, март и т.д.

6. Определение места
звука в слове

1-3

Педагог выделяет какой-либо звук, дети
определяют, где он находиться в слове: 1)
в его абсолютном начале, 2) абсолютном
конце или 3) в середине. Легкий вариант
заданий – выделенный звук встречается в
слове 1 раз, трудный – звук встречается
несколько раз. Трудным является и
вариант, когда в слове одновременно
находятся два и более смешиваемых
звука

7.Определение положения 2-4
звука по отношению к
другим звукам

Педагог произносит слово, выделяет в
нем звук, ребенок должен назвать, какой
или какие звуки
находятся перед и после выделенного
звука

8. Определение
последовательности
звуков в слове.

Логопед произносит слово, ребенок
последовательно произносит все звуки в
слове. На первых этапах работы, чтобы не
создавать у детей дополнительных
трудностей, им нужно предлагать слова
без редуцированных звуков. Следует
придерживаться полного стиля их
произношения. Для заданий подбираются
слова со сме6шиваемыми звуками

2-4

9.Определение порядка
2-4
следования звуков в слове

Педагог произносит слово, выделяет в
нем звук, ребенку нужно определить,
каковым по порядку следования является

этот звук: первым, третьим и т.д. Другой
вариант операции: педагог произносит
слово и просит дошкольника назвать в
слове определенный по счету звук
10.Определение
2-4
количества звуков в слове

Педагог произносит слово, ребенок
определяет количество составляющих его
звуков. На первых этапах работы
подаются слова без редуцированных
звуков и с полным стилем произношения

11. Составление слов из
заданной
последовательности
звуков (фонематический
синтез)

2-4

Педагог в должной последовательности
раздельно произносит звуки, ребенок
составляет из них слова. Условия
формирования этой операции могут
иметь разную сложность. Легкие, - когда
звуки подаются с минимальной паузой,
трудные, - когда паузы между
подаваемыми звуками продолжительные
или звуки перемежаются
индифферентными словамираздражителями. В начале формирования
этой операции, как и многих других,
следует подавать слова без
редуцированных звуков

12.Операции
фонематических
представлений

4-8

Собственно дифференциация фонем
- выделение звука на фоне слова;
- различение слов квазиомонимов при их
слуховом восприятии и назывании
(обозначении) явления действительности;
- называние пар картинок, включающих в
свои названия трудные для различения
звуки, для формирования различения
звуков в экспрессивной речи
Формирование фонематических
обобщений
- раскладывание картинок на группы (2, 3
и более – в зависимости от
педагогических целей), названия которых

включает дифференцируемые звуки;
- придумывание детьми слов,
включающих тот или иной звук (звуки):
1) «свободное» придумывание вне
зависимости от положения звуков в слове
и последовательности слов в этом
задании; 2) «связанное», «ограниченное»
придумывание, т.е. ограниченное какимто жестким условием, например,
придумать (произнести) слова по
аналогии: шайка – сайка, шутки – сутки и
т.п.
- определение «лишнего» звука в ряду
других звуков (например, (р) (р) (л) (р);
- замена звуков в словах с последующим
объяснением их значений;
- разные варианты речевого лото
(например, на игровом поле закрываются
сектора, где изображены предметы,
названия, которых включают звонкие
звуки);
- выбор должного слова с опорой на
контекст
Итого

20-42

5) Длительность программы.
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с октября, после
завершения обследования. Ее продолжительность во многом обусловлена
индивидуальными особенностями ребенка, определяющими интенсивность
использования блоков.
Блок «Коррекция звукопроизношения» был разработан из расчёта 2 -3
академических часа в неделю на протяжении того времени, которое
необходимо для коррекции звукопроизношения, исходя из индивидуальных
особенностей ребёнка и структуры его дефекта (9 – 42 занятий).
Блок «Коррекция фонематического недоразвития речи» рассчитан на 20-42
занятие от 2-3 академических часа в неделю.
В итоге логопедической работы дети должны:

 правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических
позициях и формах речи;
 четко дифференцировать все изученные звуки;
 называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в
словах;
 производить элементарный звуковой анализ и синтез;
 находить в предложении слова с заданным звуком, определять место
звука в слове;
 различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом
уровне;
 овладеть интонационными средствами выразительности речи в
пересказе, чтении стихов.
Перспективное планирование работы
Постановка
произношения
звуков

Введение поставленных
звуков в речь

Диагностика
речевых и
неречевых функций
ребенка

I этап

Формирование
артикуляторной
базы

Постановка звуков

Изучение психических
функций. Сбор
анамнестических сведений.
Логопедическое заключение.
II этап
Формирование и развитие
артикуляторной базы,
развитие и
совершенствование
сенсомоторных функций,
психологических
предпосылок и
коммуникабельности,
готовности к обучению.
III этап
Закрепление имеющегося
уровня звукового анализа и
синтеза.

Речевой материал

Диагностика по
Иншакова О.Б.
Альбом для
логопеда.
Артикуляционные
упражнения.
Упражнения и
задания для развития
психических
процессов.

Составляется из
правильно
произносимых
звуков

Продолжение
постановки звука,
отработка звука

IV этап
Введение в речь первого
поставленного звука;
а) закрепление звука в устной
речи: в слогах, в словах,
фразах, в тексте;
б) устный и письменный
анализ и синтез слов.

Дифференциация
звуков сходных по
звучанию

V этап
Дифференциация изученного
и поставленных раннее
звуков.

Насыщается вновь
поставленным
звуком. Из
упражнений
исключаются звуки
близкие к
поставленному
(например
закрепляется л
исключаются л', если
ребенок не
произносит р, р', то и
они)
Насыщается
дифференцируемыми
звуками и
закрепляемым
звуком. Из
упражнений
исключаются
близкие, еще не
отработанные звуки.

Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для
закрепления в зависимости от быстроты их постановки. При этом
предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа.
Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного
звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуков будет все
больше и больше расширяться.
В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего,
единство развития произношения и звукового анализа на основе чего
преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с
недостатками фонетической стороны речи.
В системе выдерживаются принципиально важные положения:
поочередное включение в работу звуков одной фонетической группы;
одновременность в работе над звуками разных фонетических групп.

Тематическое планирование
логопедических занятий

для групп с нарушение звукопроизношения

Н Зан Темыкоррекц
Содержание
Программное
е- яионнокоррекционносодержание коррек
де тия развивающей развивающей работы
ционноли
развивающей
работы
работы
Сентябрь
I

Фронтальное обследование

II

1 этап (диагностический)
III

1 Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения.
Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая
моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение
звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического
2 восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков
речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние
связной речи. Логопедическое заключение.

II этап (подготовительный)
IV

3 Развитие
внимания.

Игровые
упражнения: «Найди
отличия»,
«Корректор», «Чего не
хватает» , «Найди
спрятанные предметы»

Развивать
внимательность,
воображение.
Формировать у
детей усидчивость,
стремление
доводить начатое до
конца. Вызвать

интерес к занятиям.
4 Развитие
операций
сравнения и
вывода.

Игровые
упражнения: «Сравни
геометрические
фигуры», «Логические
пары»

Учить сравнивать
предметы и делать
выводы на основе
сравнения.
Развивать
наблюдательность.
Учить делать
умозаключения.
Расширять
словарный запас
детей.
Активизировать
речь детей.

Октябрь
I

5 Формирование Пальчиковая
артикуляционн гимнастика.
ой базы звуков
Артикуляционная
гимнастика: «Сказка о
веселом язычке».
Дыхательная
гимнастика.

6 Формирование Пальчиковая
артикуляционн гимнастика.
ой базы звуков
Артикуляционная
гимнастика: «Сказка о
ветерке».
Мимическая
гимнастика.

Учить детей следить
за правильным
положением органов
артикуляции.
Формировать
навыки правильного
дыхания. Общее
развитие речевого
аппарата. Развивать
мелкую моторику
рук. Закрепить
положение органов
артикуляции.
Вызвать интерес к
логопедическим
занятиям.
Учить детей следить
за правильным
положением органов
артикуляции. Общее
развитие речевого
аппарата. Развивать
мелкую моторику
рук. Развитие
мимики. Закрепить
положение органов
артикуляции.
Вызвать интерес к

логопедическим
занятиям.
II

7 Формирование Пальчиковая
артикуляционн гимнастика.
ой базы звуков
Артикуляционная
гимнастика.
Мимическая
гимнастика.
Пантомимическая
игра: «Приветствие»

8 Формирование Пальчиковая
артикуляционн гимнастика.
ой базы звуков
Дыхательная
гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика.

Учить детей следить
за правильным
положением органов
артикуляции.Общее
развитие речевого
аппарата. Развивать
мелкую моторику
рук и общую
моторику. Развитие
мимики. Развивать
невербальные
средства общения.
Закрепить
положение органов
артикуляции.
Вызвать интерес к
логопедическим
занятиям.
Учить детей следить
за правильным
положением органов
артикуляции. Общее
развитие речевого
аппарата. Развивать
мелкую моторику
рук. Закрепить
положение органов
артикуляции.
Выработать навыки
правильного
дыхания. Вызвать
интерес к
логопедическим
занятиям.

III этап (постановка звука)
III

9 Постановка
звука (по
подражанию)

Пальчиковая
гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика.

Учить детей следить
за правильным
положением органов
артикуляции.Развив
ать мелкую
моторику рук.

10 Постановка
звука (по
подражанию)

Звукоподражательные
игры и упражнения

Развивать внимание,
память.
Воспитывать
правильное
поведение на
занятиях.

Пальчиковая
гимнастика.

Учить детей следить
за правильным
положением органов
артикуляции.Развив
ать мелкую
моторику рук.
Развивать внимание,
память.
Воспитывать
правильное
поведение на
занятиях.

Артикуляционная
гимнастика.
Звукоподражательные
игры и упражнения

IV 11 Постановка
звука (по
подражанию)

Пальчиковая
гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика.
Звукоподражательные
игры и упражнения

12 Постановка
звука
(механическим
или
смешанным
способом)

Пальчиковая
гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика.

Учить детей следить
за правильным
положением органов
артикуляции.Развив
ать мелкую
моторику рук.
Развивать внимание,
память.
Воспитывать
правильное
поведение на
занятиях.
Учить детей следить
за правильным
положением органов
артикуляции.
Развивать мелкую
моторику рук.
Развивать внимание,
память.

Воспитывать
правильное
поведение на
занятиях.
Ноябрь
IVэтап (автоматизация звука)
I
II

Каникулы
13 Закрепление
звука
(изолировано)

Пальчиковая
гимнастика.
Артикуляционная
гимнастика.
Звукоподражательные
игры и упражнения
Закрепление звука

14 Закрепление
звука в слогах

Пальчиковая
гимнастика.
Звукоподражательные
игры и упражнения
Закрепление звука в
слогах

III 15 Закрепление
звука в слогах

Пальчиковая
гимнастика.
Звукоподражательные
игры и упражнения
Закрепление звука в
слогах

Учить детей следить
за правильным
положением органов
артикуляции.Развив
ать мелкую
моторику рук.
Воспитывать
правильное
поведение на
занятиях.
Учить детей
контролировать
артикуляцию.
Развивать слуховую
и зрительную
память. Развивать
мелкую моторику
рук. Вызвать
интерес к
логопедическим
занятиям.
Отработка навыков
правильного
звукопроизношения.
Развивать
воображение.
Развитие мелкой
моторики.
Воспитывать
отзывчивость.

16 Закрепление
звука в словах

Пальчиковая
Учить детей
гимнастика.Звукоподра контролировать
жательные игры.
собственную речь.
Закрепить
Закрепление звука в
артикуляцию
слогах
звука.Развивать
подвижность
артикуляционного
аппарата.Воспитани
е усердия

IV 17 Закрепление
звука в словах

Пальчиковая
Учить детей
гимнастика.Звукоподра контролировать
жательные игры.
собственную речь.
Закрепить
Закрепление звука в
артикуляцию
слогах
звука.Развивать
подвижность
артикуляционного
аппарата.Воспитани
е усердия

18 Закрепление
Пальчиковая
звука в
гимнастика.Звукоподра
словосочетания жательные игры.
х
Закрепление звука в
словосочетаниях.

Учить детей
контролировать
собственную речь.
Закрепить
артикуляцию звука.
Развивать слуховое
внимание.
Воспитывать
доброту

Декабрь
I

19 Закрепление
Пальчиковая
звука в
гимнастика.Звукоподра
словосочетания жательные игры.
х
Закрепление звука в
словосочетаниях.

Учить детей
контролировать
собственную речь.
Закрепить
артикуляцию звука.
Развивать слуховое
внимание.
Воспитывать
доброту

20 Закрепление

Учить детей

Игры на развитие

звука в
слухового внимания.
предложениях
Закрепление звука в
предложениях

II

контролировать
собственную речь.
Закрепить
артикуляцию звука.
Развивать слуховое
внимание.
Воспитывать
доброту

21 Закрепление
звука в
чистоговорках

Игры на развитие
слухового внимания.

22 Составление
предложений с
использование
м изучаемого
звука

Пальчиковая гимнастика Закрепить
правильное
Составление
произношение звука
предложений.
в предложениях.
Проговаривание
Развитие мелкой
составленных
моторики. Развитие
предложений
связной речи.
Формирование
умения строить
предложения.
Воспитывать
доброжелательность
.

Закрепление звука в
чистоговорках

III 23 Закрепление
Игры на развитие
звука во
слухового внимания,
фразовой речи памяти.
Закрепление звука в
чистоговорках

Учить детей
контролировать
собственную речь.
Закрепить
артикуляцию звука.
Развивать слуховое
внимание.
Воспитывать
уверенность в своих
силах

Закрепить
правильное
произношение звука
в предложениях.
Развитие мелкой
моторики. Развитие
внимания, памяти.
Развитие связной
речи. Воспитывать
правильное
поведение на

занятиях.
24 Закрепление
Игры на развитие
звука во
слухового внимания,
фразовой речи памяти.
Закрепление звука в
чистоговорках

IV 25 Закрепление
Игры на развитие
звука во
слухового внимания,
фразовой речи памяти.
Закрепление звука в
чистоговорках

26 Закрепление
Пальчиковая гимнастика
звука в стихах и с изучаемым звуком.
загадках
Разучивание стихов с
изучаемым звуком.

Январь
I

Закрепить
правильное
произношение звука
в предложениях.
Развитие мелкой
моторики. Развитие
внимания, памяти.
Развитие связной
речи. Воспитывать
правильное
поведение на
занятиях.
Закрепить
правильное
произношение звука
в предложениях.
Развитие мелкой
моторики. Развитие
внимания, памяти.
Развитие связной
речи. Воспитывать
правильное
поведение на
занятиях.
Закрепить
правильное
произношение звука
в стихах. Развитие
мелкой моторики.
Развитие связной
речи. Воспитание
умения внимательно
слушать

II
III 27 Закрепление
Пальчиковая гимнастика
звука в стихах и с изучаемым звуком.
загадках
Разучивание стихов с
изучаемым звуком.

Закрепить
правильное
произношение звука
в стихах. Развитие
мелкой моторики.
Развитие связной
речи. Воспитание
умения внимательно
слушать

V этап (дифференциации)
28 Игры на
развитие
речеслухового
анализатора

Пальчиковая гимнастика Учить различать
звуки сходные по
Игровые упражнения:
звучанию. Учить
«Повтори за мной»,
дифференцировать
«Испорченный
звуки. Развивать
телефон», «Угадай звук»
мелкую моторику
рук.

IV 29 Звуки […., ….´] Пальчиковая гимнастика
(изучаемые) в
Игровые упражнения:
нашей жизни.
«Послушай и скажи
правильный ответ»,
«Какая буква пропала»,
«Услышь меня»

30 Дифференциац
ия звуков [….,
….´]
(изучаемые) в
словах.

Мимическая
гимнастика.
Игровые упражнения:
«Отгадай слово»,
«Придумай пару»,
«Собери слово»

Учить различать
звуки сходные по
звучанию. Учить
дифференцировать
звуки. Развивать
мелкую моторику
рук.
Учить различать
звуки сходные по
звучанию. Учить
дифференцировать
звуки.

Февраль
I

31 Дифференциац
ия звуков [….,
….´]
(изучаемые) в
предложениях.

Пальчиковая
гимнастика.
Проговаривание
предложений.

Учить детей
составлять
предложения,
рассказ. Развивать
воображение,

Составление
предложений.

мелкую моторику
рук

Игровое упражнение :
«Потерянная буква»

II

32 Дифференциац Проговаривание
ия звуков […., текстов.
….´] в фразовой
Составление рассказов
речи
по картинке и на
заданные темы.

Учить детей
составлять
предложения,
рассказ. Развивать
воображение.

33 Дифференциац
ия звуков [….,
….´]
(изучаемые) в
фразовой речи

Учить детей
составлять
предложения,
рассказ. Развивать
воображение.

Проговаривание
текстов.
Составление рассказов
по картинке и на
заданные темы.

34 Дифференциац Заучивание стихов,
ия звуков […., песен, загадок.
….´]
(изучаемые) в
стихах и
загадках

Продолжать учить
детей
контролировать
свою речь.
Формировать
интерес к
литературе.
Воспитывать
отзывчивость.

III 35 Дифференциац Заучивание стихов,
ия звуков […., песен, загадок.
….´]
(изучаемые) в
стихах и
загадках

Продолжать учить
детей
контролировать
свою речь.
Формировать
интерес к
литературе.
Воспитывать
отзывчивость.

IV 36 Повторение
изученного.
Подведение
итогов.

Игры и упражнения на Формировать
развитие речеслухового уверенность в себе.
анализатора
Развивать
артикуляцию.
Формировать
навыки правильной
и грамотной речи.

Методическое обеспечение

Методическо 1.Аромштам М.С. Учим читать малышей «Снеговик
е обеспечение Егорка» – М.: «Академия развития»,2006
2.Агронович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь
Логопедам и родителям для преодоления фонетикофонематического недоразвития речи у дошкольников с
ОНР - СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
3.Бортникова Е. тетрадь «Составляем рассказы по
картинкам» для детей 5-6 лет. – Е.: «Литуропт», 2012
4.БуденнаяТ.В. Логопедическая гимнастика- СПб.:
«Детство-Пресс», 2009.
5.Жданова Л. Развивающая игра для детей 3-5 лет
«Найди пару» (соедини картинку) – М.: «Хатберпресс»,2013
6.Зайцев В.Б. Составь веселую историю – М.: «РИПОЛ
классик»,2012

7.Земцова О.Н. Ожившие буквы, учимся грамоте –М.:
«Азбука-Аттикус»,2015
8.Иванова Ю.В.Дошкольныйлогопункт: документация,
планирование и организация работы.М. : Издательство
«ГНОМ» , 2008.
9.Иванова Ю.В. Раздаточный материал для работы с
детьми 5-7 лет, приложение к книге «Дошкольный
логопункт: документация,планирование и организация
работы».М. : Издательство «ГНОМ» , 2012.
10.Иншакова О.Б. Альбом для логопеда – М.:
«Владос»,2013
11.Коррекционно – педагогическая работа в дошкольных
учреждениях для детей с нарушениями речи// Под ред.
Гаркуши Ю.Ф.
12.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация
звуков у детей. – М.: Издательство «ГНОМ» , 2012.
13. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекция
произношения звука Й. –М.: Издательство «ГНОМ» ,
2009.
14.Логопедия // Под ред. Л.С.Волковой– М.:
«Владос»,2008
15.Логопедическая раскраска для закрепления звука л
мягкого – М: «ГНОМ», 2012
16.Логопедическая раскраска для закрепления звука р –
М: «ГНОМ», 2012
17.Логопедическая раскраска для закрепления звука р
мягкого – М: «ГНОМ», 2012
18Лугарев А. Говорим без ошибок – М.: «РИПОЛ
классик»,2011
19.Методическое пособие для родителей и воспитателей:

«ОЛМА МЕДИА»
20.Рабочая тетрадь дошкольника «Развитие речи –
учимся пересказывать»
21.Рабочая тетрадь дошкольника «Подбери нужный
предлог» из серии «Говори правильно»
22.Рабочая тетрадь «Развиваем речь» для детей 6-7 лет М.: «РОСМЭН – ПРЭСС», 2008
23.Рау Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия – М.: «Просвещение»,
1969
24.СмирноваЛ.Н. Логопедия в детском саду, занятия с
детьми 6-7 лет с ОНР – М: «Мозаика- синтез»,2007
25.Тестовые задания для детей 5-6 лет «Развитие речи»
26.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного
произношения – М.: Просвещение, 1989.
27.Читай, играй, отдыхай выпуск 7- М: «Эксмо», 2012

1.Дидактические игры
2.Наглядные пособия
3.Диски

1.Батяева С. Логопедические карточки : звуки
ш, ж, ч, р.
2.Батяева С. Логопедические карточки : звуки
с, з, ц, л.
3.Компакт – диск «Логопедические пазлы» М.: «Учитель»,2013
4.Логопедическое лото «Говори правильно» на
звуки: «с», «ш», «щ», «л», «р»
5.Настольная развивающая игра «Кто чей
малыш?»
6.Наглядно – дидактическое пособие
«Профессии» (16карточек)
7.Наглядно – дидактическое пособие «Виды
спорта» (12 карточек)
8.Пальчиковые игры «Буквы и цифры» для
детей от 2-7 лет (карточки 12 штук) – М.:
«Десятое Королевство», 2011
9.Развивающие карточки «Я одеваюсь»
10.Лото «Футбольный мяч»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».