Дополнительная общеразвивающая программа Футбольный сад

Содержание программы
Название раздела
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка:
• Направленность дополнительной образовательной программы
• Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
• Цель и задачи дополнительной образовательной программы
• Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной
образовательной программы
• Сроки реализации дополнительной образовательной программы
• Формы и режим занятий
• Формы подведения итогов реализации дополнительной
общеобразовательной программы
1.2 Ожидаемый результат и способы определения их результативности
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Страницы
3
3

8
12

2.1 Учебный план

12

2.2 Календарный учебный график

12

2.3 Рабочая программа педагога

13

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Организационно-педагогические условия реализации программы

23

3.2 Материально-техническое и методическое обеспечение программы

23

Список литературы
Приложение № 1
Футбольные термины в алфавитном порядке
Приложение № 2
Игры с элементами футбола

24
25
28

2

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной программы
«Футбольный сад» - программа дополнительного образования для детей старшего
дошкольного возраста физкультурно-спортивной направленности по овладению навыками игры
в футбол.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Дошкольный возраст от рождения ребѐнка до поступления в школу – это наиболее
ответственный период развития организма и один из важнейших в становлении личности
человека. В эти годы закладываются основы крепкого здоровья, гармонического, нравственного,
умственного и физического развития. Организм ребѐнка в этот период быстро растѐт и
развивается в то же время, сопротивляемость неблагоприятным влияниям среды ещѐ низка,
ребѐнок легко заболевает. Качественно организованный двигательный режим положительно
влияет на жизнедеятельность, в частности на эмоциональную сферу и настроение ребѐнка.
Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения,
а также элементы спортивных игр.
Овладение видами спортивных упражнений имеет важное значение для разносторонней
физической подготовленности детей. В этом контексте весьма привлекательной является идея
создания в ДОУ кружка по футболу. Футбол – спортивная игра, требующая соответствующей
физической, технической и тактической подготовки игроков, что достигается при помощи
специальных и постоянных тренировок. Основное внимание должно быть направлено не на
специальную подготовку, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивной
игре в футбол.
Актуальность
Актуальность программы состоит в том, что приобщение к спорту с раннего детства даѐт
человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, быстроту реакции, повышает активность,
развивает чувство дружбы, честность, те развивает качества, так необходимые ребѐнку во
взрослой жизни.
Новизна
Новизна данной программы состоит в организационном аспекте игры в футбол.
Данная программа построена на современных образовательных технологиях, которые отражены
в:
• принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности);
• формах и методах обучения (активных методах обучения, дифференцированного обучения,
занятиях, соревнованиях и т.д.);
• методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов
деятельности детей);
• средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в
расчѐте на объединение обучающихся).

3

Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность применение данной программы состоит в
использовании более эффективных средств физического воспитания дошкольников. В ряду
наиболее эффективных средств физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками футбол
занимает видное место. И это не случайно. В футбол можно играть как на улице, так и в
спортивном зале. Данные занятия способствуют выработке потребностей организма в
систематической целенаправленной двигательной деятельности в течение всей жизни, что
послужит в дальнейшем средством занятия спортом.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы - обучение навыкам игры в футбол и развитие активных двигательных
способностей и психических качеств детей дошкольного возраста.
Целевые ориентиры освоение программы включают в себя интегративные качества
ребѐнка, которые он может приобрести в результате освоения программы: физически развитый,
овладевший основными культурно – гигиеническими навыками; любознательный, активный;
эмоционально отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия с
взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои
действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающих элементарные
общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личные
задачи адекватные возрасту, умеющий работать по правилам и по образцу, слушать взрослого и
выполнять его инструкции; овладевший необходимыми умениями и навыками.
Обучение дошкольников, занимающихся в кружке футбол, составляют единый
педагогический процесс, задачами которого являются:
Образовательные задачи:
✓ Развивать двигательные (мышечная сила, быстрота и т.д.) и психические (ощущения,
восприятия, представления, внимание, память на движения) способности детей дошкольного
возраста.
✓ Развивать морально-волевые качества дошкольников для решения поставленных задач в
условиях соревновательного процесса.
✓ Создать условия для усвоения первоначальных знаний в области футбола.
✓ Обучать технико-тактическим приѐмам игры на основе базовых элементов.
Воспитательные задачи:
✓ Формировать мотивацию здорового образа жизни.
✓ Содействовать всестороннему и гармоничному развитию личности ребѐнка.
Оздоровительные задачи:
✓ Развивать физические качества дошкольников.
✓ Укреплять здоровье детей дошкольного возраста за счѐт повышения их двигательной
активности.
✓ Формировать социальное партнѐрство между преподавателями и родителями в здоровье
сберегающей сфере.
4

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной
программы.
Особенности физического развития детей четвѐртого года жизни
➢ Каждый возрастной период имеет свою определѐнную специфику развития. Свои
особенности и у детей четвертого года жизни.
➢ Показателями физического развития детей являются рост, вес, окружность грудной клетки,
состояние костной и мышечной систем, внутренних органов, а также уровень развития
моторики.
➢ Быстрота роста на 4-ом году жизни несколько замедляется относительно предыдущего
периода - первых трѐх лет жизни. Средний рост в этот период 95-99 см.
➢ Рост детей 4-го года жизни находится в прямой взаимосвязи с основными видами движений прыжками, бегом, метанием, равновесием. Дети высокого роста по сравнению со своими
сверстниками быстро бегают, а невысокого роста делают относительно мелкие шаги, но
дополняют их высоким темпом передвижения. Способность к бегу определяется также и
другими индивидуальными различиями, и координационными возможностями, которые в
данной возрастной группе ещѐ не велики.
➢ Средний вес детей в этом возрасте составляет 16-18 кг.
➢ Общей закономерностью развития опорно-двигательного аппарата в раннем возрасте
является его гибкость и эластичность. Физиологические изгибы позвоночника в 3-4 года
неустойчивы, кости, и суставы легко подвергаются деформации под влияние неблагоприятных
воздействий. Неправильные позы (сведение плеч, опускание одного плеча, опущенная голова)
могут стать привычными, и в результате нарушается осанка. А это в свою очередь отрицательно
сказывается на функции кровообращения, дыхания. Нагрузка для детей должна быть равномерной
на все части тела.
➢ Здоровье детей, их рост и развитие во многом зависит от питания, поэтому в рационе должны
быть и белки, и углеводы, и жиры, и минеральные соли, и витамины, и вода.
➢ Ребѐнок в 3-4 года не может сознательно регулировать дыхание и согласовать его с
движением. Важно приучать детей дышать носом естественно и без задержки.
➢ Сердечнососудистая система по сравнению с органами дыхания лучше приспособлена к
потребностям растущего организма. Однако сердце ребѐнка работает хорошо лишь при условии
посильных нагрузок.
➢ О реакции организма на нагрузку, в частности физическую, судят по внешним признакам
утомления: отвлекаемость, общая слабость, одышка, побледнение или покраснение лица и
нарушение координации движений.
➢ Развитие высшей нервной деятельности во многом зависит от морфологического развития
коры больших полушарий. К трѐм годам у ребѐнка значительно развита способность к анализу,
синтезу дифференциации (различению) раздражений окружающей среды.
➢ Внимание у детей 3-4 лет ещѐ неустойчивое, оно легко нарушается при изменении
окружающей обстановки, под влиянием возникающего на эти изменения ориентировочного
рефлекса.
➢ Процессы возбуждения и торможения в коре головного легко распространяются. Внешне это
выражается в том, что дети делают много лишних движений, становятся суетливыми, много
говорят или, наоборот, замолкают.
➢ Все приобретѐнные умения на физкультурных занятиях должны реализовываться в
разнообразной жизненно важной самостоятельной двигательной деятельности детей.
Особенности физического развития пятого года жизни.
➢ Ребенок 5-го года жизни владеет в общих чертах всеми видами основных движений. Он
стремится к новым сочетаниям движений, хочет испробовать свои силы в сложных видах
движений и физкультурных упражнений. У детей возникает потребность в двигательных
импровизациях. Они берутся за выполнение любой двигательной задачи, но еще не умеют
5

соразмерять свои силы, учитывать свои реальные возможности. Убедившись в непосильности
выполнения двигательного действия, ребенок проделывает его лишь в общих чертах, не
добиваясь завершения. Но при этом он искренне убежден в том, что выполнил движение
полностью.
➢ Внимание ребенка среднего дошкольного возраста приобретает все более устойчивый
характер; совершенствуются зрительное, слуховое и осязательное восприятия, развиваются
преднамеренное запоминание и припоминание. Дети хорошо различают виды движений,
частично овладевают умением выделять некоторые их элементы. Возникает интерес к
результатам движения, правильности его выполнения, соответствию образцу.
➢ Ведущие элементы техники разных способов бега, прыжков, метания, действий с мячом не
могут быть освоены ребенком и применены продуктивно, если у него недостаточно развиты
ловкость, координация и точность движений, быстрота, сила, выносливость, гибкость, а также
способность сохранять устойчивое положение тела в самых различных условиях.
➢ Развитие физических качеств происходит под влиянием постоянных упражнений. В
результате расширяются и обогащаются двигательные возможности детей, возрастают их
физические силы. В результате закладываются прочные основы школы движений, повышения
работоспособности и физической подготовленности.
Особенности развития детей шестого года жизни
➢ Возрастной период 5 до 6 лет называют периодом «первой вытяжки», когда за один год
ребѐнок может вырасти на 7-10 см. Средний рост ребѐнка колеблется около 106-107 см., а масса
тела 20-21 кг.
➢ Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура)
ребѐнка к 5-6 годам ещѐ не завершено. В этом возрасте сила мышц- сгибателей больше силы
мышц-разгибателей, что определяет особенности позы ребѐнка: голова слегка наклонена вперѐд,
живот выпячен, ноги согнуты в коленях. Поэтому очень важны упражнения для мышц,
удерживающих позу и для мышц-разгибателей.
➢ Медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Только к 6-7 годам ребѐнок овладевает более
сложными и точными движениями кисти и пальцев. Игры с мячом в том числе способствуют
развитию этих мышц.
➢ Развиваются и сердечнососудистая система и дыхательная. Объѐм лѐгких примерно
составляет 1500-2200мл., и развивается под влиянием физических нагрузок.
➢ Артериальное давление у детей данного возраста ниже, чем у взрослого человека. А
физические нагрузки оказывают тренирующее воздействие на сердечнососудистую систему; под
влиянием физических нагрузок вначале увеличивается частота пульса, максимальное и
минимальное кровяное давление.
➢ По мере тренировки реакция сердечнососудистой системы на физические нагрузки меняется,
работа сердца становиться более экономичной.
➢ У дошкольников обмен веществ отличается высокой активностью (в 2-2.5 раза больше, чем у
взрослого человека). При активной мышечной деятельности энергозатраты возрастают
пропорционально интенсивности физических усилий.
➢ У детей шестого года жизни значительно повышается уровень произвольного управления
своим поведением. Умение управлять своим поведением, оказывает воздействие на внимание,
память, мышление. Развитию этих свойств способствуют упражнения по тактической
подготовке.
➢ Формируются и интенсивно развиваются волевые качества у детей, а на их основе
появляются новые потребности и интересы.
➢
Дети способны выполнять физические упражнения по своей инициативе, пытаются
самостоятельно преодолевать трудности в освоении сложных движений. Им доступна
коллективная форма физкультурных соревнований.
Программа рассчитана на старший дошкольный возраст (5-7 лет) со сроком два года обучения.
6

Программа включает в себя:
➢ Спортивно-оздоровительный блок.
Основными видами оздоровительной деятельности являются:
- сюжетные, подвижные и малоподвижные игры с мячом;
- спортивно-силовые упражнения;
-

подражательные упражнения.
➢ Блок начальной (предварительной) подготовки детей.
Основными видами данной деятельности являются:
- отработка удара по мячу ногой - внутренней стороной стопы, внутренней и средней
частью подъѐма;
- остановка мяча ногой - внутренней стороной стопы, подошвой и бедром;
- ведение мяча - средней и внешней частью подъѐма; обманным движениям «уходом»,
«финты»;
- отбор мяча - отбивание ногой в выпаде;
- забивание мяча в ворота.
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы.
Образовательная деятельность в рамках дополнительной
общеобразовательной
программы рассчитана на два года: первый для детей 5-6 лет, второй – для детей 6-7 лет.
Обучение дошкольников происходит поэтапно, на основе программы, содержащей практический
и теоретический материал.
Формы, методы, средства и режим занятий.
Основные формы тренировочного процесса: групповые тренировочные и теоретические
занятия, соревновательные занятия. Оно строится в соответствии с дидактическими принципами
и методическими закономерностями тренировочного процесса. К занятию предъявляются
следующие основные требования:
• Воздействие тренировочного занятия должно быть всесторонним – воспитательным,
оздоровительным и специальным.
• Содержание занятия отвечает конкретным задачам с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей, уровня подготовленности и направлено на расширение круга
знаний, умений и навыков.
• В процессе занятия нужно применять разнообразные средства и методы обучения и
совершенствования, что обусловлено постоянным усложнением задач, динамикой.
7

• Каждое отдельное занятие должно иметь неразрывную связь с предшествующими и
последующими занятиями.
Методы:
-словесной передачи знаний и руководства действиями занимающимися: объяснение, рассказ,
беседа.
-обучение техники и тактики: демонстрация (показ), разучивание технико- тактических действий,
творческие задания в процессе тренировки и соревнований.
-выполнения упражнения для развития физических качеств.
-наглядные методы обучения (демонстрация, показ)
Основными средствами являются физические упражнения из других видов спорта,
направленные на развитие ловкости, гибкости, быстроты, которые в этой возрастной группе
имеют наиболее благоприятные возможности развития.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
•
•
•
•

соревнования;
спортивные праздники;
развлечения;
досуг.

1.1 Ожидаемый результат и способы определения их результативности.
Задачи первого года обучения (5-6 лет)
1. Формировать двигательные навыки у детей, умение работать в команде.
2. Развивать точность и координацию движений, пространственной ориентировки, зрительной и
слуховой ориентации.
3. Развитие физических качеств ребѐнка.
4. Воспитание положительных нравственно-волевых черт детей, умение принимать
быстрые, разумные решения, соблюдение правил игры и спортивного поведения.
К концу года должны знать:
1. Спортивные игры с мячом.
2. Футбол, как вид спорта.
3. Основные термины футбола.

8

К концу года дети должны уметь:
1. Отбивать мяч левой и правой ногой.
2. Передавать мяч товарищу.
3. Ведение мяча ногой по прямой, змейкой, с изменением направления.
4. Забивать мяч в ворота с места и в движении.
5. Играть в футбол по упрощѐнным правилам 2х2.
Задачи второго года обучения (6-7 лет)
1. Развитие основных двигательных качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости,
учить командным взаимодействиям.
2. Формировать умение действовать с мячом, с целью подведения их к усвоению приѐмов
передачи (паса), остановки, ведению и забивания мяча в ворота.
3. Развитие глазомера, координации, точности при работе с мячом.
4. Умение играть в футбол в команде, соблюдая правила игры и спортивное поведение.
К концу года дети должны знать:
1. Правила игры в футбол.
2. Футбольные термины.
3. Простейшие схемы движения на поле с мячом.
4. Способы отбирания мяча и обманных движений.
К концу года дети должны уметь:
1. Ведение мяча по прямой, змейкой, с изменением направлением в быстром темпе.
2. Удар по воротам правой и левой ногой, с места и в движении.
3. Передачи (пасы) друг другу стоя на месте, и в движении.
4. Умение действовать в команде, соблюдать правила игры.
5. Владение способами отбора мяча, и владение обманными движениями при ведении мяча.
6. Игра в футбол.
Оценка индивидуального развития детей производится в рамках педагогической
диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с
оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования). Данное мероприятие даѐт возможность объективной оценки развития
двигательных качеств. Система тестов представляет собой мероприятия по наблюдению,
9

анализу, оценке и прогнозу состояния здоровья и физического развития детей на достаточно
продолжительном отрезке времени. Как непрерывный процесс наблюдения за детьми,
мониторинг позволяет фиксировать различные показатели физической подготовленности в
определѐнные моменты, своевременно оценивать характер их изменений, осуществлять прогноз
и предупреждать нежелательные тенденции в физическом развитии.
Мониторинг физического развития детей
ФИО ребѐнка
№ Физические
качества

Возраст
ребѐнка

Скоростные
1.

Бег на 10 м.

2.

Бег на 30м.

4.

Челночный бег
3х10м.

Координационные
Скоростно-силовые способности
5.

Прыжок
в
длину с места
Сила

6.

Бросок
набивного мяча
из-за
головы
стоя

1.

Удар по
неподвижному
мячу правой и
левой ногой.
Ведение мяча
по прямой
Ведение мяча
змейкой и с
изменением
направлением.
Удар
по
воротам.
Передача мяча
ногой
другдругу.
Участие в игре
футбол
с
соблюдением
правил игры.
Уровень:

Умение владеть мячом.

2.
3.

4.
5.

6.

10

Бег 10 метров (сек):
Высокий - 2,1 сек.
Средний - 2,3 сек.
Низкий - 2,5 более сек.
Бег 30 метров (сек):
Высокий - 6,3 сек
Средний - 6,5
Низкий - 7,0 и более сек.
Челночный бег 3х10м
Высокий - 7,4 сек
Средний - 7,6 сек
Высокий - 8,0 и более сек
Прыжок в длину с места:
Высокий - 140 см
Средний - 120 см
Низкий - 100 и ниже.

Бросок набивного мяча из-за головы стоя:
Высокий - 300 см
Средний - 260 см
Низкий - 175 и меньше см
Удар по неподвижному мячу:
Высокий - из 5 ударов 5 попаданий
Средний - из 5 ударов 3 попадания
Низкий - из 5 ударов 2 и менее попаданий
Ведение мяча по прямой, змейкой, и с изменением направления:
Высокий - ведѐт мяч не теряя его.
Средний – ведѐт мяч с минимальными потерями мяча.
Низкий - ведѐт мяч с частыми потерями.
Удар по воротам:
Высокий - из 5 ударов 5 попаданий.
Средний - из 5 ударов 3 попадания.
Низкий - из 5 попаданий 2 и менее попаданий.

11

Передача мяча друг-другу:
Высокий - из 5 передач 5 правильных по направлению партнѐра. Средний
– из 5 передач 3 правильных.
Низкий - из 5 передач 2 и менее правильных.
Результатом реализации программы должна стать сформированная готовность ребѐнка
овладением навыками игры в футбол, двигательными умениями и навыками, развитием
двигательных и психических способностей.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Учебный план
Занятия с мячом строятся аналогично занятиям общеразвивающего типа, т.е. состоит из трѐх
частей.
Каждое занятие состоит из трѐх частей:
Подготовительная часть:
Общая и специальная разминка
Основная часть:
Техническая подготовка (техника передвижения и владения мячом)
Тактическая подготовка

Заключительная часть.
Вводная часть (разминка) - 4÷6 мин. Включает строевые упражнения различные виды ходьбы и
бега ОРУ.
Основная часть 11÷15 мин. Работа с мячом. Подвижная игра - 3÷4 мин.
Заключительная часть 2÷5 мин. Включает комплекс упражнений на расслабление мышц и
снятия утомления.
Режим занятий:
1 группа обучения (5-6 лет) - 2 раза в неделю продолжительностью 20-30 минут
2 группа обучения (6-7 лет) - 2 раза в неделю продолжительностью 30-40 минут.
Календарный учебный график
Содержание

Режим работы
Количество групп

Возрастные группы
группы дошкольного возраста общеобразовательные (3-7 лет)
Средняя
Старшая
Подготовительная
15.20-16.00
1-2
12

Начало учебного года
Окончание учебного года
Продолжительность
учебного года
Летний оздоровительный
период
Количество занятий в
неделю
Количество занятий в месяц
Продолжительность занятия
Сроки проведения
мониторинга достижений
детьми планируемых
результатов освоения
дополнительной
образовательной программы

Пра д ч ые, выход ые
( ерабоч е) д

13.10.2021
28.05.2022
32 недели
с 01.06.2022 по 31.08.2022 (13 недель)
2
20 мин

8
25 мин

30 мин

с 22.12.2021 г. по 25.12.2021 г.
с 25.05.2022 г. по 28.05.2022 г.
в соответствии с производственным календарѐм на текущий год:
04.11.2020 День народного единства
01.01.2021 - 08.01.2021 - новогодние каникулы
22.02.2021 - 23.02.2021 – День Защитника Отечества
08.03.2021 – Международный женский день
01.05.2021 - 04.05.2021 – Праздник весны и труда
09.05.2021 – 10.05.2021 – День Победы

Рабочая программа педагога
Учебно-тематический план (1 год обучения) 5-6 лет.
№ п/п,
время

Тема занятия

Содержание (теория, практика)

1 неделя
2 х 30 мин

Знакомство с
игрой футбол

2 неделя
2 х 30 мин

Учимся играть
в футбол

Теория: Беседа на тему «Футбол – одна из самых популярных
и любимых игр в мире»,
Практика: ведение мяча по прямой (змейкой),
удары по воротам, игра в футбол.
Теория: Беседа: учимся играть в футбол (о технике игры в
футбол) Знакомство с техникой владения мяча (перемещение,
ведение, удар, остановка, отбор).
Практика: Пробная игра в футбол.

3-4 неделя
40 мин
5 неделя
2 х 30 мин

Диагностика
Ведение мяча

Теория: Основные термины футбола.
Практика: Ведение мяча по прямой и с изменением
направления движения.

13

6 неделя
2 х 30 мин

7 неделя
2 х 30 мин
8 неделя
2 х 30 мин

9 неделя
2 х 30 мин
10 неделя
2 х 30 мин

11 неделя
2 х 30 мин

Ведение мяча
Передача
мяча,
Остановка
мяча.
Удар по мячу

Практика: Ведение мяча по прямой, змейкой, и с изменением
направления движения (шагом и с ускорением). Передача мяча
парами внутренней стороной стопы друг другу. Остановка
мяча
подошвой после передачи партнѐра.
Теория: Беседа о правилах игры в футбол
Практика: Удар внутренней стороной стопы по неподвижному
мячу. Передача мяча друг другу.
Удар по мячу,
Практика: Удар по мячу внутренней стороной стопы в
передача мяча в движении друг другу.
движении
друг другу.
Ведение мяча.
Практика: Ведение мяча правой и левой ногой в движении, с
изменением направления.
Ведение мяча с
изменением
направления,
игра
в
«стенку»

Практика: Ведение мяча по прямой правой и левой ногой.
Ведение мяча между ориентирами на скорость.

Ведение мяча с
изменением
направления,
скоростное
ведение

Практика: Ведение мяча вокруг обруча правой и левой ногой
в разных направлениях. «Вокруг Света» - удар мяча о стену и
обратно. Ведение мяча в прямом направлении на скорость.
Игр. упр. «Кто больше отобьет» - удар мяча о стену и
обратно.

Игр. упр. «Кто больше отобьет» - удар мяча о стену и
обратно.
Подвижная игра.

Подвижная игра.
Игра в футбол.
12 неделя
2 х 30 мин

Ведение
с
изменением
направления,
передача мяча

13 неделя
2 х 30 мин

Передача
мяча, ведение

Теория: Повторение основных правил игры в футбол.
Практика: Удары по воротам. Ведение мяча вокруг обруча
правой и левой ногой в разных направлениях.
Передача мяча ногой по кругу.
Игр.упр. «Вокруг света» «Не выпускать мяч из круга».
Подвижная игра.
Игра в футбол.
Практика: Передача мяча партнеру. Ведение мяча между
ориентирами.
Игр.упр. «Футбол вдвоем», «Ловкие ребята».
Подвижная игра.
Игра в футбол.

14

14 неделя Техника
2 х 30 мин владения
мячом

Практика: Техника владения мячом (перекаты мяча на
месте). Метание набивного мяча от груди двумя руками.
Игр.упр. «Серпантин», «Передал - садись» - броски и ловля
мяча.
Подвижная игра.

15 неделя
2 х 30 мин

Теория: Повторение основных терминов в футболе.
Практика: Техника владения мячом (перекаты мяча в
движении). Передача мяча друг другу, стоя на месте.
Игр. упр. «Светофор» (во время выполнения бега по кругу на
красный цвет принять стойку баскетболиста), «Три мяча».

Техника
владения
мячом

Подвижная игра.
Игра в футбол.

16 неделя
2 х 30 мин

Техника
передвижения

17 неделя
2 х 30 мин

Ведение мяча Практика: Ведение мяча вокруг себя правой, левой ногой.
вокруг
себя, Подъем мяча.
подъем мяча
Игр. упр. «Туннель» - прокатывание мяча между ног.
«Лови, бросай – падать не давай» - перебрасывание мяча друг
другу в быстром темпе.

18 неделя
2 х 30 мин

19 неделя
2 х 30 мин

Практика: Передвижение приставными шагами
(правым/левым боком, вперед/назад)
Игр.упр. «Найди свой цвет», «Туннель» - прокатывание мяча
между ног, «Лови, бросай – падать не давай» - перебрасывание
мяча друг другу в быстром темпе, «Меткий стрелок» попадание мячом в обруч.
Подвижная игра.
Игра в футбол.

Подвижная игра.
Ведение
с Практика: Ведение мяча правой, левой ногой с последующим
последующим
ударом по воротам. Ведение мяча
ударом
по правой, левой ногой и вокруг себя.
воротам
Игр. упр. «Три мяча» - поочередно переносить мячи из
обруча в обруч – по три мяча.
Подвижная игра.
Игра в футбол.
Ведение
с Практика: Ведение мяча правой, левой ногой с последующим
последующим
ударом по воротам. Удар мяча в цель. Игр. упр. «Найди свой
ударом
по цвет», «Будь ловким» - ведение мяча с препятствиями
воротам
(веревочка), «Попади в ворота» - удар мяча в ворота разными
способами, с разных точек.
Подвижная игра.
Игра в футбол

15

20 неделя
2 х 30 мин

21 неделя
2 х 30 мин

22 неделя
2 х 30 мин

23 неделя
2 х 30 мин

24 неделя
2 х 30 мин

25 неделя
2 х 30 мин

Челночный
бег

Практика: Челночный бег. Ведение мяча - челнок. Игр. упр.
«Вышло солнце из-за речки», «По кочкам» (прыжки), «Дойди
– не урони» - ведение мяча в средней и высокой стойке до
черты.

Подвижная игра.
Практика: Передача мяча. Подскоки с продвижением вперед,
Передача,
мяч за головой. Ходьба по гимнастической скамейке с
развитие
перешагиванием через набивные мячи.
равновесия
Игр. упр. «Колобок».
Подвижная игра.
Игра в футбол.
Прыжки
из Практика: Прыжки на двух ногах вдоль каната,
в перепрыгивая, его справа и слева. Перебрасывание мяча друг
стороны
сторону,
другу через шнур.
подъем мяча
Игр.упр. «Головой удерживая мяч».
Подвижная игра.
Передача мяча Практика: Передача мяча в тройках. Закреплять умение
в
тройках, прыгать на двух ногах вдоль каната, перепрыгивая, его справа
прыжки
и слева.
Игр.упр. «Головой удерживая мяч».
Подвижная игра.
Игра в футбол.
Ведение
с Практика: Ведение с ударом по воротам. Эстафета
«Тачка» - один из игроков, передвигаясь на руках, толкает
ударом
перед собой мяч, другой удерживает его ноги.
Подвижная игра.
Игра в футбол.
Ведение
с Практика: Ведение и передача. Бросание мяча друг другу и
дальнейшей
ловля его после отскока от пола.
передачей
Подвижная игра.
мяча партнеру
Игра в футбол.

26 неделя
2 х 30 мин

Ведение мяча
восьмеркой,
передача мяча
по кругу

27 неделя
2 х 30 мин

Техника
передвижения,
передача мяча

Практика: Ведение мяча вокруг обруча правой и левой ногой
в разных направлениях. Передача мяча ногой по кругу. Удары
по воротам.
Игр.упр. «Вокруг света» -ведение мяча вокруг обруча
правой и левой ногой в разных направлениях,
«Не выпускать мяч из круга», «Забей в ворота».
Подвижная игра.
Игра в футбол
Практика: Бег по прямой и спиной вперед. Передача мяча
партнеру. Ведение мяча между ориентирами. Игр.упр.
«Обратный поезд» - бег прямой и спиной вперед, «Футбол
вдвоем» - игра в парах: приемы мяча
– игровая задача – не потерять мяч, ведение мяча с передачи.
Подвижная игра.

16

28 неделя
2 х 30 мин

Скоростное
ведение
по
прямой

Практика: Перебрасывание мяча друг другу стоя с отскоком
мяча от пола. Бросок мяча двумя руками от груди в стену и
ловля его партнером, стоящим сзади. Ведение мяча по прямой.
Игр. упр.: «Не задень предмет», «Быстро за мячом».
Подвижная игра.
Игра в футбол.

29 неделя
2 х 30 мин

Игра

Теория: Правила игры в футбол

30 неделя
2 х 30 мин

Игра

31 неделя
2 х 30
мин

Итоговое
«Волшебные
мячи»

32 неделя
2 х 30 мин

Диагностика

Практика: Игра по упрощенным правилам 3х3.
Теория: Футбольные термины.
Практика: Игра по упрощенным правилам 3х3.
Практика: Игр. упр.: «Вышло солнце из-за речки» - бег
врассыпную, быстро построиться возле своего обруча.
«Попади в корзину» - бросок мяча в корзину разными
способами, с разных точек.
Подвижная игра.
Практика: Ведение мяча змейкой – 10 м. не теряя мяча
(Ведение
мяча
осуществляется
последовательными толчками, внешней или внутренней
стороной стопы, поочередно то правой, то левой ногой);
Удар по воротам – (расстояние 4м, размеры ворот – 1 х 2 м).
Скоростные и силовые упражнения

Всего: 72 занятия

17

Учебно-тематический план (2 год обучения) 6-7 лет.
№ п/п,
время

Тема занятия

Простейшие
1 неделя
правила игры
2 х 40 мин
Как избежать
2 неделя
травматизма?
2 х 40 мин
3-4 неделя Диагностика
2 х 40 мин
Ведение мяча
5 неделя
2 х 40 мин
Школа мяча
6 неделя
2 х 40 мин

Школа мяча
7 неделя
2 х 40 мин

Школа
мяча,
скоростное
ведение
по
8 неделя
2 х 40 мин прямой

Школа
мяча.
Ведение
с
9 неделя
остановкой и
2 х 40 мин
изменением
скорости

Содержание

Теория: Беседа: правила игры.
Вспомнить основные элементы техники игры.
Практика: Игра в футбол.
Теория: Беседа: как избежать травматизма.
Ведение мяча по прямой, змейкой. Удары в цель.
Практика: Игра в футбол.

Теория: Футбольные термины.
Практика:
Игр. упр.: «Подскок», «Толкни – поймай».
Подвижная игра. Игра в футбол.
Ведение мяча по прямой, змейкой в быстром темпе.
Практика: Перебрасывание мяча друг другу стоя способ изза головы. Метание малого мяча в вертикальную цель, в
броске мяча вверх и ловле его двумя руками.
Игр. упр. «Головой удерживая мяч», «Подскок»,
«Мяч в обруч».
Подвижная игра.
Игра в футбол.
Практика: Бросание мяча друг другу вперед-вверх от
головы двумя руками в приседе. Отбивание мяча об стенку с
хлопком.
Игр. упр.: «Отбивалки».
Подвижная игра.
Игра в футбол.
Практика: Перебрасывание мяча друг другу стоя с
отскоком мяча от пола. Бросок мяча двумя руками от груди
в стену и ловля его партнером, стоящим сзади. Ведение мяча
по прямой.
Игр. упр.: «Не задень предмет», «Быстро за мячом».
Подвижная игра.
Игра в футбол.
Практика: Перебрасывание мяча друг другу стоя на
коленях, спиной друг к другу. Ведение мяча с остановкой и
изменением скорости.
Игр. упр.: «Переноска мячей».
Подвижная игра.

18

Школа
мяча,
скоростное
с
10 неделя ведение
2 х 40 мин изменением
направления

11 неделя
2 х 40 мин

12 неделя
2 х 40 мин

13 неделя
2 х 40 мин

14 неделя
2 х 40 мин

15 неделя
2 х 40 мин

Практика: Перебрасывание мяча друг другу с хлопком,
поворотом. Метание в цель из исходного положения, стоя на
коленях. Ведение с изменением направления
Игр. упр.: «Передал-садись».
Подвижная игра. Игра в
футбол.

Техника
передвижения,
скоростное
ведение

Теория: Футбол, как один из популярных видов спорта. Бег
через набивные мячи.
Практика: Удары по неподвижному мячу правой и левой
ногой с разбега. Ведение мяча с изменением направления.
Игр. упр. «Ловкие ребята» - ведение мяча по прямой,
«Не выпускай мяч из круга» - дети быстро предают мяч
ногой по кругу.
Подвижная игра.
Игра в футбол.

Ведение мяча,
удары
по
неподвижному
мячу

Практика: Ведение мяча между ориентирами. Удары по
неподвижному мячу.
Игр.упр. «Подвижная цель» - дети быстро передают мяч
ногой, стараясь попасть в водящего, «Чей мяч дальше?».
Подвижная игра.

Техника
передвижения,
передача мяча

Практика: Бег по прямой и спиной вперед. Передача мяча
партнеру. Ведение мяча между ориентирами. Игр.упр.
«Обратный поезд» - бег прямой и спиной вперед, «Футбол
вдвоем» - игра в парах: приемы мяча
– игровая задача – не потерять мяч, ведение мяча с
передачи.
Подвижная игра.

Передача мяча в
движении, удары
по
катящемуся
мячу
Ведение мяча
восьмеркой,
передача мяча
по кругу

Практика: Передача мяча друг другу в движении. Удары по
воротам; удар мяча о стену и обратно. Игр.упр. «Точный
удар», «Кто больше отобьет».
Подвижная игра.
Игра в футбол
Практика: Ведение мяча вокруг обруча правой и левой
ногой в разных направлениях. Передача мяча ногой по
кругу. Удары по воротам.
Игр. упр. «Вокруг света» -ведение мяча вокруг
обруча правой и левой ногой в разных направлениях,

19

«Не выпускать мяч из круга», «Забей в ворота».
Подвижная игра. Игра в футбол

16 неделя
2 х 40 мин

Ведение мяча
восьмеркой,
передачи мяча

17
Игра в футбол
неделя
по заданию
2 х 40 мин
Школа мяча

18 неделя
2 х 40 мин

Практика: Ведение мяча вокруг обруча правой и левой
ногой в разных направлениях. Ведение мяча парами.
Передача мяча ногой по кругу.
Игр. упр. «Ведение мяча парами», «Забей в ворота».
Подвижная игра. Игра в футбол.
Практика: Игр. упр. «С двумя мячами», «Борьба за
мяч». Игра в футбол.
Практика: Перебрасывание мяча из одной руки в другую.
Отбивание мяча на месте. Подбрасывание мяча и ловля его
двумя руками. Прокатывание мяча вперед головой.
Игр. упр. «Передал - садись» - броски и ловля мяча,
«Светофор» - во время выполнения бега по кругу на
красный цвет принять стойку баскетболиста.
Подвижная игра.

19
неделя
2 х 40 мин

Школа
мяча,
ведение
с
обманными
движениями

Подвижная игра.

Школа мяча

Практика: Ходьба по гимнастической скамейке с
отбиванием мяча обеими руками. Бросание мяча и ловля его
двумя руками.
Игр. упр. «Три мяча» - поочередно переносить мячи из
обруча в обруч – по три мяча, «Туннель» - прокатывание
мяча между ног, «Лови, бросай – падать не давай» перебрасывание мяча друг другу в быстром темпе, «Меткий
стрелок» - попадание мячом в обруч.
Подвижная игра.
Игра в футбол.

Передача мяча в
парах,
открывание

Теория: Повтор футбольных терминов.
Практика: Передача мяча друг другу в быстром темпе.
Открывание.
Игр.упр. «Лови, бросай – падать не давай»,
«Туннель» -прокатывание мяча между ног, «Меткий
стрелок».
Подвижная игра.
Игра в футбол.

20
неделя
2 х 40 мин

21 неделя
2 х 40 мин

Практика: Ходьба с подбрасыванием мяча и ловлей его
двумя руками. Ведение мяча с обманными движениями.
Игр. упр. «Туннель» - прокатывание мяча между ног,
«Лови, бросай – падать не давай» - перебрасывание мяча
друг другу в быстром темпе.

20

22 неделя
2 х 40 мин

23 неделя
2 х 40 мин
24 неделя
2 х 40 мин

25 неделя
2 х 40 мин

26 неделя
2 х 40 мин
27 неделя
2 х 40 мин

28 неделя
2 х 40 мин

29 неделя
2 х 40 мин
30 неделя
2 х 40 мин
31-32
неделя

Передача мяча в
движении,
открывание.

Практика: Передача мяча в движении. Ведение мяча.
Передача мяча друг другу с передвижением по площадке
парами (открывание).

Ведение
с
последующим
ударом в цель

Подвижная игра.
Игра в футбол.
Практика: Ведение с последующим ударом в цель, с разных
участков поля.
Игра в футбол.

Ведение мяча с
препятствиями

Практика: Игр. упр. «Будь ловким» - ведение мяча с
препятствиями (веревочка).
Игра в футбол.

Передача мяча в
тройках,
развитие
равновесия

Практика: Передача мяча в тройках. Прыжки на одной ноге
с продвижением вперед, мяч за головой. Ходьба по
гимнастической скамейке с перешагиванием через набивные
мячи.
Игр. упр. «Кто быстрее?».
Подвижная игра.

Элементы игры в
футбол

Практика: Бросание мяча друг другу и ловля его после
отскока от. Игра в зайчика 3х1.
Подвижная игра.
Игра в футбол

Как
достичь
положительного
результата?
Развитие
координации,
техника
владения
мячом
Игра

Теория: Беседа: как достичь положительного
результата?
Практика: Игра по упрощенным правилам 3 на 3
Практика: Бег по координационной лесенке.
Футбольное путешествие.
Подвижная игра.

Теория: Спорт-это здоровье
Практика: Игра по упрощенным правилам 1 на 1

Игра

Теория: Футбольные термины.
Практика: Игра по упрощенным правилам 4 на 4

Диагностика

2 х 40 мин

Практика: Ведение мяча змекой – 10 м. не теряя мяча
(Ведение
мяча
осуществляется
последовательными толчками, внешней или внутренней
стороной стопы, поочередно то правой, то левой ногой);
Удар по воротам – (расстояние 4м, размеры ворот – 1 х 2 м).

Всего: 72 занятия

21

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально-техническое и методическое обеспечение программы

Наименование
кабинета. Средства обучения
Площадь
1) Спортивный зал
1. футбольные мячи
2
Площадь- 38,3 м
2.фишки разметочные
2)
Футбольное
поле
с 3. конусы
2
воротами. Площадь-750 м
4.скамейка гимнастическая
5. обручи гимнастические
6.гимнастические палки
7. лестница координационная

Количество
12
20
10
2
6
10
1

Наличие печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов.
Печатные
Л.И. Пензулаева «Физическая культура в
детском саду»
Д.С. Николаев, В.А. Шальнов «Начальное
обучение футболу»

Электронные
Джон Джармен «Футбол для юных»
М. Кук «101 упражнение для юных
футболистов»

Л.Н. Волошина, Т.В. Курилова, Ю.М. Методическое
пособие
«Программа
Исаенко «Игровые физкультурные занятия интегративного курса физического воспитания
в разновозрастной группе ДОУ»
для дошкольников на основе футбола».
Н.И. Николаева «Школа мяча»
Е.Р.
Железнова
«Оздоровительная
гимнастика и подвижные игры для
старших дошкольников»
Т.Е. Харченко «Бодрящая гимнастика для
дошкольников»
Е.Н. Вавилова «Укрепляйте здоровье
детей»
Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия
с детьми 5-6 лет».
С.Я. Лайзане «Физическая культура для
малышей».
Список литературы:
1) Л.Н Пензулаева «Физическая культура в детском саду»
2) Джон Джармен «Футбол для юных»
3) Д.С. Николаев, В.А. Шальнов «Начальное обучение футболу»
4) Веревкин М.П. «Мини футбол на уроке физической культуры» -М.: ТВТ Дивизион, 2006 г
22

5) ГоломазовС.В «Футбол: теоритические основы тренировки ловли и отражения мяча
вратарями» -М.: ТВТ Дивизион,2006г.
6) Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду»
7). Крисфилд Д. В. Футбол / Д. В. Крисфилд. - М.: АСТ; Астрель, 2006. ¬296 с
8). Мини-фубол (футзал): Примерная программа для детско-юношеских спортивных школ,
специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва С.Н. Андреев, Э. Г.
Алиев, В. С. Левин, К. В. Еременко. - М.: Советский спорт, 2010. - 96 9) Андреев СЛ.
Футбол. - М.: ФиС, 2008. - 111 с.
10) Андреев СЛ. Футбол - твоя игра. - М.: Просвещение, 2009. - 144 с.
11) Максимеико И.Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных

играх. - Луганск: Знание, 2000. - 276 с.
12) Филин В.П., Фомин И.А. Основы юношеского спорта. - М.: ФиС, 2007. -255 с.
13) Юный футболист: Учеб, пособие для тренеров / Под общей ред. А.П. Лаптева и А.А.

Сучилина. - М.: ФиС, 1983. - 254 с.
14) Мутко В.Л., Андреев С.Н., Алиев Э.Г. Футбол–игра для всех – М. Советский спорт, 2008.

- 264 стр.
15) Тюленьков С.Ю., Федоров А.А. Футбол в зале: система подготовки. - М.: Терра-

Спорт,2000. - 86 стр. (Библиотечка тренера)
16) Адашкявичене Э.Й. Спортивные игры и упражнение в детском саду: книга Для

воспитателя дет, сада-М.: Просвещение,2002г.
17) Николаева Н.И. «Школа мяча» -издательство «Детство-пресс»,2012г.

23

Приложение №1
Список футбольных терминов по алфавиту.
Арбитр – футбольный судья
Атака – продвижение футболистов с мячом к воротам соперника
Аут – выход мяча за боковую линию поля
Аутсайд – крайний нападающий, играющий на одном из флангов
Боковая линия – край футбольного поля
Бомбардир – игрок, забивающий большое количество мячей
Бровка – край поля
Бутса – обувь футболистов для игры, имеющая несколько шипов
Вбрасывание мяча – прием, в ходе которого игрок должен руками отправить мяч из- за
боковой линии
Висеть на сопернике – плотно опекать футболиста команды противнике
Вратарь – игрок, защищающий ворота команды
Вратарская площадь – площадь вблизи ворот, внутри штрафной площади, где запрещен любой
контакт игроков соперников с вратарем.
Второй этаж – игра головой
Вынос – сильный удар по мячу, игроком обороняющейся команды с целью послать мяч как
можно дальше от своих ворот.
Гол – пересечения мячом линии ворот, в случае если не были нарушены правила игры
Голкипер – вратарь
Девятка – верхний правый или левый угол футбольных ворот
Дисквалификация – запрет игроку или команде принимать участие в официальных матчах на
определенный срок
Дополнительное время – время, назначенное, после прохождения двух таймов, при ничейном
результате с целью выявить победителя встречи. Обычно 2 тайма по 15 минут
Жеребьевка –
событие, в ходе которого определяется порядок выступление
футбольных команд в соревновани
Замена – уход с поля одного игрока команды и выход на его место другого
Защитник – футболист, играющий в оборонительной линии
Капитан – игрок команды, выполняющий роль ее лидера. Капитан на футбольном поле носит
24

повязку на руке.
Крайний защитник – игрок, выступающий в оборонительной линии команды на одном из
флангов
Линия ворот – линия, при пересечении которой мячом, засчитывается гол.
Матч – состязание между двумя футбольными командами, за отведенное по футбольным
правилам и арбитром встречи время.
Мяч – спортивный снаряд, предназначенный для игры в футбол
Навес – передача мяча по воздуху
Нападающий – игрок футбольной команды, занимающий место в линии атаки
Овертайм – дополнительное время
Опека – тактика игры, при которой защитник преимущественно играет в отведенной ему зоне
(зональная опека) или играет как можно ближе к одному из игроков команды противника
(персональная опека)
Отбор мяча – футбольный прием, заключающийся в отборе мяча у соперник
Пас – передача мяча одним игроком команды другому
Пенальти –
11 метровый штрафной удар, назначается за нарушение правил
защищающейся командой в пределах штрафной площади
Передача – пас
Подкат – отбор мяча, при котором игрок защищающейся команды в падении, выбивает мяч из
под ног соперника
Поле – место, на котором проходят футбольные матчи
Полузащитник – игрок средней линии команды
Рефери – судья, арбитр
Стадион – спортивная постройка, на которой проходят матчи
Створ ворот – площадь внутри ворот, которая не включает перекладину и штанги
Тайм – половина основного времени матча, состоящая из 45 минут Угловой удар – подача мяча
с правого или левого угла футбольного поля Удаление – исключение футболиста из участников
встречи
Финал – матч команд в заключительной части соревнования, в этом матче определяется
победитель турнира
Финт – футбольный прием, исполняемый футболистом для обыгрыша соперника
25

Фол – нарушение правил игры
Форвард – нападающий
Хет-трик – три мяча забитых игроком в одном матче
Чемпионат – соревнование, в котором все участники играют между собой.
Шестерка – нижний правый или левый угол ворот
Штанга – боковая стойка ворот
Штрафной удар – удар, исполняемый после нарушения правил соперником
Эмблема – символическое или условное изображения футбольного клуба

26

Приложение № 2
Картотека подвижных игр и упражнения с элементами спортивной игры
«Футбол»
Занятия спортивными играми и упражнениями направлены, прежде всего, на укрепление
здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их
биологической потребности в движениях.
Занятия футболом способствует развитию ловкости, быстроты, координации движений,
двигательной реакции, ориентации в пространстве. Игры с мячом развивают соответствующие
навыки поведения в коллективе, воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на
сотрудничестве и взаимопомощи. Они требуют выдержки, решительности, смелости.
Обучение элементам футбола можно начинать в старшей группе детского сада. Для овладения
техники действий с мячом подобраны упражнения, подвижные игры.

Подвижная цель
Цель: Передача мяч друг другу носком ноги или внешней стороной стопы. Остановка
катящегося мяча подошвой ноги
Правила игры: Передать мяч ногами друг другу так, чтобы не смог поймать водящий.
Варианты:
1.
Все дети встают в круг, один (два) водящих – в центре. Дети передают друг другу мяч
ногами. Водящий старается поймать (остановить) мяч, ногами у игроков. От кого пойман
(остановлен) мяч, тот становится водящим.
Все дети делятся на несколько групп, каждая группа становится в круг, водящий – в центре. Дети
передают друг другу мяч ногой, стараясь попасть в водящего. Попавший становится водящим, а
ребенок, бывший водящим, встает в круг. Мячом можно ударять только в ноги водящего.

2.

Ведение мяча парами
Цель: Ведение мяча по прямой (10 м) попеременно то правой, то левой ногой.
Игровые правила: Игрокам предлагается вести мяч по прямой с изменение направления и
скоростью бега.
Варианты:
1.
Дети делятся по двое. У одного из них – мяч. Он ведет мяч ногой по прямой, а другой
бежит рядом, без мяча меняя темп бега. Ведущий мяч должен не отставать от партнера. Через
несколько минут дети меняются ролями.
2.

Ведение мяча по извилистой линии.
27

3.

Между предметами.

4.
По коридору (шириной 2 метра и длиной 10 метров), постепенно уменьшая его
ширину.
Гонка мячей
Цель: Произвольное ведение мяча любым способом. Остановка мяча.
Правила игры: Дети водят ногами мяч, не сталкиваясь друг с другом. Руки спрятаны за спину.
Варианты:
1.
Все дети свободно располагаются на площадке, у каждого – по мячу. После сигнала все
ведут мяч ногой, стараясь не сталкиваться друг с другом.
2.
То же, но по первому сигналу игроки ведут мяч в быстром темпе, по следующему
сигналу – в медленном.
3.

То же, добавляется третий сигнал – остановить мяч подошвой ноги.
Игра в футбол вдвоем

Цель: Вратарская техника: приѐм и отбивание катящегося мяча.
Игровые правила: Забить гол в круг соперника, не выбегая из круга.
Варианты:
1. Дети становятся парами. Каждый игрок чертит вокруг себя круг диаметром 2-3 м. игроки
передают мяч друг, другу отбивая его то - правой, то - левой ногой, старясь попасть мячом в
круг соперника. Выигрывает ребенок, забивший большее количество мячей в круг противника.
Забей в ворота
Цель: Вратарская техника: приѐм и отбивание катящегося мяча.
Игровые правила: Забить как можно больше голов в ворота противника
Варианты:
1.
Несколько играющих детей (4 - 6) становятся на линию, отмеченную в 5 м от ворот, - это
нападающие. Двое детей (3) – защитники, они располагаются между линией и воротами.
Нападающие по очереди забивают в ворота три мяча. Защитники стараются поймать мячи и
возвращают обратно нападающим. Затем дети меняются ролями. Выигрывает тот ребенок,
который больше забивает мячей в ворота.
2.

Забить мяч из разного положения и любыми частями тела.
У кого больше мячей

Цель: Отбивание мяча от пола, посылая его под сеткой.
28

Игровые правила: Как можно больше отбить мячей в сторону противника.
Варианты:
1.
Дети образуют две разные команды. Каждый из них берет два мяча и располагается на
своей половине площадки. Площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 40 – 50 см от
земли. После сигнала воспитателя дети стараются ударом ноги так направить мяч, чтобы он,
прокатившись под сеткой, остановился на противоположной стороне площадки. Выигрывает та
команда, у которой после второго сигнала воспитателя находится меньше мячей, или
проигрывает та команда, у которой одновременно окажется четыре мяча.
2.

Отбить мяч ногой по цели, нарисованной на стене.
Футболист

Цель: отработать удары ногой по неподвижному мячу правой, левой ногой с одного, двух,
трѐх шагов, с разбега.
Игровые правила: сделать точный удар по неподвижному мячу.
Варианты:
1.
Дети становятся в линию или круг. В центре круга (или перед играющим) кладется мяч.
По сигналу воспитателя ребенок закрывает глаза, делает поворот, идет к мячу и старается
ударить по нему ногой.
2.

С места (с разбега) по неподвижному мячу и попасть в предмет.

3.

Удар мячом в сетку и его прием.
Забей гол

Цель: Выбивание мяча в поле противника.
Игровые правила: Запрещается производить
ограничительной и средней линиями поля.

удары

по

мячу,

находящемуся

между

Варианты:
1.
В игре одновременно участвуют две команды. Над средней линией поля (20 х 10 м) на
высоте 70 – 80 см натягивают шнур. По обеим сторонам поля в 2 мот средней линии чертятся
ограничительные полосы. Каждая из команд располагается на своей половине. В игру вводится
два мяча. Игроки пытаются ударом ноги так направить мяч, чтобы он вышел за пределы
площадки соперников, т. е. забить гол. Однако гол засчитывается лишь в том случае, если мяч
пересечет лицевую линию поля. Побеждает команда, сумевшая за условленное время забить
больше голов.
2.

Можно вводить в игру более 4-5 мячей одновременно.
Смена сторон

Цель: Ведение мяча ломаными линиями, толчками одной и поочередно то - правой, то 29

левой ногой.
Игровые правила: Ведение мяча на поле противника, руки за спиной. Выбивать только по
мячу противника, если свой мяч около своих ног. Зажимать мяч ногами нельзя.
Варианты:
1.
В игре одновременно участвуют две команды, в составе 7 – 10 игроков. На площадке в
15 -20 м друг от друга обозначаются две параллельные черты. Каждая команда располагается за
своей линией. Все дети имеют по мячу. По сигналу игроки обеих команд начинают вести мячи
(ногами) к линии соперников. Как только мяч пересечет
линию, игрок берет его в руки и поднимает вверх. Побеждает команда, игроки которой сумеют
быстрее перебраться на сторону соперников.
2.
Каждый играет сам за себя, ведет мяч на поле противника, при этом выбивает мяч
противника, при этом свой не теряет.

Футбольный слалом
Цель: Вести мяч вокруг стоек.
Игровые правила: Ведение мяча слалом между флажками.
Варианты:
1.
На площадке обозначается линия старта, за которой команды по 6 – 8 игроков строятся в
колонны. Первые номера каждой команды имеют по мячу. Перед каждой на расстоянии 2,5 – 3 м
один от другого устанавливают 6 флажков. По сигналу первые номера устремляются вперед,
обводя «змейкой» флажки, и таким же образом возвращаются назад. На линии старт – финиш
игрок останавливает мяч и предает его следующему участнику и т. д. побеждает команда,
быстрее закончившая игру.
2.

Вести мяч между стоек и забить в ворота.
С двумя мячами

Цель: Следить за своим мячом и мячом противника.
Игровые правила: Ударить по своему мячу и мячу противника, чтобы мяч не выкатился из
условно обозначенного коридора.
Варианты:
1.
В игре принимают участие пары. Они располагаются на противоположных сторонах
коридора шириной 4 м на расстоянии 5 – 6 м друг от друга. Коридор можно обозначить тесьмой
или флажками. Оба игрока имеют по мячу. По сигналу они одновременно направляют мяч друг
другу, а затем ударом по катящемуся мячу вновь возвращают его обратно. Если мячи
столкнулись или один из них вышел за переделы коридора, пара заканчивает соревнование.
Побеждает пара, сумевшая дольше других без ошибок выполнить упражнение.
30

2.

Один ребенок посылает мяч ногой, другой останавливает его той же ногой.

3.

Один ребенок катит мяч руками, другой останавливает его ногами.
Сильный удар

Цель: Удар ногой по неподвижному мячу.
Игровые правила: Сделать удар так, чтобы мяч укатился как можно дальше.
Варианты:
1.
На площадке обозначается линия удара, а далее – коридор шириной 10 м. играющие
поочередно совершают по 3 удара левой и правой ногой, стремясь послать мяч как можно
дальше. Попытка засчитывается, если мяч приземлиться в пределах коридора. Побеждает
ребенок, пославший мяч дальше других (берется результат одной попытки).
2.

Удары по мячу внутренней стороной стопы («щѐчкой»).

3.

Удары внешней стороной стопы.
Попади в мишень

Цель: Выполнит удар по мячу с четким попаданием в мишень.
Игровые правила: ударить по мячу с попадание в мешень.
Варианты:
1.
Дети поочередно с расстояния 7 – 10 с стремятся попасть в круг диаметром 1 м,
обозначенный на деревянном щите или стенке. Каждый выполняет по 3 удара правой и левой
ногой по неподвижному мячу. Побеждает ребенок, сумевший сделать больше точных
попаданий.
2.
Игру можно провести и как командную. В этом случае победительницей считается
команда, игроки которой в сумме забили больше голов.

Пингвины с мячом
Цель: Игровое упражнение: перенести мяч на противоположную сторону с ударом по мячу.
Варианты:
1. В игре участвуют две команды, которые выстраиваются в колонны за линией старта. В 5 – 8 м
от детей – флажки. По сигналу первые номера каждой команды, зажав между коленями мяч,
устремляются к флажку (дети переваливаются с ноги на ногу, словно пингвины). Добежав до
флажка, они ударом ноги направляют мяч через площадку вторым номерам, а сами становятся в
конец колонны. Игра заканчивается, когда все «пингвины» выполнят перебежки и мяч снова
окажется у первого номера колонны. Если ребенок потеряет мяч во время бега, нужно взять его
и продолжать игру.
31

Прокати мяч в ворота
Цель: Прокатить мяч в ворота ударом ноги.
Игровые правила: Игру можно проводить, предварительно дав детям возможность
поупражняться в отбивании мяча ногой произвольно. Детям необходимо напоминать: мяч
можно прокатить ногой по земле, можно ударить по нему так, что он подскочит и полетит
высоко над землей. Чтобы мяч попал в ворота, надо ударить по нему так, чтобы он покатился по
земле. Прокатывать мяч дети могут той ногой, какой им удобно.
Варианты:
1. Дети прокатывают мяч друг другу ногой по прямой между двумя флажками (кубиками).
Расстояние между детьми - 3 м, между флажками -1м.
Мяч под планкой
Цель: Прокатить мяч под планкой ударом ноги.
Игровые правила: Начинать игру можно с двумя детьми. Они прокатывают мячи друг другу с
меньшего расстояния. Затем можно увеличивать расстояние и количество участников игры.
Воспитатель подсказывает детям, как надо ударять по мячу, чтобы он катился по земле.
Варианты:
1.
На игровой площадке на стойках на высоте 0,4-0,5 м устанавливается планка (или
натягивается шнур); на расстоянии З-б м от нее, по обе стороны, проводятся линии. Дети (по
двое-трое) становятся на линии друг напротив друга. У детей, стоящих с одной стороны, - мячи.
Они посылают их ударом ноги на другую сторону так, чтобы мяч прокатился под планкой.
Стоящие по другую сторону от планки останавливают мячи и направляют их ногой обратно.
2.
Перебрасывать мяч ногой через планку. Детям надо подсказать: в этом случае мяч, чтобы
он полетел вверх, через планку, подбивается снизу. Высоту планки над землей следует
увеличивать постепенно: сначала на 0,2-0,3 м, затем на 0,4- 0,5 м и более.
Передачи мяча ногами.
Игроки делятся на бве команды (по 5-6 человек), каждая выстраивается по кругу на расстоянии
вытянутых рук или шире. Получается 2 круга. Игроки в кругах рассчитываются по порядку
номеров. Первые номера становятся в середину своих кругов и кладут перед собой мяч.
Стоящие по кругу могут отметить свои места чѐрточками или кружочками. По общему сигналу
стоящие в центре игроки передают ногой мяч вторым номерам, получают его обратно и
передают третьим. Получив от них пас, передают мяч четвѐртым номерам и т.д. Правила
запрещают пропускать кого-либо из игроков, стоящих в кругу. Мяч можно передавать с
обязательной остановкой его стопой или же с ходу без остановки, что быстрее, хотя и сложнее.
Это оговаривается заранее.
Передача мяча головой.
Построение как и в первой игре, но перед началом мяч находится не у центрального, а у второго
номера, стоящего в кругу. По сигналу он выбрасывает мяч руками центральному игроку
32

(первому номеру), а тот отбивает мяч головой в руки третьему номеру, который снова
выбрасывает его центральному. Затем мяч отбивается головой четвѐртому, пятому и т.д. Каждый
игрок должен побывать в середине круга и потренироваться в точных (пусть и недалѐких)
передачах мяча. Важно, чтобы величина кругов была одинаковой, а мяч, упавший на землю,
был подобран игроком и с места падения послан по назначению.
Выбей мяч из круга.
Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Водящий выходит с мячом в
середину круга, кладѐт мяч на землю и по сигналу старается выбить его ногой из круга, но так,
чтобы он не пролетел выше коленей игроков. Стоящие по кругу задерживают мяч ногами и не
дают ему вылететь из круга. Задержанный мяч игроки могут предавать ногами между собой, не
давая его водящему. Если находящемуся в середине не удаѐтся выбить мяч из круга, то на его
место идѐт игрок, пропустивший мяч с правой стороны от себя. Каждый игрок старается
защитить промежуток между собой и соседом справа. Игрокам не разрешается задерживать мяч
руками. Мяч, пролетевший высоко над кругом, возвращается водящему. Победителем считается
тот, кто ни разу не был водящим или водил меньше всех.
Забей гол.
Расположение игроков такое же, как и в предыдущих играх. В середине круга находится
баскетбольный мяч. Выбирается водящий, задача которого, находясь в круге, не дать остальным
игрокам сбить футбольным мячом баскетбольный. Все передают мяч друг другу и бьют по цели
только ногой, а водящий выполняет роль вратаря. Ему разрешается отбивать мяч ногами,
головой, туловищем и руками. Он покидает середину круга тогда, когда баскетбольный мяч
будет сбит. Новым вратарѐм становится тот, кто метким ударом ноги поразил цель.
Передай пас.
Каждая команда делится на две группы, которые выстраиваются напротив друг друга. Игрок
ногой передаѐт мяч через площадку партнѐру. Тот, кому адресован мяч, останавливает его и
посылает мяч следующему игроку. Последний, получив пас, берѐт мяч в руки. Отрабатывая
технику вбрасывания мяча из аута и приѐма мяча, игру приводят следующим образом. Мяч
бросают стоящему напротив двумя руками из-за головы, а тот останавливает его ногой или
головой, после чего берѐт мяч в руки и делает бросок следующему игроку с противоположной
стороны
Точно в цель.
Игроки обеих команд располагаются в затылок друг другу в 8-10м от стены, где начерчены два
круга радиусом 70см. Круги расположены на расстоянии 1м от пола. По сигналу первые номера
в командах делают удар по мячу сначала правой, а затем левой ногой, стараясь попасть в круг. В
случае неудачи удары повторяются, пока цель не будет поражена (попадание в линию круга не
засчитывается). Лишь после этого мяч переходит ко второму игроку и т.д. Выигрывает команда,
игроки которой быстрее поразят цель обеими ногами. Можно увеличить размеры мишени и
разметить еѐ концентрическими кругами (120см, 80см, 40см). Тогда команды набирают очки в
зависимости от точности попадания в цель.

33

Передача мячей по кругу.
В центре площадки очерчивают круг диаметром 12-16м. Игроки становятся по кругу и
рассчитываются на первый-второй. Каждая команда получает по мячу, которые находятся у
игроков, стоящих рядом друг с другом. По звуковому сигналу каждая команда начинает как
можно быстрее передавать мяч по кругу: первые номера – по часовой стрелке, вторые – против,
пытаясь обогнать другую команду. Победителем становится команда, которой удаѐтся первой
закончить
передачу
мячей.
Мяч должен передаваться в строгой
последовательности, игрокам не разрешается ловить мяч другой команды или затруднять
передачу мяча.
Светофор.
Игроки ведут мяч по залу, как и куда они хотят; по команде преподавателя «зелѐный свет» только в указанном направлении, по команде «красный свет» игроки останавливают мяч. Можно
применять зрительные сигналы в виде красных и зелѐных кружочков.
Топ-танец.
По команде игроки чередуют касания мяча подошвой обеих ног попеременно. Когда они уловят
ритм движений, следует команда «поворот», игроки поворачиваются кругом, удерживая ногу на
мяче.
Стрельба по мишени.
Между двумя игроками ставится мяч. Задача игроков пробить по другому мячу так, чтобы сбить
мяч в центре. Оценивается количество попаданий.
Охота на индюков.
По периметру площадки ставится, как можно больше кегель – «индюков». Задача учащихся –
отправиться на охоту за индюками. Сбитые кегли – «индюки» ставятся обратно. Учитывается
количество добытых «птиц» каждым «охотником».
Ударь не глядя
Задачи. Научить ударам по мячу. Развить специализированное восприятие «чувство мяча».
Описание игры. Впереди кладут мяч на расстоянии 2-3 м. Ребенку завязывают глаза повязкой.
Надо подойти к мячу и ударить по нему ногой.
Варианты. Чередовать удары правой и левой ногой.
Методические указания. Если удар по мячу был неудачным, то можно предложить этому же
ребенку повторить задание с открытыми глазами, потом повторить опять с повязкой.

Пробеги с мячом
Задачи. Научить передвижению с мячом. Развить быстроту передвижений.
Описание игры. Каждый играющий получает мяч и становится с ним на одной стороне
34

площадки. По сигналу воспитателя все дружно устремляются вперед и, отбивая мяч ногами,
перебегают через площадку. Стараться при этом не отпускать мяч от себя далеко.
Варианты. Передвижение с мячом, оббегая по восьмерке лежащие на полу предметы.
Методические указания. Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание.
Сумей выбить мяч
Задачи. Научить наносить удары по мячу. Научить защитным действиям.
Описание игры. Дети становятся в круг, в центре — водящий с мячом. Его задача выбить мяч из
круга ногами, остальные ребята мешают ему это сделать.
Варианты. Варьировать расстояние между играющими и диаметром круга.
Методические указания. Брать мяч в руки не разрешается, его можно отбивать только ногами.
Тот, кто пропустит мяч, становится водящим.
В парах
Задачи. Научить наносить удары по мячу разными способами и принимать его. Привить
навыки групповых действий.
Описание игры. Дети становятся парами и перекатывают мяч друг другу. Побеждает пара,
лучше всех выполняющая задание.
Варианты. Отбивать мяч то правой, то левой ногой.
Методические указания. Постепенно удаляются детей друг от друга (до 5 м).
Мяч в кругу
Задачи. Научить наносить удары по мячу разными способами и принимать его.
Описание игры. Небольшая группа располагается по кругу, в середину круга входит водящий с
мячом. Ударяя несильно ногой по мячу, водящий по очереди прокатывает его к игрокам,
стоящим по кругу. Каждый из них ногой задерживает и возвращает ему мяч.
Варианты. Варьировать расстояние между играющими.
Методические указания. Проигрывает тот, кто пропустил мяч.
Задержи мяч
Задачи. Научить выполнять функции защитников и нападающих в футболе.
Описание игры. По кругу становятся нападающие, внутри круга — защитник. Если круг
большой и в игре участвует много играющих, то могут быть 2-3 защитника. Нападающие быстро
отбивают ногой друг другу мяч так, чтобы он катился по земле, а защитники стараются
задержать его.
Методические указания. Если кому-нибудь из защитников это удается сделать, то он
меняется местами с тем нападающим, который отбивал мяч последним.
35

Закати мяч в лунку
Задачи. Научить ударам по мячу на точность.
Описание игры. Играющие с мячами становятся полукругом, через два шага друг от друга.
Впереди них на расстоянии 3 ямка-лунка. Ударяя ногой по мячу, надо прокатить его так, чтобы
он закатился в лунку.
Варианты. Увеличивать расстояние до лунки до 5 м.
Методические указания. Кто попадет в лунку с первого раза, тот и победил.
Забей в ворота
Задачи. Научить ударам по воротам разными способами.
Описание игры. Флажками на шестах или другими метками обозначаются ворота (1-1,2 м), 3-4
играющих становятся в 5 м от линии ворот, а двое располагаются за ней. По очереди каждый из
стоящих перед линией ворот забивает в ворота 3 мяча. Находящиеся за линией ворот подбирают
мячи и передают их следующему.
Варианты. Проводить игру, разделив детей на команды.
Методические указания. Игра повторяется несколько раз, дети по очереди то забивают, то
задерживают мячи.
Вратарь
Задачи. Научить действиям вратаря. Научить ударам по воротам разными способами.
Описание игры. Условия игры те же, но один из играющих становится на линии ворот и
защищает их. Вратарю разрешается задерживать мяч не только ногой, но и руками. Меняясь
местами, все играющие по очереди выполняют роль вратаря.
Варианты. Наносить удары правой и левой ногой разными способами.
Методические указания. Тот, кто задержит большее количество мячей, — самый ловкий
вратарь.
Научись владеть мячом
Описание игры.
1) Подпрыгивая на одной ноге, подошвой другой катать мяч вперед, назад, в стороны.
2) Проделывать то же, но поворачиваясь влево, вправо и кругом.
3) Жонглировать мячом, подбивая его подъемом ноги.
4) Попробовать подбивать мяч бедром (нога согнута, сначала мяч подкидывается руками).
Варианты. Упражняться в этих действиях многократно.
Методические указания. Разделить детей на команды и провести соревнование.
36


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».