06.06.2019
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации НОД с детьми
Тема (проект, событие) «Что мы знаем о воде?»
Возрастная группа: 4-5 лет
Форма НОД: технология детского экспериментирования О.В. Дыбиной
Форма организации (подгрупповая)
Учебно-методический комплект:примерная общеобразовательная программа "От рождения до школы" / под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика – Синтез, 2014г.; Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013.
Материалы: Прозрачные стаканы; емкости различной формы и ширины; одноразовые ложки; цветная гуашь; ватные палочки; ведро; тазы с водой; салфетки.
Средства:
наглядные - картинки с изображением одежды древности, средневековья и современности; панно «река времени».
мультимедийные -компьютерная презентация «Опыты с водой».
музыкальные- детская музыка.
Оборудование - проектор, экран, ноутбук.
ЗАДАЧИ образовательной программы | Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы |
Образовательные: - Создать условия для расширения представлений детей о воде, её свойствах, - формировать умение выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, определять их опытным путем. - способствовать формированию у детей познавательного интереса - формировать умение выдвигать гипотезы, делать выводы
Развивающие: - развивать наблюдательность и любознательность. - развивать у детей подбирать способы решений. - развивать мышление, речь, память. Воспитательные: - воспитывать самостоятельность, - воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой. - воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами. - воспитывать умение работать в группе, слушать, не перебивая собеседника. |
|
Этапы (последовательность) деятельности | Содержание деятельности | Действия, деятельность педагога | Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемый результат | |
1 этап - подготовительный |
Здравствуйте ребята! Меня зовут Ольга Анатольевна. Я пришла к вам в гости. Но пришла не одна, а со своей подружкой Ириской! Ребята, хотите с ней познакомиться?
(Знакомство детей с Ириской, рассматривание предметов из коробки)
Ребята, что же это такое? Что в них налито? Для чего нужна вода? А как люди используют воду? Молодцы, все правильно сказали.
Ребята, а что же такое вода? Почему она в одной баночке цветная, а в другой – бесцветная? А еще, посмотрите, в одной баночке она квадратной формы, а в другой – в форме цилиндра. Как же это получилось?
Мы с вами вместе можем найти ответы на эти вопросы, и проверить ваши предположения. Для этого я предлагаю вам превратиться в настоящих ученых. Ребята, вы знаете, кто такие ученые? Ученые – люди, которые много знают, работают в лабораториях и проводят различные опыты. А вы знаете, что с водой тоже можно проводить очень много интересных и увлекательных опытов? Хотите сегодня превратиться в настоящих учёных и узнать много интересного? Тогда давайте поедем в нашу занимательную, передвижную лабораторию. Согласны?
Ириска: Ребята, мне не терпится увидеть опыты с водой! А вы хотите? Ну-ка, ну-ка, посмотрим, что же получится! |
Приветствие и знакомство с детьми.
Открывает коробку, достаёт баночки, наполненные, окрашенной в разные цвета, водой.
Создает проблемную ситуацию: задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Актуализация проблемной ситуации.
Проводит динамическую паузу.
Герой эмоционально нацеливая детей на деятельность.
|
Отвечают на поставленные вопросы.
Выдвигают гипотезы, строят предположения.
Проявляют желание участвовать в опытах.
«Паровозиком» движутся в лабораторию.
|
Умение отвечать на поставленные вопросы.
Осознание и осмысление проблемы.
Интерес к поиску решения проблемной ситуации, исследованию окружающей действительности. | |
*** 2, 3, 4 этапы (последовательно спланированы в каждом опыте) | |||||
Формулирование цели эксперимента или опыта
Опыт 1 Этап 2 Формулирование цели Этап 3 Планирование Этап 4 Практический этап
Опыт 2 Этап 2 Формулирование цели Этап 3 Планирование Этап 4 Практический этап (выполняет воспитатель)
Опыт 3 Этап 2 Формулирование цели Этап 3 Планирование Этап 4 Практический этап
Опыт 4 Этап 2 Формулирование цели Этап 3 Планирование Этап 4 Практический этап
| Ребята, посмотрите, сколько предметов лежит на столе! Я надеюсь, что каждый из них может помочь нам провести опыты с водой.
Что такое вода?
Итак, что же такое вода? Как это можно узнать? Попробуйте перелить воду из одного стакана в другой. Почему вода льется, течет? Потому что она жидкая. Ее можно налить в стакан, вазу, ведро. Ириска: Да, я тоже пробовала налить воду в стакан! Ух, как здорово! Вывод: Вода - это жидкость.
Прозрачная – непрозрачная Ребята, а что это у меня в стаканах? Ириска: Ой! А я знаю, знаю, знаю!
Ириска, некрасиво перебивать тех, кто говорит. Сначала надо выслушать детей. В оба стакана опускаю ложечки. В каком стакане ложку видно, а в каком нет и почему?
Потому что вода прозрачная, через нее все видно. Вывод: у воды нет цвета, она прозрачная.
Какого цвета вода?
Если вода не имеет цвета, она прозрачная, то как же в наших бутылочках она стала цветной? Ребята, изменит ли вода цвет, если добавить в неё краску? Давайте попробуем. Берём краску и добавляем в стаканчики с водой. Посмотрите, что произошло с водой? Изменила вода свой цвет?
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили. Попробуйте сделать дома водичку другого цвета.
У воды нет формы
А вы знаете, что у воды нет формы? Во что мы ее нальем, такую форму она и примет. Давайте возьмём формочки и из тазика в них нальём водичку. Ух ты! Вода приобрела ту форму, куда её налили. Именно поэтому в одной из баночек она была квадратной формы, а в другой приняла форму цилиндра. Вывод: У воды нет формы! Посмотрите на экран – вода может принять различную форму.
|
Педагог создает проблемную ситуацию для обсуждения с детьми.
Помогает детям в организации практической деятельности.
Воспитатель держит в руке стаканы с молоком и водой. Останавливает героя для высказывания детей. Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления. Проводит опыт, доказывая прозрачность воды.
Педагог создает проблемную ситуацию для обсуждения с детьми.
Помогает детям в организации практической деятельности.
Стимулирует закрепление полученных знаний опытным путем в самостоятельной деятельности.
Педагог создает проблемную ситуацию для обсуждения с детьми.
Помогает детям в организации практической деятельности.
Помогает в формулировании выводов опыта.
|
Дети выражают собственные мысли, придумывают объяснения
Проявляют желание участвовать в опытах. Переливают воду из стакана в стакан, определяя, что вода – это жидкость.
Формулируют выводы о прозрачности воды.
Высказывают предположения, рассуждают.
Смешивают воду и краску(цвет по выбору).
Проявляют интерес к продолжению экспериментальной деятельности.
Высказывают предположения, рассуждают.
Наливают воду в различные формочки (по выбору)
Формулируют выводы. |
Умение детей предполагать (строить гипотезы), вступать в обсуждение Умение выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, определять их опытным путем. Аккуратность при работе с водой
Умение слушать собеседника, не перебивая. Умение детей строить гипотезы, вступать в обсуждение. Умение выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, определять их опытным путем.
Умение детей строить гипотезы, вступать в обсуждение, делать выводы.
Умение выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, определять их опытным путем.
Аккуратность при работе с водой
Умение выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира, определять их опытным путем. Умение делать выводы. Интерес к познанию окружающего мира. Аккуратность при работе с водой | |
5 этап – Заключительный
Открытый конец
Настрой на новую проблемную ситуацию, предстоящую деятельность
| Молодцы, ребята, вы настоящие учёные! Вам понравились наши опыты? Давайте вспомним, что мы с вами сегодня узнали о воде?
Теперь вы сами можете дома сделать опыты с водой и рассказать все, что вы сегодня узнали своим родным и друзьям.
На этом наши эксперименты с водой закончились, и я предлагаю вернуться в детский сад, где вас ждёт сюрприз.
Ребята, у нас с Ириской для вас есть подарок. Мы подарим вам мыльные пузыри, они тоже сделаны с помощью смешивания воды и мыла.
| Повтор выводов опытов.
Проводит динамическую паузу.
Герой благодарит детей и дарит им мыльные пузыри. Прощание с детьми. | Дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности
Проявляют интерес к продолжению экспериментальной деятельности.
Под музыку дети возвращаются на ковёр.
Дети радуются подаркам | Подтверждение выдвинутых гипотез. Новые представления о свойствах воды в жидком состоянии.
Желание делиться полученными знаниями. Интерес в использовании исследовательских приемов в самостоятельной деятельности.
Радость от сюрприза. Позитивное отношение к исследованию окружающего мира. | |