Проектно-исследовательская деятельность детей «Путешествие в Африку» в подготовительной группе.
14.04.2022
Проектно-исследовательская деятельность детей «Путешествие в Африку» в подготовительной группе.
Воспитатель: Уханова Ольга Анатольевна
г. Екатеринбург МБДОУ детский сад 578 подготовительная к школе группа
Актуальность
Дети в дошкольном возрасте имеют ограниченные представления о жителях других стран, о природе других климатических зон, о представителях флоры и фауны. Представления ребенка-дошкольника складываются по увиденным мультфильмам, детским книгам и т. д. Часто эти представления не соответствуют действительности. Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.
Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги, родители. Проект направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей.
Проблема.
Неосведомленность детей в данном направлении. Невозможность знакомства с экзотической страной и данными представителями фауны вживую, в их естественной среде обитания.
Цели проекта: дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки; формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания;
Задачи:
1. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной и творческой инициативы.
2. Развитие умения искать и предлагать различные пути решения поставленной проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
3. Развитие желания пользоваться специальной терминологией, переносить полученные знания на другие сферы деятельности.
4. Развитие познавательных способностей, творческого воображения, мышления, коммуникативных навыков.
Тип проекта : познавательный, творческий.
Участники проекта : дети подготовительной группы
Длительность проекта : краткосрочный, две недели.
Материалы к проекту: глобус, географическая карта, схемы – подсказки с изображением фауны Африки, иллюстрации с изображением флоры Африки
Предварительная работа:
1. Домашний просмотр мультфильмов “Король Лев”, “Катерок”, “Крошка Енот”, “Доктор Айболит” и документальных фильмов о природе и животных африканского континента.
2. Просмотр иллюстраций по теме «Африка»
3. Подбор художественной и энциклопедической литературы
по теме« Животные Африки» совместно с родителями.
4. Совместно с родителями поиск интересных фактов, познавательной информации из жизни африканских животных, о разнообразии растений, о местных жителях.
Этапы работы:
1 этап – подготовительный
1.Модель трёх вопросов.
2.Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как узнать?
В Африке очень жарко. Там живут львы, жирафы, обезьяны, крокодилы. Там не бывает зимы. Редко идут дожди. Название самой большой пустыни.
Какие еще животные живут в Африке?
Какие растения, кроме пальм, там растут?
Какие страны есть в Африке?
2. Сбор информации об Африке из разных источников:
- просмотр телевизионных передач, интернет - ресурсов о животных, растениях Африки;
- просмотр мультфильмов «Король Лев», «Крошка Енот», «Доктор Айболит», «Мадагаскар» и др. ;
- посещение библиотеки ( подбор и изучение художественной литературы: : А. Куприн «Слон», И. Новикова «Мы идем по зоопарку», С. Маршак «Детки в клетке» и др., энциклопедий: «Большая детская энциклопедия», «Животные Африки»);
- просмотр иллюстраций по теме «В мире дикой природы»;
3. Рассматривание карты, нахождение Африки на глобусе.
2 этап – практический
• Рассматривание глобуса и карты, определение местоположения Африканского континента, прокладывание маршрута;
• Совместное рассматривание атласа «Мир вокруг нас»;
• Рассматривание картинок с африканскими сюжетами;
• Выставка детских книг, энциклопедий, по теме проекта;
• Рассказы детей об интересных фактах из жизни животных в пустыне;
• Презентация в картинках «Животные Африки»;
• Прослушивание аудиозаписи сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит» :
• Домашний просмотр мультфильмов: «Катерок» и «Каникулы Бонифация»;
• Домашнее задание для детей и родителей – совместное чтение про Африку из интернета и энциклопедий любого материала;
• Выставка детских работ «Весёлые зверята»;
• Составление сказок о животных Африки;
• Дидактические игры: «Четвёртый лишний», «Узнай по описанию», «Живая природа», «Зоопарк», « Собирание пазл»;
• Режиссёрские игры: «Строительство зоопарка», «Жизнь животных в зоопарке»;
• Загадки: «Удивительные животные»;
• Художественное творчество: рисование, лепка, изготовление макета Африка (животный мир).
• Прослушивание музыкальных произведений народов Африки и знакомство с детскими песенками про Африку, животных, проживающих на этом континенте;
• Подвижных игр: «Угадай животного », «У жирафа пятнышки».
3 этап – итоговый
1. Выставка поделок. «Животные Африки».
2. Создание альбома детских рисунков «Мы по Африке гуляем».
3.Макет « Животные Африки»
Формы реализации:
Исследовательская деятельность.
Игровая деятельность (дидактические, подвижные, режиссерские игры).
Выполнение работ по изобразительной деятельности и ручному труду.
Чтение художественной литературы.
Использование мультимедийных презентаций.
Иллюстрации с изображением животных, растений Африки.
Схемы для составления описательных рассказов.
Художественные книги с описанием Африки, энциклопедии.
Мультимедиа ресурсы.
Краткий ход проекта.
В один из одних дней,один ребёнок из группы принёс энциклопедию.
Ребята стали её рассматривать. Особенно их заинтересовали пески и
верблюд шагающий по ним.
И было много вопросов. И мы решили узнать об этом. Сначала мы определились
с тем, что знаем об Африке : там всегда жарко; там живут львы, жирафы, обезьяны, крокодилы; там не бывает зимы. Какие еще животные живут в Африке? Какие растения там растут? И мы вместе с детьми стали искать способы, где можно взять информацию, из каких источников. Дети сами стали предлагать разные способы: спросить у родителей, посмотреть в Интернете. Мы разделились на группы, каждая группа выбрала тему, по которой будут искать информацию:
- какие животные живут в Африке;
- какие растения растут в Африке;
- какие народы живут в Африке;
- интересные факты про Африку.
Так мы начали свой проект. Все две недели была посвящены Африке.
Дети принесли из дома книги о животных, энциклопедии, настольные игры, игрушки животных и др. Мы создали в группе уголок Африки, внесли карту и отметили на ней местоположение Африки. Отметили, что материк окрашен в основном в жёлтый цвет. Из энциклопедии узнали почему. Ещё мы узнали, что в Африке есть горы, саванна, тропический лес. Ответы детей я дополнила своим рассказом об Африке с использованием видеопрезентации. В течение двух недель читали художественные произведения про Африку, играли с животными Африки, собирали пазлы, играли в дидактические игры. Дети узнали много интересного об Африке : какие есть пустыни, реки, какие растения, какие животные есть в Африке, рассматривали иллюстрации, энциклопедии. С помощью опыта узнали, почему верблюды живут в Африке и легко передвигаются по песку. Рассматривая атлас о животных, решили сделать свой атлас – нарисовать животных Африки. Дети обратили внимание на растение пустыни – кактус и решили узнать, зачем кактусу иголки. Оказывается, колючки – это броня кактуса, защищающая его от травоядных животных. Но, не смотря на его колючки, это очень полезное растение и его используют в пище, древности путники использовали кактус, как источник воды в пустыне. Дети решили создать свою коллекцию кактусов – слепить – кактусы получились разные, но все очень красивые.
Посмотрев презентацию на тему: «Все об Африке» узнали, что Африка - это континент. Здесь большое разнообразие природных ландшафтов: пустыни, саванны, тропические леса, где обитают животные, многих из которых нет на других материках. В Африке протекает самая крупная река Нил, есть большое озёро Виктория. В водоёмах утоляют жажду, животные и птицы; здесь же они питаются и охотятся за добычей.
Познакомились с детскими песенками про Африку, прослушали африканскую музыку, попытались под неё танцевать. Оказывается, лучше это получается, если использовать маракасы, трещётки.
На заключительном этапе были подведены итоги совместной проектной деятельности, результатом которой стали:
Результаты проекта :
1. Вовлечение детей в интересный и увлекательный мир природы Африки.
2. Знание названий животных и растений, месторасположения континента Африка на карте.
3. Создание благоприятной атмосферы для самостоятельного изучения животного и растительного мира Африки совместно с родителями.
4. Создание «Путешествие в Африку»
Практическая значимость результатов связана не только с возможностью использования подобранного материала в работе с детьми воспитателями. Но самое главное, продуктом проекта могут пользоваться дети.
Считаю, что данный проект помог детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания о представителях фауны, флоры Африки, применить их в различных видах деятельности. Участие детей в проекте способствовало формированию познавательно активности, элементарной проектировочной деятельности.
Проект «Путешествие в Африку» предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности.
Литературный центр
Чтение худ. литер. (Р. Киплинг «Слоненок», К. Чуковский, решение проблемных ситуаций:
Почему верблюдам не жарко в пустыне?
Ситуативный разговор на темы:
• «Климат Африки»
• «Как ведут себя в зоопарке? »
• «Кто работает в зоопарке? »
«Доктор Айболит»,
Подбор стихов, загадок о животных;
Прослушивание музыкальных произведений;
Настольно-печатные игры:
• Лото «Животные жарких стран»
• «У кого какое жилище»
• «Животные и их детеныши»
Рассматривание картин по данной теме.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.05.2025
Дата обновления: 04.05.2025
Дата публикации: 14.04.2022