Рекомендации родителям

02.04.2020

Рекомендации родителям

04.04.2020

РЕЧЬ – ФУНКЦИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА
 Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции и аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования. Центральное звено всего аппарата речи – кора головного мозга (у правшей – преимущественно левого полушария, у левшей – наоборот), где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и кинестетического (мышечного) анализаторов.

ПРИЧИНЫ ЗАДЕРЖКИ И НАРУШЕНИЯ РЕЧИ В ДОШКОЛЬНОМ  ВОЗРАСТЕ
 Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.
 Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.
Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать. У них достаточно развиты память и внимание.


57de2ba4dbe4.pngПричины возникновения речевых нарушений

Родители, которые узнали от специалистов о том, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, часто интересуются, чем они вызваны. Этот вопрос становится для них особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников нарушений речи не было. Речевые нарушения могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, вредоносных факторов, воздействующих изнутри или извне и нередко сочетающихся друг с другом. В специальной и справочной литературе описываются причины, предрасполагающие к возникновению речевых нарушений. Их принято делить на две группы – органические (приводящие к нарушению механизмов в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (нарушающие нормальную работу речевого аппарата).

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.

нужно создать ребёнку благоприятные условия для развития речи

Часто мамы и папы не могут решить, что лучше - активный непоседа, которому надо всё знать и попробовать на вкус, или тихий, спокойный малыш, который никуда не лезет, ничего не трогает, никому не мешает. Многочисленные исследования доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Активные игры с малышом, особенно на свежем воздухе, - основа для формирования его речевой функции. В ребёнке с рождения заложено стремление к исследованию. Он инстинктивно тянется к предметам. Взрослым надо поддерживать, грамотно направлять и развивать его двигательную активность.

Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу. А зря! Навыки самообслуживания надо развивать как можно раньше. Это благоприятно отразится и на процессе развития речи.

любые нарушения речи можно исправить - важно не упустить время

Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. Важно отметить, что лечение расстройства речевой функции надо проводить комплексно, при участии педиатра, психиатра, невролога, дефектолога, логопеда, психолога. Может понадобиться помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога, генетика. От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит родителям, семье малыша. Близким людям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём, одной командой к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

Необходимы упражнения для речевого дыхания, мимическая гимнастика, артикуляционная гимнастика , пальчиковая гимнастика. Комплекс гимнастик и упражнений помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только логопед!

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

  • футбол
    Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
  • ветряная мельница
    Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
  • снегопад
    Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
  • листопад
    Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
  • бабочка
    Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
  • кораблик
    Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
  • одуванчик
    Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
  • шторм в стакане
    Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

Техника выполнения упражнений:

  • воздух набирать через нос
  • плечи не поднимать
  • выдох должен быть длительным и плавным
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

 

Мимическая гимнастика  Н. В. Нищевой.

Капризуля

Капризуля Наша Люба,

Как карась надула губы,

Говорит карась большой:

-Дуться так не хорошо!

Учимся надувать губ.

Выражение лица капризное.

Повторяем упражнение 3-5 раз.

Коала
По дорожке шла коала
Эвкалипта лист жевала
Замечталась и упала
Часто-часто заморгала

Учимся быстро-быстро моргать

Повторяем упражнение 3-5 раз.

Лягушки

Состязались две лягушки как то раз в вокале
Две лягушки на опушке цеки раздували:
Ква ква ква! Ква ква ква!
Вот такие вот слова

Учимся раздувать щеки.

повторяем упражнение 3-5 раз

Мишка

Мишка очень любит мед
В улей он залез, и вот
Словно флюс щека у мишки,
И испачканы штанишки

Учимся надувать то одну, то другую щеку.

Повторяем упражнение 3-5 раз.

Одуванчик

Одуванчик кот сорвал
От пыльцы весь желтым стал
Даже в нос пыльца попала
И в носу защекотало

Учимся двигать кончиком носа.

Магазин

Шла мартышка вдоль витрины,
Видела прохожих спины
И еще смешную рожу
Ты такую сделать сможешь?
Учимся делать смешную рожицу.

Закладываем язык за нижнюю губу

и оттягиваем руками ушные раковины.

Повторяем упражнение 3-5 раз.

Бульдог
Вот бульдог – забавный пес
У него курносый нос
Он подачек не берет
Чулюсть выставил вперед
Учимся выдвигать нижнюю челюсть вперед. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем время для отдыха. Снова повторяем 3-5 раз.

Пальчиковые игры О.И. Крупенчук

Массаж подушечек пальцев рук.

Дети любят всех зверей: птиц и ящериц и змей,

Пеликанов,журавлей,бегемотов,соболей,и клес-

тов и снегирей.Любят горного козла,обезьянку

и осла,дикообраза и ежа,черепаху и ужа.

Массаж фаланг пальцев.

Направление массажных движений  от ногтевых

фаланг к основаниям пальцев. Каждый слог раз-

минание одной  фаланги.По-пу-гай-  мизинец, во-

ро-бей-безымянный, сне-гирь- средний,го-лубь-

указательный,пти-цы-большой.

Массаж «прижимающий»

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз,пальцы

разведены. Другая рука указательным пальцем по очереди

прижимает каждый ноготь,сдвигает палец, «катая» его по

подушечке влево-вправо.На каждую строчку – нажим на

один палец.Шел медведь к своей берлоге да споткнулся на пороге,

«Видно очень мало сил я на зиму накопил»,-так подумал и пошел

Он на поиск диких пчел.Все медведи сладкоежки.любят есть

Медок без спешки, а наевшись, без тревоги до весны сопят

В берлоге.

Потягивание за кончики пальцев

Вытягивание пальцев за ногтевые фалангиХочу такой сайт

Тянут,тянут бабка с деткой из земли большую репку: «Вот

пришла бы наша внучка,помогла бы наша Жучка.Где же кошка,

мышка-крошка ? Хоть держалась крепко,вытянута репка !

«Щелчки»

Ладонь прижата к столу,пальцы разведены.Другая рука

Поднимает пальцы по одному (ребенок с силой прижимает

Ладонь,сопротивляясь подъему) Затем отпускают палец и

 он со стуком падает вниз.На каждую строчку – один палец.

Поднял ушки бурундук.он в лесу услышал звук: это что за

Громкий стук.тук да тук,тук да тук?А пойдем ,-сказал барсук,

Сам увидишь этот трюк: это дятел сел на сук и без рук

Ищет он где спрятан жук,- вот и слышен перестук!

Цепочки

Потягивание сцепленных пальцев в противоположные стороны.

Пальцы(одноименные)сцепляются вторыми фалангами,и руки

Разводятся в противоположные стороны. Впереди – силен,красив-

Тянет всех локомотив.Мы сцепились,как вагоны: дайте нам скорей

«зеленый»!Мы- вагончики трамвая,Тоже вместе быть желаем.

Мы машина и прицеп.Очень крепок этот сцеп.

Ладонь-кулак.

Руки ладонями вниз лежат на столе.Затем одновременно сжимаются

В кулак и снова ложатся ладонями на стол.Руки,как глазки,

Открылись-закрылись. Словно из сказки они появились.

Один кулак- одна ладошка , и поменяй их быстро,крошка!

Теперь- ладошка и кулак,и все быстрее делай так !

Поочередное соединение всех пальцев

 Ищет птичка и в траве, и на ветках , и в листве.(Смена рук)

И среди  больших лугов мух,червей,слепней,жуков.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ

 «Рыбка шевелит губами»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Смыкать и размыкать губы.
 «Птенцы»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Широко открывать и закрывать рот.
 «Улыбка»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Растянуть губы в стороны, не показывая зубов.
(удерживать до 10).
«Трубочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Вытянуть губы вперед, как хоботок. (удерживать до 10).
 «Улыбка-трубочка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Чередовать до 10 раз.

 «Лопаточка»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт, удерживать широкий язык на нижней губе под счет: до 5, до 10…
«Вкусное варенье»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.
 «Заборчик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10.
 «Бублик»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать.
 «Шарик»
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Надуть щёки, сдуть щёки.
 «Часики»
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).

Артикуляционная гимнастика  для детей 4-5 лет

1.«Хоботок»

Я слегка прикрою рот,Губы – «хоботом» вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Цель: вырабатывать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их

подвижность.

Описание: Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в

таком положении под счёт от 1 до 5-10.

2.«Домик открывается»

Ротик широко открыт

Язычок спокойно спит.

Цель: научиться спокойно открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

Описание: Слегка улыбнуться,  медленно открыть рот (как для пропевания  звука «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

3. Чередование «Хоботок» - «Улыбка» - «Домик открывается».

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Цель: укреплять мышцы губ и тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание: Упражнение выполняется в форме игры «Делай, как я». Взрослый выполняет поочерёдно движения губами в любом порядке («у – и – а», «а – у - и», «и – у - а»),удерживая губы в каждой позиции 3-5 секунд, а ребёнок повторяет.

4. «Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Цель: укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

5. «Чашечка»

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

Цель: научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание:  Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме

6. «Вкусное варенье»

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его «чашечкой» в ротик себе.

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять  мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот,не разрушая «чашечку».

 

Артикуляционная гимнастика  для детей 5-6 лет

1. «Заборчик»
Цель: научить ребенка удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).
2. «Трубочка»
Цель: выработать движения губ вперед.
Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку).
3. «Заборчик – трубочка»
Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое.
Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.
4. «Окошко»
Цель: научить ребенка спокойно открывать и закрывать рот, удерживая губы в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.
Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке, зубы видны.
5. «Наказать непослушный язык»
Цель: научить ребенка расслаблять мышцы языка, делать язык широким.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…», удерживать таким распластанным на счет до пяти.
6. «Лопатка»
Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет. 
7. «Загнать мяч в ворота»
Цель: выработать длительную целенаправленную струю.
Выполнение: вытянуть губы вперед «трубочкой» и длительно дуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе. Ворота постепенно отодвигаются. 
Щеки не надувать! Загонять шарик на одном длительном выдохе.
8. «Вкусное варенье»
Цель: выработать движения широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое принимает язык при произнесении звук Щ.
Выполнение: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизнуть верхнюю губу, делая движение сверху вниз. Работает только язык.
9. «Грибок»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу (язык – шляпка гриба, связка – ножка).
10. «Гармошка»
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и не опуская языка, закрывать и открывать рот, губы в улыбке. При выполнении все шире открывать рот.
11. «Кто дальше загонит мяч?»
Цель: выработать плавную воздушную струю посредине языка.
Выполнение: улыбнуться, положить язык на нижнюю губу и произносить длительно «Ф».

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».