Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа художественной направленности Музыкальная сказка

Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе программ «Театр и дети»
автора Потапова В.А..
Театр – самый глобальный, синтетический вид искусства, сочетающий
в себе литературу, музыку, живопись и другие виды искусства. Познания,
получаемые ребенком при изучении театрального искусства, неотъемлемая
частица общей системы эстетического воспитания, роль которого не просто в
развитии личности ребенка, но и в его всестороннем формировании.
Выдающийся критик В.Белинский подчеркивал: «Искусство способствует
развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука».
Театр – искусство коллективное. На занятиях в театральной студии
дети приобретают опыт взаимодействия с разными социальными группами,
учатся слушать и слышать партнеров, согласовывать свои действия с
другими членами коллектива.
Театрализованная деятельность учит детей быть творческими
личностями, уметь импровизировать и находить выход из любой ситуации.
Направленность программы - художественная.
Актуальность программы определяется обострившейся в настоящее
время проблемой нравственного воспитания детей. Разобщенность,
замкнутость, агрессивность, растущая детская преступность, нетерпимость,
непочтительное уважение к старшим, неуважительное отношение к труду,
неустойчивая психика нынешних детей требуют лечение средствами
искусства и требуют пристального внимания именно к нравственному
воспитанию.
Отличительные особенности программы заключаются в
деятельностном подходе к воспитанию и развитию ребенка средствами
театра, где он выступает в роли художника, исполнителя, режиссера
спектакля. При помощи театральной педагогики можно развить не только
природные способности ребенка, но и воспитать его духовно-нравственные
качества. Данная программа основной акцент делает именно на развитие и
формирование средствами театрального искусства духовно-нравственных
качеств в воспитании детей. Все упражнения, этюды, выбор тем для
практических занятий, беседы подчинены одному: полезно ли это ребенку, не
навредит ли ему. Ребенок в процессе театральной деятельности имеет
возможность отрабатывать жизненные, этические навыки в конкретных
ситуациях, выражать сострадание, учится быть готовым в трудностях и не
теряться перед преодолением их. Эстетично ли будет выглядеть этот процесс
или нет – не так уж и важно. Главное, чтобы такой тренинг был. И в
коллективе были созданы подходящие и доверительные условия.
Адресат общеразвивающей программы: программа рассчитана для
детей 5-8 лет, количество обучающихся в группе – 15 человек. Занятия
проходят в группах 5-6 лет, 7-8 лет.

Режим занятий. Занятия проводятся два раза в неделю,
продолжительность одного занятия - 2 часа (25,30 минут).
Объем общеразвивающей программы. В первый год обучения – 136
часов в год, во второй год обучения – 144 часа.
Срок освоения общеразвивающей программы составляет 9 месяцев.
Программа на 2 года.
Уровневость общеразвивающей программы.
«Стартовый уровень» - предполагает первоначальное знакомство с
предметом «Театр», сценическое искусство, формирует интерес к данным
видам деятельности, приобретение первоначального опыта деятельности по
предмету, предполагает освоение умений и навыков по предмету.
«Базовый уровень» - предполагает формирование компетентностей и
творческой самореализации воспитанников, проявляющих особые
способности.
Формы обучения – фронтальная, индивидуально-групповая, работа в
парах и мини-группах.
Виды занятий: репетиция, беседа, практическое занятие, тренинг,
мастер-класс, встреча, выход в театры, открытое занятие и др.
Формы подведения результатов: спектакль, фестиваль, практическое
занятие, фестиваль, конкурс, рефлексия, коллективный анализ выступлений.
Цель: гармоничное развитие личности ребенка средствами
эстетического образования; развитие его художественно-творческих умений;
устранение зажатости и эмоциональное раскрепощение, преодоление
«боязни сцены».
Задачи:
Образовательные:
• Ознакомление с историей русского театра.
• Формирование стойкого интереса к отечественной и мировой культуре.
• Освоение элементов актерского мастерства на практике через
выступления, тренинги и открытые занятия, встречи и мастер-классы.
• Обучение технике сценической речи.
• Обучение сценическому «диафрагмальному» дыханию.
• Обучение обучающихся методике работы с поэтическим,
драматическим и прозаическими текстами.
• Обучение умению сосредотачиваться на выполнение индивидуального
задания, исключая из поля внимания помехи извне.
Развивающие:
• Развитие у детей наблюдательности, творческой фантазии,
воображения, внимания и памяти.

• Развитие ассоциативного и образного мышления.
• Развитие чувства ритма.
• Раскрытие и развитие голосовых возможностей каждого ребенка.
• Развитие умения анализировать свои мысли, уметь донести свои идеи и
ощущения до слушателя.
Воспитательные:
• Формирование партнерских отношений в группе.
• Формирование взаимного уважения, взаимопонимания.
• Воспитание самодисциплины.
• Воспитание умение организовывать себя и свое время.
• Формирование и развитие эстетического вкуса.
• Воспитание патриотизма, уважения к наследию русской культуры.
•Обогащение внутреннего мира детей,выявление и развитие их
творческих способностей.

Учебный (тематический) план первого года обучения

№

Тема

1

Актерское
мастерство

5

40

45

Формы
аттестации/ко
нтроля
Этюды

2

Сценическое
мастерство

5

30

35

Этюды

3

Сценическая речь

15

10

25

Конкурс

4

Пластическая
выразительность

2

10

12

Пластические
этюды

5
6

Тренинги
Мастер - классы

0
2
29

10
7
107

10
9
136

Рефлексия

Итого

Количество часов
теория
практика

всего

арсд
с-ты
тки
елч
ае
с
ск
ы
и
е

Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения
Тема I. Актерское мастерство.
Тема 1: Предлагаемые обстоятельства.
Теория: Объяснение темы. Понятие «Предлагаемые обстоятельства». Виды
предлагаемых обстоятельств.
Практика: Игры: «Я нахожусь в…», «Лес», «В поход» и др.
Тема 2: Действие. Хотение-задача-действие.
Теория: Разбор понятий «Хотение», «Задача» и «Действие».
Практика: Одиночные и парные этюды на заданные темы.
Темы 3: Воображение.
Теория: Разбор понятий «Воображение»
Практика: Игры «Моя жизнь», «Школа будущего». Этюды «В шкуре
животного», этюд по стихотворениям
Тема 4: Чувство правды и вера
Теория: Обсуждение понятий «Правда», «Вера» и «Чувство»
Практика: Игры: «Я нахожусь в…», «Идем в лес» и др. Этюды на заданные
темы. Обсуждение этюдов.
Тема 5: Выход из зоны комфорта
Теория: Обсуждение понятия «Комфорт», «Выход», «Зона комфорта»,
«Выход из зоны комфорта».
Практика: Этюды на память физических действий, этюды на выход из зоны
комфорта.
Тема 6: Темпоритм
Теория: Обсуждение понятий «Темпоритм», «Ритм», «Темп»
Практика: Виды темпоритмов в этюдах. Одиночные, парные и массовые
этюды. Игры «Броуновское движение», «Радость – грусть», «Быстрота
реакции».
Тема 7: Работа над ролью

Практика: Обсуждение роли – характер персонажа, история персонажа,
мысли и действия. Проба роли – этюды на заданные темы. Изучение роли.
Тема рассчитана на семь занятий на протяжении всего обучения
Тема 8: Концентрация внимания
Теория: Виды внимания. Внимание как закон сценической жизни.
Практика: Круги внимания. Этюды «За столом», «Прогулка», «В зоопарке»
Тема 9: Выход из зоны комфорта.
Теория: Понятийное поле: «Зона», «Комфорт», «Зона комфорта»
Практика: Этюды на память физических действий, этюды на выход из зоны
комфорта.
Тема рассчитана на 2 занятия одновременно.
Тема 10: Магическое «Если бы».
Теория: Обсуждение понятий «Правда», «Вера» и «Чувство»
Практика: Игры: «Я нахожусь в…», «Идем в лес» и др. Этюды на заданные
темы. Обсуждение этюдов.
Тема 11: Творческое оправдание и фантазия.
Теория: Понятийное поле: «Творчество», «Оправдание», «Фантазия»,
«Творческое оправдание».
Практика: Значение фантазии в работе актера. Упражнения: «Рассказ по
фотографии», «Путешествие», «Сочинить сказку», «Фантастическое
существо» и др.
Тема 12: Обмен ролями. А если бы играл я.
Теория: Понятийное поле: «Роль», «Главная роль», «Второстепенная роль»,
«Массовка», «Обмен».
Практика: Обмен ролями. Рассуждение о правильности подхода
сценического партнера к роли. Пробуем показать, как бы сыграл я.
Тема 13: Этюды. Виды этюдов.
Теория: Разбор понятийного аппарата: «Этюд», «Одиночный этюд»,
«Парный этюд», «Этюд на предлагаемые обстоятельства».

Практика: «Одиночный этюд», «Парный этюд», «Этюд на предлагаемые
обстоятельства», «Этюд на ПФД».
Тема рассчитана на пять занятий в течении всего процесса обучения.
Тема 14: Актерская оценка.
Теория: Понятийное поле: «Оценка», обсуждение показанных этюдов.
Практика: Виды актерских оценок. Одиночные и парные этюды.
Тема 15: Работа над образом. Мой персонаж.
Теория: Понятийное поле: «Образ», «Персонаж», «Костюм», «Грим».
Практика: Подбор костюма и грима. Идея персонажа «Для чего я делаю
это?»
Тема 16: Репетиционно-постановочная работа.
Теория: Обсуждение задачи и сверхзадачи пьесы.
Практика: Постановка спектакля. Работа над ошибками.
Тема II. Сценическое мастерство.
Тема 1: Постановка дыхания. Знакомство с гимнастикой А.Н.
Стрельниковой.
Теория: Виды дыхания. Знакомство с Александрой Николаевной
Стрельниковой.
Практика: Упражнения «Насос», «Котик», «Шарик» и др.
Тема рассчитана на четыре занятия на протяжении всего процесса обучения.
Тема 2: Работа над собой. Я не я.
Теория: Понятийное поле: «Психологический зажим». Обсуждение
психологических зажимов и способы снятия их.
Практика: Работа на сцене. Копирование движений партнеров и незнакомых
людей на улице. Снятие своих психологических зажимов.
Тема рассчитана на три занятия в течении всего процесса обучения.
Тема 3: Разбор ролей. Кто я?
Теория: Читка спектакля. Понятийное поле: «Читка».

Практика: Читка по ролям. Этюды по прочитанному материалу.
Импровизация по тексту. Работа в команде.
Тема 4: Сценическое внимание как закон сцены.
Теория: Разбор понятийного аппарата: «Внимание», «Закон». Виды
сценического внимания.
Практика: Круги внимания. Этюды на круги внимания. Парные этюды на
круги внимания.
Тема 5: Эмоциональная память.
Теория: Понятийное поле: «Эмоция», «Память», «Эмоциональная память».
Практика: Рассказ и показ ярких впечатлений из жизни. Этюды по
предлагаемым обстоятельствам.
Тема 6: Фантазия и воображение.
Теория: Понятийное поле: «Фантазия», «Воображение».
Практика: Игры «Моя жизнь», «Школа будущего». Этюды «В шкуре
животного», этюд по стихотворениям
Тема 7: Приемы релаксации.
Теория: Разбор понятия: «Релаксация». Виды релаксации.
Практика: Игра «Волшебный стул», «Разрывание бумаги». Релаксация
«Волшебный сон».
Тема рассчитана на пять занятий в течении всего учебного периода.
Тема 8: Общение. Что? Когда? и где?
Теория: Виды общения.
Практика: Круги общения. Общение с неодушевленным предметом.
Общение с партнером. Общение с несуществующим существом.
Тема рассчитана на пять занятий в течении всего учебного периода.
Тема 9: «Я и мир литературного творчества»
Теория: Литературное творчество в моей жизни.

Практика: Этюды: «Литературный герой», «Я и мой любимый герой».
Рассказ: «Любимая книга».
Тема III. Сценическая речь.
Тема 1: Орфоэпия
Теория: Понятие «Орфоэпия». Буквы и звуки как главная составляющая
русского языка.
Практика: Орфоэпические разборы скороговорок. Сценический язык.
Тема 2: Логика и последовательность.
Теория: Понятия «Логика», «Последовательность».
Практика: Логическое завершение смыслового предложения. Смена
обыденного языка на сценический.
Тема рассчитана на три занятия на протяжении всего процесса обучения.
Тема 3: Мысль и подтекст.
Теория: Понятия «Мысль» и «Подтекст». Идеи и мысли подтекста.
Практика: Читка пьесы. Разбор мыслей и подтекстов пьесы.
Тема рассчитана на четыре занятия.
Тема 4: Звуки, буквы, слова, предложения
Теория: Разница в понятиях «Звуки», «Буквы», «Слова», «Предложения».
Практика: Читка пьесы. Основные идеи в предложениях.
Тема 5: Речь в движении. Танец и речь.
Теория: Танец и речь. Возможность найти ответ на вопрос «В чем разница
между обычной речью и речью в танце?».
Практика: Речь в танце и пластике. Разбор роли в танце. Передача характера
персонажа через пластику и танец.
Тема 6: Сила звука. Варианты подачи звука.
Теория: Разбор понятий «Сила звука» и «Подача звука».
Практика: Проба подачи звука. Читка скороговорок с разной подачей звука.

Тема рассчитана на 3 занятия подряд.
Тема 7: Сценическое общение.
Теория: Общение на сцене. Виды общения.
Практика: Словесная импровизация. Словесная импровизация в характере
персонажа.
Тема рассчитана на 4 занятия на протяжении всего учебного года.
Тема 8: Голос и дикция.
Теория: Читка спектакля. Дикционная разминка.
Практика: Самостоятельная работа над постановкой голоса персонажа.
Тема рассчитана на 3 занятия подряд.
Тема IV: Пластическая выразительность.
Тема 1: Освобождение мышц.
Теория: Понятийное поле: «Мышцы», «Свобода мышц».
Практика: Пластическая разминка. Пластическая выразительность на сцене.
Импровизация под музыку.
Тема 2: Пластика актера.
Теория: Понятийное поле: «Пластика актера».
Практика: Пластическая разминка. Пластика животного. Пластическая
выразительность на сцене. Игры: «Угадай животного», «Кто я?», «Животное
в моей жизни».
Тема рассчитана на 2 занятия подряд.
Тема 3: Равновесие – развитие вестибулярного аппарата.
Теория: Понятийное поле: «Равновесие», «Вестибулярный аппарат».
Практика: Пластическая разминка. Игры на равновесие: «Поддержи меня»,
«Цапля». Тренинг со стулом «Встань на меня».
Тема рассчитана на 3 занятия на протяжение всего учебного года.
Тема 4: Мускульная свобода. Снятие мышечных зажимов.

Теория: Понятийное поле: «Мускул», «Свобода», «Зажим», «Мускульная
свобода», «Мышечный зажим».
Практика: Игры на снятие зажимов «Скульптор», «Дровосек», «Глина»,
«Песок» и др.
Тема 5: Речь в движении. Танец и речь.
Теория: Речь в танце и пластике.
Практика: Разбор роли в танце. Передача характера персонажа через
пластику и танец.
Тема рассчитана на два занятия подряд.
Тема 6: «Рапид» волшебство на сцене.
Теория: Понятийное поле: «Рапид».
Практика: Танец в рапиде. Импровизация в рапиде. Рапид как элемент
сценического движения.
Тема V: Тренинги.
Тема 1: Тренинг «Я наблюдаю мир».
Теория: обсуждение истории тренинга, рефлексия после участия в тренинге.
Практика: Участникам предлагается составить рассказ о себе, ответив на
вопросы: «Мой мир – это ..., и тогда я в нем – это ..., и тогда моя жизнь –
это...».
1.1 «Свет мой, зеркальце, скажи»
Теория: истории тренинга, рефлексия после участия в тренинге.
Практика: Ответить на вопрос «Кто я?» Вспомните сказку А.С. Пушкина «О
мертвой царевне и о семи богатырях». У царицы было зеркальце, которое она
время от времени спрашивала:
Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Представьте, что вы держите в руках такое волшебное зеркальце, и оно дает
ответ на ваш вопрос «Кто я?». Возьмите лист бумаги и ответьте на этот

вопрос искренне, запишите ваши определения; чем больше их будет, тем
лучше.
1.2. «Кувшин моего внутреннего мира».
Теория: истории тренинга, рефлексия после участия в тренинге.
Практика: внутренний мир человека можно представить в виде кувшина.
Что же находится в этом кувшине: отношение человека к самому себе;
отношение к окружающему миру, к другим, а также те чувства и эмоции,
которые человек испытывает в той или иной ситуации. Все это находится в
постоянном взаимодействии, и если на одном из уровней происходит сбой,
то это отражается на всех остальных его уровнях.
Я предлагаю наполнить кувшин тем, что помогает человеку быть в гармонии
с собой и другими.
Возьмите несколько самоклеющихся листочков и напишите то, что
посчитаете необходимым, возможно, это будут чувства, эмоции, ценности,
потребности все - что вы сами захотите.Как только вы заполнили листочки,
то подойдите к доске и наклейте их на кувшин.
«Цветочные фантазии».
Теория: истории тренинга, рефлексия после участия в тренинге.
Практика: Сядьте удобно, постарайтесь не скрещивать руки и ноги,
положите руки на колени или опустите их вдоль тела. Мысленно внутренним
взором пройдите по своему телу, почувствуйте, как оно расслабляется,
появляется тяжесть в ногах, руках, постепенно эту тяжесть сменяет приятная
усталость, ваше тело наполняется энергией, вы чувствуете легкость в ногах,
руках, голове. Ваше дыхание спокойное, ровное, глубокое. Представьте себя
на поляне среди цветов. Здесь можно увидеть любые цветы рядом: от самых
экзотических и, возможно, очень привередливых в уходе, до самых обычных,
полевых, радующих взгляд человека и не требующих от него чрезмерной
заботы. Присмотритесь и выберите тот цветок, который больше всего
понравился. Рассмотрите его повнимательней: какие у него лепестки,
стебель, у него один цветок или это соцветие. Почувствуйте его аромат.
Обратить внимание на то, что его окружает. Постарайтесь запомнить это,
чтобы потом отобразить на листе бумаги... Сделайте глубокий вдох, выдох.
На счет «три» вы откроете глаза и снова окажетесь в этой комнате. Раз...,
два..., три. Не делайте резких движений, можно пошевелить шеей, пальцами
рук, ног, потянуться. Затем участники получают лист бумаги формата А4,

краски, карандаши, пастель, чтобы нарисовать тот образ цветка, который они
увидели на поляне. Рисование проходит под спокойную, плавную музыку.
(Время на работу- 7 минут.) Затем все участники выкладывают свои рисунки
в центр круга и, если есть желание, рассказывают о своих чувствах во время
визуализации и рисования.
«Мое настроение сегодня»
Теория: истории тренинга, рефлексия после участия в тренинге.
Практика: Выразить свое настроение, подняв цветную карточку, объяснить,
почему был выбран именно этот цвет. Выразите свое настроение от занятия,
свяжите его с цветом, который наиболее ярко отражает ваше эмоциональное
состояние «здесь» и «теперь». Поделитесь впечатлениями, расскажите что вы
«взяли» для себя из сегодняшнего тренингового занятия.
Тема 2: Тренинг «Идеальный мир»
Теория: прояснение своих ценностей, потребностей и личностных целей;
развитие способности в достижимости поставленных целей.
Практика: обозначить жизненные и личные ценности; выявить, что главное,
а что второстепенное в жизни; сравнить значимые ценности на разных этапах
жизни человека; прояснить ценностно-смысловую сферу и развить ее;
выбрать стратегии достижения поставленных целей.
Игра «Олени»
Теория: истории тренинга, рефлексия после участия в тренинге.
Практика: Участники встают в два круга (внешний и внутренний), лицом
друг к другу. Ведущий спрашивает: «Вы когда-нибудь видели, как
здороваются олени? Хотите узнать, как они это делают? Это целый ритуал:
правым ухом вы третесь о правое ухо своего партнера, затем левым ухом о
левое ухо партнера, а в завершение приветствия нужно потопать ногами!»
После исполнения этого ритуала внешний круг смещается на одного
человека, и церемония повторяется. Передвижение продолжается до тех пор,
пока все участники не «поздороваются» друг с другом, как олени, и не
займут свое исходное положение.
Упражнение «Сурдоперевод»
Теория: история тренинга, понятийное поле «Перевод», «Сурдоперевод»,
рефлексия после участия в тренинге.

Практика: Ведущий предлагает разделиться всем на пары. Пары поочерёдно
выступают перед другими участниками. Каждый из пары выступает по
очереди в роли дикторов и сурдопереводчиков. Пока один из партнёров
читает стих, другой находится рядом и выступает в роли сурдопереводчика –
передаёт при помощи мимики и жестов содержание текста.
2.3.Упражнение «Мои ценности»
Теория: выявить, какие ценности являются главными, а какие
второстепенными в жизни.
Практика: Ведущий: «Сейчас я раздам Вам листочки с 12 ценностями. Затем
вы должны проставить рядом с каждым обсуждением цифру, которая будет
обозначать, что для вас наиболее важно, стоит на первом месте, втором,
третьем и т.д.».
Перечень возможных ценностей:
- материально обеспеченная жизнь;
- счастливая семейная жизнь;
- здоровье;
- творчество;
- наличие хороших и верных друзей;
- свобода как независимость в действиях и поступках;
- любовь;
- уверенность в себе;
- интересная работа;
- красота природы и искусства;
- познание, стремление к новому;
- активная, деятельная жизнь.
Идет обсуждение полученных в ходе ранжирования ценностей. Ведущий
предлагает желающим зачитать полученный список в порядке убывания
значимости ценностей. Задает вопрос: «Как вы думаете, отличаются ваши
ценности от ценностей ваших друзей, ваших родителей и др.?»

2.4 Упражнение «Мой идеальный мир»
Теория: осознать важность ценностей и поставленных целей, выбрать и
развить стратегию достижения жизненной цели.
Практика: группа рисует картину «Мой идеальный мир» и представляет ее.
Правила:
1. У команды есть 5 минут на обсуждение тактики выполнения задания, во
время обсуждения нельзя ничего записывать и трогать материалы.
2. По истечении времени обсуждения, участники одновременно приступают
к выполнению задания по команде ведущего: «Время». При этом: задание
выполняется молча.
3.Представление картины.
4. Коллективное обсуждение.
Вопросы для обсуждения: Расскажите о чувствах, которые Вы испытывали
во время тренинга. Легко ли Вам было выполнять задания? Расскажите, с
какими трудностями столкнулись?
Тема 3: Тренинг «Мир предметов»
Теория: развитие самосознания обучающихся старших классов, умений и
навыков самоанализа, рефлексии, активности, преодоления психологических
барьеров, мешающих полноценному самовыражению.
Практика: Участие в тренинге «Мир предметов».
Упражнение «Имя и образ».
Теория: Понятийное поле: «Образ». Связь собственного имени с образом.
Практика: Ведущий предлагает участникам занятия познакомиться, но не
вполне обычным способом, необходимо назвать свое имя и тот образ, с
которым оно ассоциируется у самого участника. Например: Наталья облачко.
Упражнение «Я - телесное».
Теория: Тело, как часть собственного мира.
Практика: Ведущий предлагает продолжить знакомство посредствам
определения себя на уровне телесности, то есть участникам предлагается

провести параллель между собой и своим телом, какой-то его частью и
обосновать свой ответ.
Упражнение «Кто ты есть?».
Теория: Понятийное поле: «Депрессия», «Состояние».
Практика: 5-6пар (10-12человек) помогает также при преодолении
депрессивных состояний. По многу раз задается вопрос в парах и ведущим,
пока не появится необходимость в обмене энергией. После чего учащиеся в
парах кладут руку на правое плечо друг другу, после чего голову на правое
плечо друг другу.
Упражнение «Цветочные фантазии».
Теория: Обсуждение видов цветов. Цветы, как одно из составляющих жизни
человека.
Практика: Ведущий. Ну, а теперь сядьте поудобнее, постарайтесь не
скрещивать руки и ноги, положите руки на колени или опустите их вдоль
тела. Мысленно внутренним взором пройдите по своему телу, почувствуйте,
как оно расслабляется, появляется тяжесть в ногах, руках, постепенно эту
тяжесть сменяет приятная усталость, ваше тело наполняется энергией, вы
чувствуете легкость в ногах, руках, голове. Ваше дыхание спокойное, ровное,
глубокое. Представьте себя на поляне среди цветов. Здесь можно увидеть
любые цветы рядом: от самых экзотических и, возможно, очень
привередливых в уходе, до самых обычных, полевых, радующих взгляд
человека и не требующих от него чрезмерной заботы. Присмотритесь и
выберите тот цветок, который больше всего понравился. Рассмотрите его
повнимательней: какие у него лепестки, стебель, у него один цветок или это
соцветие. Почувствуйте его аромат. Обратить внимание на то, что его
окружает. Постарайтесь запомнить это, чтобы потом отобразить на листе
бумаги... Сделайте глубокий вдох, выдох. На счет «три» вы откроете глаза и
снова окажетесь в этой комнате. Раз..., два..., три. Не делайте резких
движений, можно пошевелить шеей, пальцами рук, ног, потянуться. Придя
домой попробуйте изобразить все что вы видели…так как мы ограниченны
во времени…
Тема 4: Система дыхания. Тренинг.
Теория: Дыхательная гимнастика. Она позволяет излечить заболевания
органов дыхания, сердца, нервной системы, сосудов. Этот метод основан на

полном заполнении органов дыхания воздухом, с вовлечением всего
организма. Такой комплекс достаточно разнообразен.
Практика: Встать, расслабиться, руки согнуть в локтях и прижать к ребрам,
кисти сжать в кулак, ладони развернуты от себя. Сделать подряд 4 быстрых
вдоха и выдоха. Вдох должен быть громким, а выдох бесшумным. На вдохе
сжимать кулаки, на выдохе — разжимать. Сделать не менее 10 подходов с
перерывом в несколько секунд.
Руки расположить на животе и сжать в кулаки, ладони повернуть на себя.
Сделать быстрый вдох и выдох 8 раз подряд. На вдохе кулаки сжать, на
выдохе — разжать (руки при этом резко выпрямляются вниз). Выполнить не
менее 10 подходов.
Встать, немного нагнуться вперед так, чтобы прямые руки были выше колен,
кисти расслаблены, лицо опущено вниз, спина округлена. На вдохе тело
опускается, на выдохе — поднимается (амплитуда небольшая), но спина до
конца не выпрямляется. Вдох — громкий, выдох — бесшумный. Сделать 8
быстрых вдохов и выдохов, и отдохнуть несколько секунд. Повторить не
менее 10 раз.
Бодифлекс — помогает сбросить излишние килограммы и насытить организм
кислородом. Само дыхание выглядит следующим образом — выдохнуть весь
воздух через рот, вдохнуть носом, выдохнуть ртом, максимально втянуть
живот и задержать дыхание, досчитав до 10. Во время задержки дыхания
можно выполнять какое-либо упражнение на нужную группу мышц. Также
во время такого тренинга можно просто заниматься домашними делами.
Всего четверть часа занятий в день помогут похудеть, благодаря улучшению
обмена веществ и работы кишечника.
Трехфазное дыхание. Его основоположник Л.Кофлер. Комплекс упражнений
по этой методике помогает справиться с заболеваниями органов дыхания, а
также улучшить вокальные данные. Сделать выдох и в его середине
задержать дыхание до тех пор, пока есть силы не дышать. После этого —
вдох и полный выдох. Сделать 6 таких подходов, произнося разные звуки в
таком порядке: «пффф», «сссс», «пффф», «жжжж», «пффф», «зззз».
Существуют и другие программы для тренировки дыхания. Некоторые из
них (такие, как ребефинг, система дыхания Бутенко, холонтропное дыхание)
вызывают много споров и имеют недоказанную эффективность. Другие же,
например, вайвейшн, дыхание по Першину, являются модифицированными
методиками уже имеющихся упражнений.

Тема 5: Эмоциональная память. Тренинг
Теория: Мы в жизни встречаем людей с феноменальной памятью, которые
запоминают десятки, страниц прозы и стихов, усваивают сложные
математические, химические формулы, тысячи названий мельчайших
деталей машины, и т.д. Bсё, это делается путем систематической тренировки,
память можно воспитывать, причем в значительной мере это воспитание ума
и воли, характера и личности человека. Память каждого человека развивается
в зависимости от его деятельности к влияния среды. Логическая память
основала на смысловом запоминании.
Наглядно-образная память свойственна людям искусства. И. Павлов относил
этих людей к художественному типу высшей нервной деятельности...
Кроме словесно-логической и наглядно-образной различают ещё один вид
памяти-эмоциональную, которая особенно ярко и живо воспроизводит те или
иные пережитые чувства и все то, что с ними по ассоциации связано.
По жизненному опыту мы знаем что события, лица, и пережитые чувства
отдаленного прошлого большей частью пропадают для нас, и только глубина
впечатлений и сила ассоциации могут вызвать в нашей памяти забытые
образы, что собственно и составляет акт эмоциональной памяти.
«Казалось бы, что , они совсем забыты-писал К.С. Станиславский — но вдруг
какой-то намек, мысль, знакомый образ, и снова вас охватывают
переживания, иногда такие же сильные, как в первый раз иногда несколько
слабее, иногда сильнее, такие же или в несколько измененном виде»
Эмоциональная память крайне необходима в творчестве актера, так как на
сцене он живет повторными чувствами, то есть чувствами ранее
пережитыми, знакомыми ему по жизненному опыту. Эти чувства, когда-то
испытанные в жизни, становятся на сцене как бы отражением в зеркале
пьесы или сценарии ранее пережитого.
Эмоциональная память и время очищают пережитое от всего лишнего,
грубого, постороннего, оставляя лишь чувственность впечатления, если бы
они не очищали воспоминания от лишних деталей, то детали бы задавали
главную сущность виденного, слышанного и пережитого. Эмоциональная
память поэтизирует пережитое. Актеру надо повседневно пополнять свою
эмоциональную память, притоком жизненных восприятий, изыскивая
материал для неё из самых различных источников.

Практика: Упражнения на воспоминание можно построить на том, что
можно предлагать студентам вспоминать детально дни, когда они поступили
в институт, или первое свидание, или выпускной вечер в школе. Например,
одному из студентов задание выполнить этюд на тему выпускной вечер в
школе, вы поссорились со своей любимой девушкой, вы хотите помириться с
ней, во что бы ни стало. Студент начинает действовать. По окончании
упражнения можно спросить студента: «"Вот мы с вами говорили, что
материалом для эмоциональной памяти служал воспоминания о ранее
пережитых вами чувствах. Но разве вы переживали данные вам в этюде
предлагаемые обстоятельства. Так откуда же этот материал поступил в вашу
эмоциональную память? Студент, естественно, отвечает, что как он
познакомился с ней, долгие встречи, как они не могли жить друг без друга.
Советы близких людей, фильмы на эту тему и т.д.

Планируемые результаты первого года обучения
Метапредметные: Выполнять 3 простейших физических действия, находясь
на сцене в течении трех минут. Описывать эмоции, испытываемые героем
этюда или художественного произведения и уметь дать им приблизительное
истолкование. Делать 5-10 артикуляционных упражнений. Делать 5-10
дыхательных упражнений, уметь выполнять их индивидуально и в группах.
Подготовить сцену, бутафорию, реквизит и костюмы к репетиции.
Личностные: Найти оправдание любой произвольной позе. Произносить
одну и ту же фразу с разным подтекстом. Выполнять упражнения актерского
тренинга в присутствии постороннего человека. Выполнить простейшее
задание в паре и построить этюд с партнером, предложенным педагогом.
Запомнить свои места в течении четырех перемещений. Описать характер
персонажа, составить его биографию.
Предметные: Равномерно распределять свои движения в определенном
ритме на определенный счет. Переключать темпоритм, не прерывая
движения. Создавать пластические импровизации. Произносить
скороговорки в разных темпах и беззвучно, пропуская согласные или
гласные звуки.

Учебный (тематический) план второго года обучения

№

1

Тема
Основы
театральной
культуры

2

Количество часов
теория
практика

всего

6

3

9

Формы
аттестации/кон
троля
Этюды

10

30

40

Этюды

Мастерство
актера
3

Сценическая речь

15

10

25

Конкурс

4

Ритмопластика

6

15

21

5

Работа над
репертуаром
Репетиции
Премьера

15

5

20

Пластические
этюды
Рефлексия

0
0
52

20
4
92

20
4
144

6
7

Итого

Содержание учебного (тематического) плана второго года обучения
Тема I. Актерское мастерство.
Тема 1: Предлагаемые обстоятельства.
Теория: Объяснение темы. Понятие «Предлагаемые обстоятельства». Виды
предлагаемых обстоятельств.
Практика: Игры: «Я нахожусь в…», «Лес», «В поход» и др.
Тема 2: Действие. Хотение-задача-действие.
Теория: Понятийное поле: «Хотение», «Задача», «Действие». Обсуждение
данных понятий.
Практика: Одиночные и парные этюды на заданные темы.
Темы 3: Воображение.
Теория: Понятие «Воображение», воображение в жизни обучающихся.
Практика: Игры «Моя жизнь», «Школа будущего». Этюды «В шкуре
животного», этюд по стихотворениям
Тема 4: Чувство правды и вера
Теория: Обсуждение понятий «Правда», «Вера» и «Чувство»
Практика: Игры: «Я нахожусь в…», «Идем в лес» и др. Этюды на заданные
темы. Обсуждение этюдов.
Тема 5: Выход из зоны комфорта
Теория: Повторение понятий «Комфорт», «Зона комфорта», «Выход из зоны
комфорта».
Практика: Этюды на память физических действий, этюды на выход из зоны
комфорта.
Тема 6: Темпоритм.
Теория: Повторение понятий «Темп», «Ритм» и «Темпоритм»
Практика: Виды темпоритмов в этюдах. Одиночные, парные и массовые
этюды. Игры «Броуновское движение», «Радость – грусть», «Быстрота
реакции».

Тема 7: Работа над ролью.
Теория: Повторение понятий «Роль», «Главная роль», «Второстепенная
роль», «Массовка».
Практика: Обсуждение роли – характер персонажа, история персонажа,
мысли и действия. Проба роли – этюды на заданные темы. Изучение роли.
Тема рассчитана на семь занятий на протяжении всего обучения
Тема 8: Концентрация внимания
Теория: Виды внимания. Внимание как закон сценической жизни.
Практика: Круги внимания. Этюды «За столом», «Прогулка», «В зоопарке»
Тема 9: Выход из зоны комфорта
Теория: Повторение понятий «Комфорт», «Зона комфорта», «Выход из зоны
комфорта».
Практика: Этюды на память физических действий, этюды на выход из зоны
комфорта.
Тема рассчитана на 2 занятия одновременно.
Тема 10: Магическое «Если бы».
Теория: Обсуждение понятий «Правда», «Вера» и «Чувство»
Практика: Игры: «Я нахожусь в…», «Идем в лес» и др. Этюды на заданные
темы. Обсуждение этюдов.
Тема 11: Творческое оправдание и фантазия.
Теория: Повторение понятий: «Творчество», «Оправдание», «Творческое
оправдание», «Фантазия».
Практика: Значение фантазии в работе актера. Упражнения: «Рассказ по
фотографии», «Путешествие», «Сочинить сказку», «Фантастическое
существо» и др.
Тема 12: Обмен ролями. А если бы играл я.
Теория: Повторение понятий «Роль», «Главная роль», «Второстепенная
роль», «Массовка». Изучение понятия «Обмен ролями».

Практика: Обмен ролями. Рассуждение о правильности подхода
сценического партнера к роли. Пробуем показать, как бы сыграл я.
Тема 13: Этюды. Виды этюдов.
Теория: Разбор понятийного аппарата: «Этюд», «Одиночный этюд»,
«Парный этюд», «Этюд на предлагаемые обстоятельства».
Практика: «Одиночный этюд», «Парный этюд», «Этюд на предлагаемые
обстоятельства», «Этюд на ПФД».
Тема рассчитана на пять занятий в течении всего процесса обучения.
Тема 14: Актерская оценка.
Теория: Повторение понятий «Актер», «Оценка», «Актерская оценка»
Практика: Виды актерских оценок. Одиночные и парные этюды.
Обсуждение.
Тема 15: Работа над образом. Мой персонаж.
Теория: Знакомство с понятиями «Образ», «Костюм», «Грим», «Персонаж»
Практика: Подбор костюма и грима. Идея персонажа «Для чего я делаю
это?»
Тема 16: Репетиционно-постановочная работа.
Теория:Обсуждение задачи и сверхзадачи пьесы.
Практика: Постановка спектакля. Работа над ошибками.

Тема II. Сценическое мастерство.
Тема 1: Постановка дыхания. Знакомство с гимнастикой А.Н.
Стрельниковой.
Теория: Виды дыхания. Знакомство с Александрой Николаевной
Стрельниковой.
Практика: Упражнения «Насос», «Котик», «Шарик» и др.
Тема рассчитана на четыре занятия на протяжении всего процесса обучения.
Тема 2: Работа над собой. Я не я.

Теория: Виды работ на сцене.
Практика: Работа на сцене. Копирование движений партнеров и незнакомых
людей на улице. Снятие своих психологических зажимов.
Тема рассчитана на три занятия в течении всего процесса обучения.
Тема 3: Разбор ролей. Кто я?
Теория: Читка по ролям.
Практика: Этюды по прочитанному материалу. Импровизация по тексту.
Работа в команде.
Тема 4: Сценическое внимание как закон сцены.
Теория: Разбор понятийного аппарата: «Внимание», «Закон». Виды
сценического внимания.
Практика: Круги внимания. Этюды на круги внимания. Парные этюды на
круги внимания.
Тема 5: Эмоциональная память.
Теория: Понятийное поле: «Эмоция», «Память», «Эмоциональная память»
Практика: Рассказ и показ ярких впечатлений из жизни. Этюды на
предлагаемые обстоятельства.
Тема6:Фантазия и воображение.
Теория: Повторение понятий «Фантазия» и «Воображение».
Практика: Игры «Моя жизнь», «Школа будущего». Этюды «В шкуре
животного», этюд по стихотворениям.
Тема 7: Приемы релаксации.
Теория: Повторение понятий «Релаксация». Виды и приемы релаксации.
Практика: Игра «Волшебный стул», «Разрывание бумаги» Релаксация
«Волшебный сон».
Тема рассчитана на пять занятий в течении всего учебного периода.
Тема 8:Общение. Что? Когда? и где?
Теория: Виды общения.

Практика: Круги общения. Общение с неодушевленным предметом.
Общение с партнером. Общение с несуществующим существом.
Тема рассчитана на пять занятий в течении всего учебного периода.
Тема 9: «Я и мир литературного творчества»
Теория: Литературное творчество в моей жизни.
Практика: Этюды: «Литературный герой», «Я и мой любимый герой».
Рассказ: «Любимая книга».
Тема III. Сценическая речь.
Тема 1:Орфоэпия
Теория: Понятие «Орфоэпия». Буквы и звуки как главная составляющая
русского языка.
Практика: Орфоэпические разборы скороговорок. Сценический язык.
Тема 2:Логика и последовательность.
Теория: Понятия «Логика», «Последовательность».
Практика: Логическое завершение смыслового предложения. Смена
обыденного языка на сценический.
Тема рассчитана на три занятия на протяжении всего процесса обучения.
Тема 3: Мысль и подтекст.
Теория: Понятия «Мысль» и «Подтекст». Идеи и мысли подтекста.
Практика: Читка пьесы. Разбор мыслей и подтекстов пьесы.
Тема рассчитана на четыре занятия.
Тема 4: Звуки, буквы, слова, предложения
Теория: Разница в понятиях «Звуки», «Буквы», «Слова», «Предложения».
Практика: Читка пьесы. Основные идеи в предложениях.
Тема 5: Речь в движении. Танец и речь.
Теория: Танец и речь. Возможность найти ответ на вопрос «В чем разница
между обычной речью и речью в танце?».

Практика: Речь в танце и пластике. Разбор роли в танце. Передача характера
персонажа через пластику и танец.
Тема 6: Сила звука. Варианты подачи звука.
Теория: Разбор понятий «Сила звука» и «Подача звука».
Практика: Проба подачи звука. Читка скороговорок с разной подачей звука.
Тема рассчитана на 3 занятия подряд.
Тема 7: Сценическое общение.
Теория: Словесная импровизация. Виды словесной импровизации.
Практика: Общение на сцене. Словесная импровизация в характере
персонажа.
Тема рассчитана на 4 занятия на протяжении всего учебного года.
Тема 8: Голос и дикция.
Теория: Читка спектакля. Дикционная разминка.
Практика: Самостоятельная работа над постановкой голоса персонажа.
Тема рассчитана на 3 занятия подряд.
Тема IV. Пластическая выразительность.
Тема 1: Освобождение мышц.
Теория: Понятийное поле: «Мышцы», «Свобода мышц».
Практика: Пластическая разминка. Пластическая выразительность на сцене.
Импровизация под музыку.
Тема 2: Пластика актера.
Теория: Понятийное поле: «Пластика актера».
Практика: Пластическая разминка. Пластика животного. Пластическая
выразительность на сцене. Игры: «Угадай животного», «Кто я?», «Животное
в моей жизни».
Тема рассчитана на 2 занятия подряд.
Тема 3: Равновесие – развитие вестибулярного аппарата.

Теория: Понятийное поле: «Равновесие», «Вестибулярный аппарат».
Практика: Пластическая разминка. Игры на равновесие: «Поддержи меня»,
«Цапля». Тренинг со стулом «Встань на меня».
Тема рассчитана на 3 занятия на протяжение всего учебного года.
Тема 4: Мускульная свобода. Снятие мышечных зажимов.
Теория: Повторение понятий: «Мускул», «Свобода», «Мышечный зажим».
Практика: Игры на снятие зажимов «Скульптор», «Дровосек», «Глина»,
«Песок» и др.
Тема 5: Речь в движении. Танец и речь.
Теория: Танец как часть повседневной жизни.
Практика: Речь в танце и пластике. Разбор роли в танце. Передача характера
персонажа через пластику и танец.
Тема рассчитана на два занятия подряд.
Тема 6: «Рапид» волшебство на сцене.
Теория: Понятийное поле: «Рапид».
Практика: Танец в рапиде. Импровизация в рапиде. Рапид как элемент
сценического движения.
Тема V. Работа над репертуаром.
Теория: нахождение материала, разучивание материалы, выучка.
Практика: этюды по темам.
ТемаVI. Репетиции.
Репетиции делятся на 3 большие темы:
1 тема: Этюдные репетиции.
Теория: Повторение понятий «Этюд», «Массовый этюд», «Этюд на ПФД».
Практика: Опробовать роли, разобрать характеры и историю персонажа.
2 тема: Сводные репетиции.
Теория: Повторение понятий: «Сводка», «Репетиця».

Практика: Репетиции разных групп, проработка массовых сцен, проработка
сцен с декорациями.
3 тема: Генеральные репетиции.
Теория: Повторение понятий:
«Декорация», «Реквизит».

«Генеральный прогон»,

«Костюм»,

Практика: Прогон спектакля с костюмами, декорациями и реквизитом.
ТемаVII. Премьера спектакля

Планируемые результаты второго года обучения.
Метапредметные: Находить и аргументировать характер и поступки
своего персонажа и персонажа своего товарища. Создавать этюдные и
пластические импровизации без слов. Запомнить свои места в течении десяти
перемещений в пространстве.
Личностные: Самостоятельно проводить артикуляционную разминку
для товарищей. Самостоятельно проводить пластическую разминку для
товарищей. Выполнять до 10 физических действий, находясь на сцене в
течение семи минут. Выполнять индивидуальные и групповые этюды в
присутствии постороннего человека
Предметные: Находится в разных темпоритмах в одной сцене,
Создавать этюдные и пластические импровизации со словами.
Самостоятельно подготовить сцену, бутафорию, реквизит и костюмы,
необходимые для репетиций, этюдов и спектаклей.

Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение:
1. Аудиоаппаратура и аудиоматериал
2. Туристические коврики или одеяла
3. Мячики: теннисные, детские разных размеров
4. Мелкий реквизит: пуговки, бусинки.
Информационное обеспечение:
1. Музыкальный материал для пластической импровизации
2. Звуки природы: дождь, ветер, море, водопад, лес,утро, ночь.
3. Подборка фильмов с участием детей-актеров.
4. Фото-материал для примеров.
5.Сборники детских песен и минусовок
Кадровое обеспечение:
Чернова Инна Васильевна , музыкальный руководитель ДОУ.
Окончила Свердловское музыкальное училище им. П.И.Чайковского,
Челябинский государственный институт искусства и культуры (
самодеятельное художественное творчество). Являюсь участником,
руководителем и победителем районных, городских и международных
конкурсов в номинации «Художественное слово» («Дорогой жизни
названа» - Лауреат 2 степени, 2021г; «Большая перемена – 2021»участники; «Большая перемена – 2019» - 3 место; «Весенняя капель» Лауреат 2 степени; «Во Славу Отечества» - участники ).
Методические материалы:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Методические разработки по актерскому мастерству
Методические разработки по сценической речи
Сценарии
Этюды
Книги со сказками, рассказами, стихами
Карточки со скороговорками
Карточки с дикционными упражнениями

Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
В течении учебного года обучающиеся принимают участие в конкурсах
самостоятельных работ и фестивалях в номинации «Художественного
слова». В конце года проводится итоговое занятие или выступление на
мероприятиях.
Текущий контроль обеспечивается методикой, демонстрирующей
уровень развития следующих параметров:
• Актерское мастерство;
• Чувство ритма;
• Импровизация;
• Сценическое общение;
• Сценическая речь.
Контроль осуществляется два раза в год – на начало и конец учебного
года. Параметры оцениваются по десятибалльной системе и фиксируются
в таблице:
ФИО обучающегося
Актерские навыки
Чувство ритма
Импровизация
Сценическая речь
Сценическое общение
Начало года
Конец года
В конце учебного года составляется график, позволяющий визуально
оценить динамику развития параметров.

Список литературы
1. Тришин. В. Студийный метод воспитания актера: Практический курс. –
М.; ВЦХТ, (Я вхожу в мир искусств) 2009.
2. Каргина З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного
образования. – Изд. доп. – Школьная пресса, 2008.
3. Дрознин А. 3. Емельянов М. Развитие голоса, координация и тренинг.
СПб.;2000.
4. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной
деятельности дошкольников и младших школьников» М., «Владос»,
2001
5. Кидин С.Ю. «Театр – студия в современной школе» Волгоград,
«Учитель», 2008
6. Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 2003.
7. Станиславский К.С. – Моя жизнь в искусстве.
8. Станиславский, Мейерхольд, Чехов, Товстоногов. – Большая книга
актерского мастерства. Уникальное собрание тренингов по методикам
величайших режиссеров. – М., 2015.
9. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. –
Ярославль, 2006
10. Шмойдов М. Мастерство актера. Упражнения и игры начального этапа
обучения. Методические разработки.- М.,1990


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».