Описание Адаптированной образовательной программы

Краткое описание Адаптированной образовательной программы
дошкольного образования для детей с тяжелым нарушением речи
МБДОУ - детский сад № 578
(текст краткой презентации)
Адаптированная образовательная программа (далее АОП) для детей с
тяжелым нарушением речи (далее ТНР) МБДОУ- детский сад № 578
охватывает возраст детей от 5 до 7 лет.
АОП для детей с ТНР составлена с учетом особенностей их
психофизического
развития,
индивидуальных
возможностей
и
обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц (№ 273 ФЗ ст.28). Адаптированная образовательная
программа составлена с учетом требований Федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).
АОП обеспечивает образовательную деятельность, работу по
коррекции нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся в
группах компенсирующей направленности для детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического
развития и индивидуальных возможностей. Программа является нормативноуправленческим документом образовательного учреждения, определяет
содержание и организацию образовательной деятельности на уровне
дошкольного образования; обеспечивает развитие личности детей
дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом
их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических
особенностей (п.2.1 ФГОС ДО); формируется как программа психологопедагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации,
развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс
основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и
планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного
образования).
Программа является документом, регламентирующим содержание и
педагогические
условия
обеспечения
образовательного
процесса,
определяющим
путь
достижения
федерального
государственного
образовательного стандарта.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный
и организационный.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые
результаты освоения программы.

Пояснительная записка раскрывает: цели и задачи деятельности
образовательного учреждения по реализации АОП дошкольного
образования. Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий
для
полноценного
проживания
ребенком
дошкольного
детства,
формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие
психических и физических качеств в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном
обществе,
к
обучению
в
школе,
обеспечение
безопасности
жизнедеятельности дошкольника.
Достижение целей обеспечивает решение следующих задач:
1. Развитие общих речевых навыков: умение пользоваться средствами
интонационной
выразительности,
критически
относится
к
грамматическим ошибкам, овладеть грамматическими структурами.
2. Развитие слухового восприятия.
3. Развитие подвижности артикуляционного аппарата, Развитие
произносительных навыков.
4. Формирование
и
развитие
звукопроизношения,
умения
дифференцировать фонемы.
5. Формирование и развитие языкового анализа и синтеза.
6. Развитие фонематического восприятия и представления.
7. Развитие лексико-семантической стороны речи.
8. Развитие связной грамматически правильной речи.
9. Развитие смысловой стороны речи.
Содержание АОП соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу
развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и
задач.
Содержательный раздел представляет общее содержание АОП
коррекционно-образовательной работы по специальным коррекционным
программам. В данном разделе представлена система индивидуально
ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ТНР и
модель взаимодействия педагогов и специалистов в реализации
коррекционных мероприятий.
Содержание связи между специалистами ДОУ заключается в
уточнении происхождения нарушений в развитии с целью нахождения
наиболее правильного и эффективного коррекционного подхода через
взаимоконсультирование,
обсуждение
соответствия
содержания
коррекционных и учебных программ, через совместное проведение и

взаимопосещение профильных занятий всех видов (фронтальных,
подгрупповых, индивидуальных).
Взаимодействие специалистов с воспитателями состоит в совместном
создании условий для коррекции в обстановке группы и в педагогическом
процессе, наблюдение за деятельностью детей для определения
возможностей
воспитанников,
консультирование
в
организации
коррекционной работы, в частности использования эффективных методов и
приемов для достижения положительных результатов.
Содержание Программы «От рождения до школы» обеспечивает
развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах
деятельности и охватывает следующие образовательные области:
— социально-коммуникативное развитие;
— познавательное развитие;
— речевое развитие;
— художественно-эстетическое развитие;
— физическое развитие.
Конкретное содержание данных образовательных областей зависит от
возраста детей и реализуется в определённых видах деятельности: это
игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую
деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие
виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов
окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие
художественной литературы и фольклора, самообслуживание и
элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из
разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и
иной материал, изобразительная (рисования, лепки, аппликации),
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,
пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных
инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы
активности ребенка.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений,
учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, членов
их семей и педагогов и представлена парциальными программами, которые
направлены на углубление и расширение содержания образовательных
областей.
Оптимальными методами реализации программы являются проблемное
и игровое обучение.

Организационный
раздел
содержит
описание
материальнотехнического
обеспечения
АОП,
обеспеченности
методическими
материалами и средствами обучения и воспитания, организацию режима
пребывания детей: распорядок и /или режим дня; особенности организации
развивающей предметно – пространственной среды.
Описание организации образовательного процесса и организационнопедагогических условий, содержание, примерное ежедневное время,
необходимое на реализацию АОП с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей, их специальных образовательных потребностей,
включая время для: непрерывной образовательной деятельности (не
связанной с одновременным проведением режимных моментов);
образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (во
время утреннего прихода детей в образовательную организацию, прогулки,
подготовки к приемам пищи и дневному сну и т.п.) реализуется в
соответствии с комплексной программой дошкольного образования «От
рождения до школы». В Программе «От рождения до школы» содержится
также описание материально- технического обеспечения программы,
обеспеченности методическими материалами и средствами обучения.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности
ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования
ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития
компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo –
педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение
права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:
• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам
воспитания, обучения, развития детей, условий организации
разнообразной деятельности в детском саду и семье;
• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в
детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в
семейном и общественном воспитании дошкольников;
• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и
обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении
данных задач;
• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и
формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного
взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с
педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);
• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным
стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий
для их удовлетворения в семье.
В АОП раскрыты направления работы с семьёй, этапы работы педагогов с
родителями и организация работы с семьями, имеющими ребёнка с ТНР.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».