НОД по технологии детского экспериментирования "Что мы знаем о воде?"

06.06.2019

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

организации НОД с детьми

Тема (проект, событие) «Что мы знаем о воде?»

Возрастная группа: 4-5 лет

Форма НОД: технология детского экспериментирования О.В. Дыбиной

Форма организации (подгрупповая)

Учебно-методический комплект:примерная общеобразовательная программа "От рождения до школы" / под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2014г.; Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013.

Материалы: Прозрачные стаканы; емкости различной формы и ширины; одноразовые ложки; цветная гуашь; ватные палочки; ведро; тазы с водой; салфетки.

Средства:

наглядные - картинки с изображением одежды древности, средневековья и современности; панно «река времени».

мультимедийные -компьютерная презентация «Опыты с водой».

музыкальные- детская музыка.

Оборудование - проектор, экран, ноутбук.

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Образовательные:

- Создать условия для расширения представлений детей о воде, её свойствах,

- формировать умение выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, определять их опытным путем.

- способствовать формированию у детей познавательного интереса

- формировать умение выдвигать гипотезы, делать выводы

Развивающие:

- развивать наблюдательность и любознательность.

- развивать у детей подбирать способы решений.

- развивать мышление, речь, память.

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность,

- воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

- воспитывать умение работать в группе, слушать, не перебивая собеседника.

Этапы

(последовательность) деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

1 этап - подготовительный

Здравствуйте ребята! Меня зовут Ольга Анатольевна.

Я пришла к вам в гости. Но пришла не одна, а со своей подружкой Ириской!

Ребята, хотите с ней познакомиться?

(Знакомство детей с Ириской, рассматривание предметов из коробки)

Ребята, что же это такое?

Что в них налито?

Для чего нужна вода?

А как люди используют воду?

Молодцы, все правильно сказали.

Ребята, а что же такое вода? Почему она в одной баночке цветная, а в другой – бесцветная? А еще, посмотрите, в одной баночке она квадратной формы, а в другой – в форме цилиндра. Как же это получилось?

Мы с вами вместе можем найти ответы на эти вопросы, и проверить ваши предположения. Для этого я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых. Ребята, вы знаете, кто такие ученые? Ученые – люди, которые много знают, работают в лабораториях и проводят различные опыты. А вы знаете, что с водой тоже можно проводить очень много интересных и увлекательных опытов? Хотите сегодня превратиться в настоящих учёных и узнать много интересного?

Тогда давайте поедем в нашу занимательную, передвижную лабораторию.

Согласны?

Ириска: Ребята, мне не терпится увидеть опыты с водой! А вы хотите?

Ну-ка, ну-ка, посмотрим, что же получится!

Приветствие и знакомство с детьми.

Открывает коробку, достаёт баночки, наполненные, окрашенной в разные цвета, водой.

Создает проблемную ситуацию: задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Актуализация проблемной ситуации.

Проводит динамическую паузу.

Герой

эмоционально нацеливая детей на деятельность.

Отвечают на поставленные вопросы.

Выдвигают гипотезы, строят предположения.

Проявляют желание участвовать в опытах.

«Паровозиком» движутся в лабораторию.

Умение отвечать на поставленные вопросы.

Осознание и осмысление проблемы.

Интерес к поиску решения проблемной ситуации, исследованию окружающей действительности.

*** 2, 3, 4 этапы (последовательно спланированы в каждом опыте)

Формулирование цели эксперимента или опыта

Опыт 1

Этап 2 Формулирование цели

Этап 3 Планирование

Этап 4 Практический этап

Опыт 2

Этап 2 Формулирование цели

Этап 3 Планирование

Этап 4 Практический этап (выполняет воспитатель)

Опыт 3

Этап 2 Формулирование цели

Этап 3 Планирование

Этап 4 Практический этап

Опыт 4

Этап 2 Формулирование цели

Этап 3 Планирование

Этап 4 Практический этап

Ребята, посмотрите, сколько предметов лежит на столе! Я надеюсь, что каждый из них может помочь нам провести опыты с водой.

Что такое вода?

Итак, что же такое вода?

Как это можно узнать? Попробуйте перелить воду из одного стакана в другой. Почему вода льется, течет?

Потому что она жидкая. Ее можно налить в стакан, вазу, ведро.

Ириска: Да, я тоже пробовала налить воду в стакан! Ух, как здорово!

Вывод: Вода - это жидкость.

Хочу такой сайт

Прозрачная – непрозрачная

Ребята, а что это у меня в стаканах?

Ириска: Ой! А я знаю, знаю, знаю!

Ириска, некрасиво перебивать тех, кто говорит. Сначала надо выслушать детей.

В оба стакана опускаю ложечки.

В каком стакане ложку видно, а в каком нет и почему?

Потому что вода прозрачная, через нее все видно.

Вывод: у воды нет цвета, она прозрачная.

Какого цвета вода?

Если вода не имеет цвета, она прозрачная, то как же в наших бутылочках она стала цветной?

Ребята, изменит ли вода цвет, если добавить в неё краску? Давайте попробуем. Берём краску и добавляем в стаканчики с водой. Посмотрите, что произошло с водой? Изменила вода свой цвет?

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

Попробуйте сделать дома водичку другого цвета.

У воды нет формы

А вы знаете, что у воды нет формы? Во что мы ее нальем, такую форму она и примет. Давайте возьмём формочки и из тазика в них нальём водичку. Ух ты! Вода приобрела ту форму, куда её налили. Именно поэтому в одной из баночек она была квадратной формы, а в другой приняла форму цилиндра.

Вывод: У воды нет формы!

Посмотрите на экран – вода может принять различную форму.

Педагог создает проблемную ситуацию для обсуждения с детьми.

Помогает детям в организации практической деятельности.

Воспитатель держит в руке стаканы с молоком и водой.

Останавливает героя для высказывания детей.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Проводит опыт, доказывая прозрачность воды.

Педагог создает проблемную ситуацию для обсуждения с детьми.

Помогает детям в организации практической деятельности.

Стимулирует закрепление полученных знаний опытным путем в самостоятельной деятельности.

Педагог создает проблемную ситуацию для обсуждения с детьми.

Помогает детям в организации практической деятельности.

Помогает в формулировании выводов опыта.

Дети выражают собственные мысли, придумывают объяснения

Проявляют желание участвовать в опытах.

Переливают воду из стакана в стакан, определяя, что вода – это жидкость.

Формулируют выводы о прозрачности воды.

Высказывают предположения, рассуждают.

Смешивают воду и краску(цвет по выбору).

Проявляют интерес к продолжению экспериментальной деятельности.

Высказывают предположения, рассуждают.

Наливают воду в различные формочки (по выбору)

Формулируют выводы.

Умение детей предполагать (строить гипотезы), вступать в обсуждение

Умение выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, определять их опытным путем.

Аккуратность при работе с водой

Умение слушать собеседника, не перебивая.

Умение детей строить гипотезы, вступать в обсуждение.

Умение выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, определять их опытным путем.

Умение детей строить гипотезы, вступать в обсуждение, делать выводы.

Умение выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, определять их опытным путем.

Аккуратность при работе с водой

Умение выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, определять их опытным путем.

Умение делать выводы.

Интерес к познанию окружающего мира.

Аккуратность при работе с водой

5 этап – Заключительный

Открытый конец

Настрой на новую проблемную ситуацию, предстоящую деятельность

Молодцы, ребята, вы настоящие учёные!

Вам понравились наши опыты? Давайте вспомним, что мы с вами сегодня узнали о воде?

Теперь вы сами можете дома сделать опыты с водой и рассказать все, что вы сегодня узнали своим родным и друзьям.

На этом наши эксперименты с водой закончились, и я предлагаю вернуться

в детский сад, где вас ждёт сюрприз.

Ребята, у нас с Ириской для вас есть подарок. Мы подарим вам мыльные пузыри, они тоже сделаны с помощью смешивания воды и мыла.

Повтор выводов опытов.

Проводит динамическую паузу.

Герой благодарит детей и дарит им мыльные пузыри.

Прощание с детьми.

Дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности

Проявляют интерес к продолжению экспериментальной деятельности.

Под музыку дети возвращаются на ковёр.

Дети радуются подаркам

Подтверждение

выдвинутых гипотез. Новые представления о свойствах воды в жидком состоянии.

Желание делиться полученными знаниями.

Интерес в использовании исследовательских приемов в самостоятельной деятельности.

Радость от сюрприза. Позитивное отношение к исследованию окружающего мира.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».