Учебный план и расписание по дополнительному образованию на 2023-2024 уч.год

Пояснительная записка
Учебный план по дополнительному образованию на 2023- 2024 учебный
год является локальным нормативным документом, регламентирующим общие
требования к организации дополнительного образования в муниципальном
бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду №578
Учебный план по дополнительному образованию разработан в
соответствии с нормативными документами:
➢ Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. №273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
➢ Федеральным
государственным
образовательным
стандартом
дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155;
➢ Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и
осуществлении
образовательной
деятельности
по
основным
образовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования»;
➢ Постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении СанПиН
2.4.1.3049-13 организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» (с изменениями на 27 августа 2015г.);
➢ Письмо Рособрнадзора от 10.09.2013 N 01-50-377/11-555 «О соблюдении
прав граждан при предоставлении платных дополнительных
образовательных
услуг
в
общеобразовательных
организациях,
расположенных на территории субъектов Российской Федерации и о
нарушениях законодательства Российской Федерации об образовании в
части обеспечения государственных прав граждан на получение
общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования»;
➢ Уставом МБДОУ- детского сада № 578;
➢ Положением об оказании дополнительных образовательных услуг в
МБДОУ- детском саду № 578.
Учебный план по дополнительному образованию определяет содержание
дополнительного образования, обеспечивающего реализацию интересов и
потребностей воспитанников, родителей (законных представителей) и
дополняет содержание ООП ДОУ.
Реализация учебного плана предполагает учет принципа интеграции
образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и
особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных
областей.
Учебный план по дополнительному образованию обсуждается и
принимается Педагогическим советом и утверждается приказом заведующего
детским садом.

Основной задачей дополнительного образования является формирование
потребности ребенка в познании, физической активности, творческой
реализации, что является необходимым условием полноценного развития
личности ребенка, и в значительной мере облегчит переход из детского сада в
школу, сохранит и разовьет интерес к познанию в условиях школьного
обучения.
Важным фактором определения уровня здоровья является физическое
развитие воспитанников. В последнее время наблюдается снижение
показателей уровня здоровья детей, их физического развития. В связи с этим
культура здоровья является составляющей общей системы культуры, поэтому
популяризация разных видов спорта должна начинаться уже в дошкольном
возрасте. С этой целью в ДОУ организована спортивная деятельность для детей
старшего возраста по футболу. Это удовлетворит естественную биологическую
потребность детей в движении, будет способствовать всестороннему
физическому развитию и воспитания у них потребности систематически
заниматься спортом.
На современном этапе обучение в начальной школе ведется по
развивающим образовательным программам. Для успешного овладения
содержанием этих программ, будущему первокласснику необходимо владеть
базовыми знаниями и умениями. Интеллектуальная готовность ребенка к школе
(наряду с эмоционально психологической и физической готовностью) является
приоритетной для успешного обучения.
Успешное освоение программ начальной школы зависит от подготовки
дошкольников. Одно из таких условий – готовность к овладению грамотой,
которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звукослоговым
и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
Дополнительная программа по подготовке к обучению грамоте на основе
современных методик, направлена на развитие речи детей, формирование
предпосылок учебной деятельности, развитие познавательных способностей,
овладение навыками чтения, подготовку к обучению грамоте, посредством чего
создается прочная основа для успешного изучения русского языка в школе.
Введение дополнительного образования в подготовительной к школе
группе «В стране Сообразилии» направлено на достижение следующих целей:
интеллектуального
развития
детей
(формирование
элементарных
математических представлений, целостной картины мира, расширение
кругозора), познавательных интересов через познавательно-исследовательскую
и продуктивную деятельности, способность решать поставленные задачи, что
также необходимо для подготовки детей к обучению в школе.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо
начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в
пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит
важная роль в формировании головного мозга, его познавательных
способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг,
необходимо тренировать руки. И задача педагогов - заинтересовать ребёнка

художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных
поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и
др., помочь овладеть простыми ручными операциями, развивать
познавательные, творческие и художественные способностей детей в процессе
продуктивной деятельности через активизацию мелкой моторики пальцев и
кистей рук, создавать условия для развития творческой активности детей,
чтобы развить у него разнообразные способности, подготовить ребёнка к
обучению в школе. Этому способствуют занятия продуктивной
художественной деятельностью в «Нетрадиционные техники рисования».
Дошкольный период является сензитивным для развития многих
психических процессов. Для обеспечения полноценного формирования
познавательных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие
физических, интеллектуальных и личностных качеств с приоритетным
направлением познавательно-речевого развития; предпосылок учебной
деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение
психологического здоровья детей дошкольного возраста, необходимо создание
условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка. Этому
способствуют занятия с детьми по дополнительной образовательной
деятельности в объединении «Цифровая лаборатория» в старшей группе.
Особое внимание уделяется развитию познавательных процессов, личностной и
эмоциональной сфер, коммуникативных умений, воли и интеллекта.
Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы,
развить творческие и актерские способности детей (эмоциональность
исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой
передать свое отношение к содержанию литературной фразы), в этом учебном
году запланирована работа в детском объединении «Театр сказок» с детьми
старшего дошкольного возраста.
С целью расширения кругозора детей и развития их творческих
способностей в ДОУ организованы дополнительные образовательные услуги по
программам дополнительного образования:
«Подготовка к обучению грамоте» старшая группа (1), подготовительная
группа (1) по программе «От звука к букве» Е. Колесниковой, М, «Ювенто», 2005;
«Музыкальная сказок» в старшей группе (1), разработанной на пособиях
М.Д. Маханева «Театральные занятия в детском саду» М. Сфера. 2003;
«Умелые ручки» в старшей группе (1) по программе И.А. Лыковой
«Программа художественного воспитания, обучения, развития детей 2 - 7 лет».
И: Цветные ладошки» 2010;
«Футбольный сад» в подготовительной группе (1) с применением
методического пособия «Футбол для дошкольников» М., 1983.

Учебный план по дополнительному образованию
МБДОУ- детского сада №578

на 2023 – 2024 учебный год.

№п/п

1.
2.
3.

Дополнительная образовательная
деятельность

Количество часов в неделю/год
Подготови Младшая Средняя
Старшая
тельная
группа
группа
группа
группа

«Подготовка
к
обучению
грамоте»
«Музыкальная сказка»
«Нетрадиционные техники
рисования »

1/33

1/32

1/33
1/28

4.

«Цифровая лаборатория »

1/32

5.

«Футбольный сад»

1/27

6.

«Логоритмика»
Итого

1/26
1/26
20 мин.

3/94
75 мин.

3/91
90 мин.

Образовательный период по дополнительному образованию с 01.10.2023г.
по 29.05.2024г.
Начало дополнительной образовательной деятельности во второй
половине дня с 15.40, 16.15.
Занятия по дополнительному образованию для детей в возрасте от 4 до 8
лет организуются 1 - 2 раз в неделю. Длительность занятий зависит от возраста
детей и составляет:
- в средней группе - 20 мин.,
- в старшей группе - 25 мин.,
- в подготовительной группе - 30 мин.

Режим дополнительной образовательной деятельности
на 2023- 2024 учебный год

Дополнительная
образовательная
деятельность
«Цифровая
лаборатория »
Направление:
познавательное
развитие
«Футбольный
сад»
Направление:
физическое
развитие

Возраст детей

Дни недели

Ф.И. О. педагога Продолжительность

Старшая группа
Цель – развитие
познавательных
способностей

Понедельник Бердникова Н.И.
15.40 - 16.00

1 раз в
неделю
30мин.

Подготовительная группа

Понедельник
15.40 - 16.10

Русинов Д.А.

1 раз в
неделю
30мин.

Понедельник
16.15-16.40

Гелева О.Б.

1 раз в
неделю
25мин.

Вторник
15.40 - 16.10

Избасарова Н.И.

1 раз в
неделю
30мин.

Цель –
развитие физических
качеств и укрепление
здоровья, обучение детей
дошкольного возраста игре
в баскетбол

«Нетрадиционные
техники
рисования»
Направление:
художественноэстетическое

Старшая группа

«Подготовка к
обучению
грамоте»
Направление:
познавательное
развитие, речевое
развитие

Подготовительная группа

«Логоритмика»
Направление:
познавательное
развитие

Подготовительная группа

«Подготовка к
обучению
грамоте»
Направление:
познавательное
развитие, речевое
развитие

Старшая группа

«Музыкальная
сказка»
Направление:
художественноэстетическое

Старшая группа

Цель - творческое развитие

Цель - речевое развитие

на платной
основе

Цель - развитие
познавательных
способностей

Среда
15.40 - 16.10

Чернова И.В.

1раз в
неделю
30 мин.

Среда
15.40 - 16.05

Паршина Н.Г.

1 раз в
неделю
25 мин.

Пятница
16.15-16.40

Чернова И.В.

1 раз в
неделю
25мин.

Цель - речевое развитие

Цель - творческое развитие

Методическое обеспечение

Направление:
физическое
развитие
«Футбольный сад»
Подготовительная
группа
Цель – развитие
физических качеств и
укрепление здоровья,
обучение детей
дошкольного
возраста игре в
футбол
Направление –
Познавательное
развитие, речевое
развитие
«Подготовка к
обучению грамоте»
Старшая группа
Цель - познавательно
- речевое развитие

Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду.
М., 1992.
Аркин. Е.А. Дошкольный возраст. М.,1990
Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников силу, ловкость,
выносливость. М., 1981.
Волошина Л.Н. «Играйте на здоровье!»: Программа и технология
физического воспитания детей 5-7 лет. М., 2004.
Волошина Л.М., Курилова Т.В. Игры с элементами спорта. М., 2004.
Н.С. Голицына, Е.Е. Бухарова Физкультурный калейдоскоп для
дошкольников- М.6 Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
О.Е. Громова. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Программа «От звука к букве. Формирование аналитико синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»
Е.В.Колесникова/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2015 г.
Е.В. Колесникова «Развитие звуко - буквенного анализа у детей 5-6
лет» М, «Ювента» 2006г.
Волина В. Учимся играя. Новая школа, М, 1994г.
Маханева МД. «Обучение грамоте детей 5-7 лет», М. ТЦ «Сфера»,
2010.
Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом». М.:Просвещение,1991.
Ушакова О.С. «Придумай слово» М.: Просвещение 1996г.
Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для
развития речи.
Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. Дельта, С – П, 1997г.
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, Гринго, Лайнер, 1995г.
Новоторцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и
дома. Академия развития, Ярославль,1998г.
Синицына Е.И. «Умные слова» М, «Лист», 1997г.
Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи», М,
«Просвещение», 1988г.

Ф.И. О.
педагога

Чернова.И.В.

«Логоритмика»
Средняя, старшая
группа
Цель – развитие
познавательных
способностей

Куражева Н. Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветиксемицветик» « Программа интеллектуального, эмоционального и
волевого развития детей 4-5 лет» – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012
Чистякова М. И. «Психогимнастика» М., 1990.
Катаева Л.И. « Работа с застенчивыми детьми» М.: Книголюб, 2004.
Шорохова О.А. «Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по
развитию связной речи дошкольников» М.: ТЦ Сфера, 2006
Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Козлова И.А., Тузаева А.С. «ЦветикСемицветик» Рабочая тетрадь. 70 развивающих заданий для
дошкольников 4-5 лет.

Русинов Д.А.
.

Направление:
познавательное
развитие

Используемая методика

Паршина Н.Г.

Дополнительная
образовательная
деятельность

Подготовительная
группа
Цель – познавательно
- речевое развитие

Направление художественно эстетическое:
«Нетрадиционные
техники рисования»
Старшая группа
Цель - творческое
развитие

И.А. Лыкова «Программа художественного воспитания, обучения,
развития детей 2-7 лет». И: Цветные ладошки» 2010г.
Г.С. Чернов «Пластилиновые вороны».
Кискальт «Солёное тесто».
И.А. Лыкова «Я леплю из пластилина»., Карапуз, 2008г.
И.А. Лыкова «Я делаю аппликации». Карапуз, 2008г.
И.А. Лыкова «Я создаю поделки». Карапуз, 2008г.
И.А. Лыкова «Я собираю гербарий». Карапуз, 2008г.
В.А. Пудова «Игрушки из природных материалов».М, 2010г.
О.В. Павлова «Худ. труд». М, 2010г.
Н.А.Чен «Замечательные поделки своими руками», Харьков,2008
Е.В. Потапова «Изодеятельность и художественный труд с
использованием современных материалов» М., 2012г.
Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Досуг и
творчество детей». М., 2007г.

Паршина Н.Г.

«Подготовка к
обучению грамоте»

Программа «От звука к букве. Формирование аналитико синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»
Е.В.Колесникова/ М., Изд. ЮВЕНТА, 2015 г.
Е.В. Колесникова «Развитие интереса и способностей к чтению у
детей 6-7 лет» М, «Ювента» 2006 г.
Волина В. Учимся играя. Новая школа, М, 1994г.
Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое
пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с.
О.М. Рыбникова «Обучение чтению и грамоте детей 6-7
лет».Волгоград. Учитель, 2011г.
Эльконин Б. Методика обучения чтению. Москва «просвещение»,
1999г.
Волина В. «Учимся играя! », Москва «Новая школа», 1994г.
Тумакова Г.А. «Ознакомление дошкольника со звучащим словом».М.:Просвещение,1991г.
Ушакова О.С. «Придумай слово» М.: Просвещение 1996г.
Дельта, С – П, 1997г.
Новоторцева Н.В. Учимся читать: обучение грамоте в детском саду и
дома. Академия развития, Ярославль,1998г.
Синицына Е.И. «Умные слова» М, «Лист», 1997г.
Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи», М,
«Просвещение», 1988г.

Гелева О.Б.

Направление –
Познавательное
развитие, речевое
развитие

Подготовительная
группа
Цель - развитие
познавательных
способностей

Направление
художественно –
эстетическое:
«Музыкальная
сказка»
Старшая группа
Цель - творческое
развитие

М.Д. Маханева «Театральные занятия в детском саду» М. Сфера.
2003г.
Л.В.Артемова «Театрализованные игры дошкольников» М.
«Просвещение» 1991год.
А.В. Щёткин «Театрализованная деятельность в детском саду» М.
«Мозаика- синтез 2008г.
Т.Н. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам» М.
«Просвещение». 1982г.
Т.П. Петрова «Театрализованные игры в детском саду» М. Школьная
пресса. 2000г.
Т.Н. Караманенко «Кукольный театр - дошкольникам» М.
«Просвещение» 1982г.
И.В. Штанько «Воспитание искусством в детском саду» М. ТЦ
«Сфера» 2007г.
М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Конспекты комплексных занятий по
сказкам с детьми» С.П. «Паритет» 2006г.
С.Альфимович «Театр Петрушки в остях у малышей» Минск. 1969 г.

Разработала ст. воспитатель Горбенко В.Ю.

Бердникова М.С.

«Цифровая
лаборатория»

Программа «Сообщество» Кирстен К. Хансен, Роксана К.Кауфманн,
Кейт Бэрк Уолш
«Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста» Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Москва
«Просвещение».
«Развитие интеллектуальных способностей дошкольника» Л.Ф.
Тихомирова, Ярославль «Академия развития».
«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» Л.В.
Артемова, Москва «Просвещение» 2002г.
«Дидактические игры в детском саду» А.К. Бондаренко, Москва
«Просвещение» 2001г.
«Чего не свете не бывает?» О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева, Москва
«Просвещение» 2001г.
«Развивающие игры с малышами» Т.В. Галанова, Ярославль
«Академия развития», 1996г.
«Развивающие игры для дошкольников» Н.Н. Васильева, Н.В.
Новоторцева, Ярославль «Академия развития», 1996г.
«Проверяем знания дошкольника-тесты» С.Е. Гаврина, Киров
«Весна», 2007г.
«Веселые задачки для маленьких умников» С.Е. Гаврина, Ярославль
«Академия развития», 2006г.

Чернова И.В.

НаправлениеПознавательное
развитие


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».