Краткое описание Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелым нарушением речи МБДОУ - детский сад № 578 (текст краткой презентации) Адаптированная образовательная программа (далее АОП) для детей с тяжелым нарушением речи (далее ТНР) МБДОУ- детский сад № 578 охватывает возраст детей от 5 до 7 лет. АОП для детей с ТНР составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (№ 273 ФЗ ст.28). Адаптированная образовательная программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). АОП обеспечивает образовательную деятельность, работу по коррекции нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся в группах компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Программа является нормативноуправленческим документом образовательного учреждения, определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования; обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей (п.2.1 ФГОС ДО); формируется как программа психологопедагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). Программа является документом, регламентирующим содержание и педагогические условия обеспечения образовательного процесса, определяющим путь достижения федерального государственного образовательного стандарта. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Пояснительная записка раскрывает: цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации АОП дошкольного образования. Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Достижение целей обеспечивает решение следующих задач: 1. Развитие общих речевых навыков: умение пользоваться средствами интонационной выразительности, критически относится к грамматическим ошибкам, овладеть грамматическими структурами. 2. Развитие слухового восприятия. 3. Развитие подвижности артикуляционного аппарата, Развитие произносительных навыков. 4. Формирование и развитие звукопроизношения, умения дифференцировать фонемы. 5. Формирование и развитие языкового анализа и синтеза. 6. Развитие фонематического восприятия и представления. 7. Развитие лексико-семантической стороны речи. 8. Развитие связной грамматически правильной речи. 9. Развитие смысловой стороны речи. Содержание АОП соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Содержательный раздел представляет общее содержание АОП коррекционно-образовательной работы по специальным коррекционным программам. В данном разделе представлена система индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ТНР и модель взаимодействия педагогов и специалистов в реализации коррекционных мероприятий. Содержание связи между специалистами ДОУ заключается в уточнении происхождения нарушений в развитии с целью нахождения наиболее правильного и эффективного коррекционного подхода через взаимоконсультирование, обсуждение соответствия содержания коррекционных и учебных программ, через совместное проведение и взаимопосещение профильных занятий всех видов (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных). Взаимодействие специалистов с воспитателями состоит в совместном создании условий для коррекции в обстановке группы и в педагогическом процессе, наблюдение за деятельностью детей для определения возможностей воспитанников, консультирование в организации коррекционной работы, в частности использования эффективных методов и приемов для достижения положительных результатов. Содержание Программы «От рождения до школы» обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области: — социально-коммуникативное развитие; — познавательное развитие; — речевое развитие; — художественно-эстетическое развитие; — физическое развитие. Конкретное содержание данных образовательных областей зависит от возраста детей и реализуется в определённых видах деятельности: это игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру как ведущую деятельность детей дошкольного возраста, а также игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисования, лепки, аппликации), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает образовательные потребности и интересы воспитанников, членов их семей и педагогов и представлена парциальными программами, которые направлены на углубление и расширение содержания образовательных областей. Оптимальными методами реализации программы являются проблемное и игровое обучение. Организационный раздел содержит описание материальнотехнического обеспечения АОП, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, организацию режима пребывания детей: распорядок и /или режим дня; особенности организации развивающей предметно – пространственной среды. Описание организации образовательного процесса и организационнопедагогических условий, содержание, примерное ежедневное время, необходимое на реализацию АОП с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей, включая время для: непрерывной образовательной деятельности (не связанной с одновременным проведением режимных моментов); образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах (во время утреннего прихода детей в образовательную организацию, прогулки, подготовки к приемам пищи и дневному сну и т.п.) реализуется в соответствии с комплексной программой дошкольного образования «От рождения до школы». В Программе «От рождения до школы» содержится также описание материально- технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения. Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo – педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада. Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей: • изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье; • знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников; • информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач; • создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми; • привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области); • поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье. В АОП раскрыты направления работы с семьёй, этапы работы педагогов с родителями и организация работы с семьями, имеющими ребёнка с ТНР.