Содержание
I
Целевой раздел
1.1
1.2
1.3
1.4
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации программы
Принципы и подходы к реализации программы
Планируемые результаты как ориентиры освоения
воспитанниками основной образовательной программы
дошкольного образования
Содержательный раздел
Перспективное планирование
Содержание программы
Мониторинг усвоение программы
Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение программы,
обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания
II
2.1
2.2
2.3
III
3.1
3
6
7
8
12
13
37
40
1
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития.
Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыслей,
общение с взрослыми и сверстниками - всѐ это является средством
социализации личности, обогащает мышление ребенка, способствует его
развитию. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей
дошкольного возраста с крушениями речи, вызванными физиологическими
несовершенствами и патологическими состояниями. И именно логоритмика
является одним из самых доступных, интересных методов преодоления и
профилактики этих нарушений в условиях дошкольных образовательных
организаций.
Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме
развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать
артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения;
формировать координацию движений, ориентировки в пространстве;
расширять словарь детей и многое другое, сюда же относится и воспитание у
детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных
способностей и задатков; а также - представлений об эстетической красоте
родной речи.
Логопедической ритмике, как учебно-воспитательной дисциплине,
отведена значительная роль в воспитании дошкольников. Ещѐ в начале XX века
было известно о неоспоримой пользе занятий ритмикой для людей с дефектами
и задержкой развития речи, так как музыкально-ритмическое воздействие на
детей проявляется в развитии и совершенствовании личности ребѐнка, его
функциональных систем, а вместе с тем - и I развитии речи.
Программа составлена с учетом связей образовательных областей:
Познавательное развитие: занятия, наблюдения, беседы, игры.
Социально - коммуникативное: овладение способами и средствами
взаимодействия с окружающими людьми; используются дидактические,
сюжетно - ролевые игры.
Художественно - эстетическое развитие: используются произведения
познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты
песен), музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для релаксации,
упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия.
Физическое развитие: проводятся подвижные игры, упражнения для
профилактики плоскостопия.
Речевое: пополняется словарный запас, воспитывается звуковая культура
речи.
2
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным
Образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, приказ №
1155 от 1 октября 2013 г.). Так же в соответствии со следующими
нормативными документами:
• Законом РФ «Об образовании»,
• Национальной доктриной образования в РФ,
• Концепцией модернизации российского образования,
• Концепцией дошкольного воспитания,
• Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН2.
БАЗИС ПРОГРАММЫ
Программа базируется на основных положениях программ и
методических пособий:
• Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение
детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В.
Филичевой и В. Чиркиной;
• «Логопедическая ритмика» Г.А. Волковой;
• «Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей
работы в детском саду» Н.В. Нищевой;
• Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С.
В. Коноваленко;
• Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и
картинках» Т. А.Куликовской.
• Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет.
М., «ТЦ Сфера», 2010г.
• Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет.
М., «ТЦ Сфера», 20 Юг
• Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет.
М., «ТЦ Сфера», 201 Ог
• Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М.,
«Скрипторий», 313г.
1) Судакова Е.А. Логопедические музыкально — игровые упражнения для
дошкольников. С-П.,Детство-пресс, 2013 г.
2) И.Каплунова, И. Новоскольцева «Умные пальчики».С-П., Невская
нота,2009 г.
3) Е.А. Поддубная. Музыкальные пальчиковые игры. Ростов на Дону,
«Феникс», 2014
4) «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б.
3
Егорова; Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика
для детей».
Занятия логоритмикой представляют собой комплекс различных видов
деятельности, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста
методами ритмического и музыкально-эстетического воспитания. Ключевым
моментом программы является музыка (музыкальная ритмика), с помощью
которой смоделированы основные виды деятельности на занятиях: дыхательная
гимнастика и музыка, гимнастика для артикуляционно-речевого аппарата и
музыка, общая и мелкая моторика и музыка. Логоритмика же в целом включает
в себя упражнения по двум направленностям:
Музыкальные:
• Ходьба в разных направлениях
• Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции
• Упражнения, развивающие мышечный тонус
• Речевые упражнения без музыки
• Музыкальные упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
• Музыкально-ритмические упражнения;
• Музыкальные игры;
• Логопедические распевки;
• Пение и танцевальные элементы.
Общие:
• Ритмические упражнения
• Упражнения на развитие мелкой моторики и пальчиковые игры.
Структура занятий по программе отражает возрастные особенности
детей, выделяя при этом три раздела:
I раздел
II раздел
III раздел
Возраст 3-4 года
Возраст 4-5 лет
Возраст 5-7 лет
Каждый раздел соответствует 1 году обучения; вся программа рассчитана
на 3¬-летний срок обучения. Занятия проводятся: 1 раз в неделю, их
продолжительность по времени составляет 15 минут - для детей 1 года
обучения, 20 - для детей 2 года обучения; и 2 раза в неделю по 25 минут - для
детей 3 года обучения. Занятия проводятся в музыкальном зале.
4
Цели и задачи реализации программы
Цель программы:
Цель программы: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в
речевом развитии ребѐнка посредством сочетания слова и движения.
Задачи:
Музыкальное развитие
Речевое развитие
• Развитие чувства ритма;
• Развитие
координации
между
• Развитие координации между словом словом и движением;
(пением) и движением;
• Развитие правильного дыхания;
• Развитие
координации
при • Стимуляция речевого развития;
• Развитие артикуляционно-речевого
музыкальном движении;
• Развитие
и
совершенствование аппарата;
• Слухоречевое развитие;
вокально-интонационных данных;
• Формирование
музыкально- • Систематизация «словаря» детей.
• Формировать развитие функций и
эстетических представлений ребѐнка;
форм речи;
Всестороннее развитие
Физическое развитие
• Развитие интеллекта;
• Укрепление
физической
формы
• Развитие слухового внимания;
ребѐнка;
• Развитие
памяти
и
навыка • Овладение двигательными навыками;
понимания
смысла
предлагаемых • Формировать у детей ощущение
заданий;
границ своего тела;
• развитие умения контролировать свой
• Формирование
способности
мышечный тонус
преодолевать трудности;
• Развивать
тактильную
• Развитие
эмоциональной
чувствительность,
подвижность
отзывчивости;
пальчиков, кистей;
• Развитие «творческого Я» ребѐнка;
• Развивать навыки общения и
взаимодействия детей в коллективе;
5
Принципы и подходы к реализации программы.
В основе реализации Программы лежат культурно-исторический,
деятельностный и личностный подходы к развитию ребенка. Программа
сформирована в соответствии с принципами, определѐнными Федеральным
государственным образовательным стандартом:
1. Принцип
научности. Подкрепление всех коррекционных и
оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически
апробированными методиками и технологиями.
2. Принцип
системности.
Логоритмическая
работа
должна
способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и
взаимозависимых единиц.
3. Принцип
последовательности.
Каждое
из
коррекционных
направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы.
4. Принцип учета уровня развития ребѐнка. Л. С. Выготский предложил
выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального
развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень
потенциального развития (способность решения задач при соответствующей
помощи со стороны педагога). Любое предлагаемое задание должно быть
заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа
коррекционного воздействия.
5. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных
повторений вырабатываются динамические стереотипы.
6. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания.
Главная цель – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его
индивидуальные и возрастные особенности.
7. Принцип результативности. Получение положительного результата
развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
Навыки и умения :
Навыки и умения, развиваемые на 1-ом году обучения:
Музыка и общая моторика.
• Учиться осознавать границы своего тела в музыкально-ритмических и
песенных играх.
• Формировать навык регулирования своего мышечного тонуса (умение
напрягаться и расслабляться) в упражнениях с элементами музыкальной
гимнастики и в музыкальных играх-отождествлениях.
Музыка и мелкая моторика.
• Знать названия пальчиков, различать их, составлять элементарные
пальчиковые
• фигуры.
6
• Подпевать педагогу в заданном темпе, ритме; сочетать слово с музыкой
и движениями пальчиков.
• Учиться проводить ассоциативные связи с сюжетом, ритмом и
характером музыкальных заданий.
Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата.
• Учиться выполнять музыкально-мимические упражнения, элементы
гимнастики для языка и губ, подражая педагогу.
• Стараться отражать темпо-ритмические особенности музыки в чѐтком и
синхронном движении.
Музыкальная гимнастика для дыхания.
• Учиться контролировать силу и продолжительность вдоха и выдоха в
дыхательной гимнастике, подражая педагогу.
Развитие функций и форм речи (в пении, слушании,
разъяснительных беседах к зданиям).
• Развивать
коммуникативную,
инструктивную,
когнитивную,
регулятивную и номинативную функции речи;
• Развивать умение общения в диалоге;
Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками
программы.
К концу 1 года обучения дети должны уметь:
• Уметь повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в
музыкально-образных играх и гимнастике.
• Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая
педагогу. Понимать сущность заданий; общаться в диалоге с педагогом.
• Проявлять знание последовательности движений, слов (даже если это
повтор за педагогом) в каждом конкретном задании и подчинять этому свои
движения. Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой
вместе с педагогом. Уметь произносить звуки и слоги на выдохе вместе с
педагогом.
• Знать и выполнять пальчиковые фигуры, подражая педагогу; подчинять
действия музыкальному и речевому ритму.
• Уметь извлекать звук на музыкальных инструментах: бубны,
погремушки; знать их названия и тембры.
II. Навыки и умения, развиваемые на 2-ом году обучения.
Музыка и общая моторика.
• Учиться осознавать границы своего тела, выполняя элементы
«самомассажа» в музыкально-ритмических и песенных формах.
7
• Формировать навык регулирования своего мышечного тонуса (умение
напрягаться и расслабляться) в музыкальной гимнастике и музыкальных играхотождествлениях.
Развитие функций и форм речи (в пении, слушании).
• Развивать
коммуникативную,
регуляторную,
инструктивную,
когнитивную, номинативную функции речи;
• Осваивать общение в диалоге.
• Музыка и мелкая (тонкая) моторика.
• Выполнять движения, составлять фигуры музыкально-пальчиковых игр
по подсказке педагога;
• Петь самостоятельно и выполнять движения, подражая педагогу;
• Проводить ассоциативные связи при работе с пальчиковыми прописями;
• Уверенно работать по пальчиковым прописям в заданном музыкой
темпоритме.
Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата.
• Учиться выполнять музыкально-мимические упражнения, элементы
гимнастики для языка и губ, подражая педагогу.
• Стараться отражать темпоритмические особенности музыки в чѐтком и
синхронном движении.
Музыкальная гимнастика для дыхания.
• Учиться контролировать силу и продолжительность вдоха и выдоха в
дыхательной гимнастике, подражая педагогу.
• Формировать навык сочетания элементов гимнастики для дыхания с
произнесением звуков.
• Развивать умение подчинять движение музыке.
К концу 2 года обучения дети должны уметь:
• Уметь правильно и ритмично выполнять движения в музыкальнообразных играх и гимнастике (по подсказке педагога).
• Проводить ассоциативные связи между сюжетами игр и характером
движений. Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая
педагогу. Понимать суть заданий, общаться в диалогах с педагогом.
• Проявлять знание последовательности движений, слов в каждом
конкретном задании и подчинять этому свои движения.
• Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой.
• Уметь контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением
звуков, слогов, слов.
• Знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими сказки,
стихи и подчинять действия музыкальному и речевому ритму.
8
• Уметь извлекать звук из музыкальных и шумовых инструментов:
погремушек, бубнов, гудочков и губных гармошек, знать их названия и тембры.
• Освоить элементарные знания по работе на инструментах со
звуковысотным рядом (ксилофон, металлофон, вибрафон и т.п.).
Навыки и умения на 3 году обучения:
Музыка и общая моторика.
• Проявлять знание частей своего тела и координационную точность
движений в музыкально-образных играх и элементах гимнастики.
• Закреплять навык регулирования своего мышечного тонуса в
музыкальных групповых играх и заданиях с элементами гимнастики.
Музыка и мелкая моторика.
• Выполнять музыкально-пальчиковые игры самостоятельно под музыку,
учиться выполнять сложные пальчиковые фигуры.
• Уверенно выполнять пальчиковую гимнастику в заданном темпоритме,
проявлять знание названий пальцев и движений, связанных с ними.
• Работать над иллюстрацией пальчиковыми фигурами известных сказок.
Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата.
• Выполнять музыкально-игровую гимнастику для губ, языка, мимики
самостоятельно, по очереди и синхронно в группе.
• Менять
темп,
руководствуясь
сменой
частей
музыкальногимнастического комплекса самостоятельно.
Развитие функций и форм речи (в пении, слушании).
• Развивать
номинативную,
когнитивную,
регуляторную,
коммуникативную, инструктивную функции речи;
• Продолжать развитие общения в диалоге, осваивать монологичную речь.
Музыкальная гимнастика для дыхания.
• Выполнять элементы музыкально-дыхательной гимнастики: сидя, лѐжа,
стоя.
• Самостоятельно менять темп в смене упражнений, подчиняясь
музыкальному ритму.
• Сочетать дыхание с произнесением звуков, слогов, слов и элементами
гимнастических упражнений.
К концу 3-го года обучения дети должны уметь:
• Уметь правильно и ритмично выполнять движения в музыкальнообразных играх гимнастике.
• Проводить ассоциативные связи между сюжетами игр, характером
музыки и характером движений.
• Понимать смысл заданий, выполнять их. Общаться в диалогах и
9
излагать мысль в монологе.
• Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, помогать
педагогу, выказывать желание действовать самостоятельно.
• Проявлять знание последовательности движений, слов в каждом
конкретном задании и подчинять этому свои движения.
• Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой.
• Уметь контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением
звуков, слогов, слов. Сочетать с выполнением гимнастических фигур.
• Знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими стихи и
сказки, подчинять действия музыкальному и речевому ритму.
• Уметь извлекать звук из погремушек, бубнов, гудочков, губных
гармошек, ксилофона, барабана; знать их названия и тембры, задействовать их
для развития губ, дыхания, общей и мелкой моторики.
• Играть и импровизировать на инструментах.
Возраст детей: программа ориентирована на детей в возрасте 3-4 лет.
Сроки реализации программы: 1 год.
Формы работы с детьми: групповые занятия с детьми в группе детского
сада.
Длительность занятий: составляет 15 минут. Периодичность
проведения для детей 3-4 лет – 1 раз в неделю.
Предполагаемые результаты по реализации программы: формирование
навыков позитивной коммуникации, обогащение словарного запаса детей,
развитие познавательной активности, познавательных процессов и
самостоятельности, формирование основ самоконтроля.
10
II. Содержательный раздел
Перспективное планирование логоритмических занятий
№
Месяц
Название занятия
занятия
1
Солнышко и дождик
2
Тучка
Октябрь
3
Осенние листья
4
Осень в лесу
5
Репка
6
Осенние подарки
Ноябрь
7
До свиданья, птицы!
8
Холодно!
9
Зима в лесу
10
Дед Мороз спешит на елку
Декабрь
11
Украшаем елочку
12
Наступает Новый год
13
Новогодний праздник в лесу
14
Рукавичка
Январь
15
Снеговик
16
Кошка и котята
17
Котята и щенок
18
У бабушки в гостях
Февраль
19
Как снеговики солнце искали
20
Армейская карусель
21
Как цыплята солнце будили
22
Новая столовая
Март
В гости к нам пришли
23
матрешки
24
Весеннее солнышко
25
Весенняя капель
26
Прилетайте, птицы!
Апрель
27
Весенний ручеек
28
Кораблик
29
Утренние лучи
30
Петушок и его семья
Май
31
Колечко
32
Бобровый пруд
11
Содержание занятий по логоритмике
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
• Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
• Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают
умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям
дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
• Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как
четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они подготавливают
артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от
органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма.
Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение,
развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
• Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания,
помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность,
силу и правильное распределение выдоха.
• Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды
памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей,
способность быстро реагировать на смену деятельности.
• Упражнения –чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их
помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные
движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У
детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
• Речевые игры могут быть представлены в различных видах:
ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со
звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах,
театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего
стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки,
считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает
выполнение логоритмических задач.
• Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации
сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в
ритмической основе слов, фраз.
• Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление,
эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой
аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс
развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен
не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию
голоса, артикуляции, дыхания.
12
• Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие
подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому,
развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему
речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных
занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка
звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами,
выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
• Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах
развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание,
память, а также остальные психические процессы, сопровождающие
исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных
инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на
самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых
бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических
трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки,
«шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
• Театральные этюды. Очень часто у детей маловыразительная мимика,
жестикуляция. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую
и артикуляционную моторику, пластичность и выразительность движений
детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство
уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно
передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми
эмоциональными переживаниями.
• Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом
человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы
общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем
кругу.
• Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в
координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту
реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма,
сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
13
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(первый год обучения)
№ п/п Тема занятия
1
2
Солнышко
дождик
Тучка
3
Осенние листья
4
Осень в лесу
Задачи
▪ Формирование
динамической
и координации движения рук.
▪ Развитие речевого дыхания.
▪ Развивать фонематическое восприятие.
▪ Развитие
темпо-ритмической
организации речи.
▪ Развитие
ритмической
выразительности.
▪ Стимулирование двигательных умений
и навыков.
Содержание
• Пальчиковая игра «Прогулка»
• Двигательное упражнение «Ноги и ножки»
• Игра «Прогулка и дождик»
• Упражнение
на
развитие
дыхания
«К
солнышку»
• Пальчиковая игра «Дружба»
• Ритмическая игра «Капли»
• Шумовой оркестр
• Игра «Прогулка и дождик»
• Ритмическая игра «Прощание с дождем»
• Пальчиковая игра «Прогулка»
• Массаж «Дождик»
• Упражнение «Лужа»
• Ритмическая игра «Падают листья»
• Двигательные
упражнения
«Осенние
▪ Обучать приемам массажа.
▪ Развитие
эмоциональной
выразительности.
листочки»
▪ Формировать
правильную
осанку, • Упражнение «Грибы большие и маленькие»
походку.
• Пальчиковая игра «Осенний букет»
• Танец-игра с листьями
▪ Развитие чувства ритма.
• Двигательные упражнения «Мы ногами – топ▪ Развивать координацию движений и топ-топ»
15
моторных функций.
▪ Формировать
представления.
• Динамическая пауза «Ветер»
пространственные • Шумовой оркестр
• Упражнение на развитие чувства
ритма
«Прогулка»
• Танец-игра с листьями
• Пальчиковая игра «Осенний букет»
5
▪ Формирование
динамической
координации движения рук.
▪ Развитие речевого дыхания.
▪ Развивать фонематическое восприятие.
Репка
• Пальчиковая игра «Дом и ворота»
• Закличка «Дождик»
• «Огородный хоровод»
• Массаж пальцев «Этот пальчик»
• Ритмическая игра «Кто как идет»
• Ритмическая игра «Жили мыши на квартире»
• Двигательное упражнение «Репка»
• Упражнение
6
Осенние подарки
7
До
на
развитие
чувства
темпа
«Поезд»
▪ Развитие
темпо-ритмической • Пальчиковая игра «Паучок»
• Пальчиковая игра «Осенний букет»
организации речи.
▪ Развитие
ритмической • Двигательные упражнения «Мишки»
• Массаж «Грибной дождик»
выразительности, слуха.
▪ Стимулирование двигательных умений • Упражнение «Грибы большие и маленькие»
• Игра «Маленький ежик»
и навыков.
• Упражнение на развитие динамического и
ритмического слуха «Поезд»
свиданья, ▪ Формирование
динамической • Танец «Веселые сапожки»
16
птицы!
координации движения рук.
▪ Развитие речевого дыхания.
▪ Развивать фонематическое восприятие.
• Физкультминутка «Клен»
• Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»
• Двигательные
упражнения
«Перелетные
птицы»
• Игра «Птички»
• Пальчиковая игра «Птички»
8
9
10
Холодно!
▪ Развитие
темпо-ритмической
организации речи.
▪ Развитие
ритмической
выразительности.
▪ Стимулирование двигательных умений
и навыков.
• Физкультминутка «Мы шагаем по сугробам»
• Ритмическое упражнение «Снежинки»
• Упражнение на развитие чувства ритма
«Падают снежинки»
• Упражнение «Снег-снежок»
• Пальчиковая
игра-массаж
мальчик»
«Пальчик
–
Зима в лесу
▪ Развитие речевого дыхания.
▪ Развивать
переключаемость
артикуляционного аппарата.
▪ Расширение активного и пассивного
словаря.
• Физкультминутка «Метель»
• «Зимняя игра»
• Ритмическое упражнение «Снежок»
• Ритмическая игра «Следы зверей»
• Упражнение на развитие дыхания «Волки»
• Игра «Догонялки»
• Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик»
Дед Мороз спешит
на елку
▪ Формирование
динамической
координации движения рук.
▪ Развитие речевого дыхания.
▪ Развивать фонематическое восприятие.
• Упражнение на развитие дыхания «Вьюга»
• Физкультминутка «Дед Мороз»
• Ритмическое упражнение «Снежинки»
• Игра «Снежинки и Дед Мороз»
17
• Закличка «Морозушка – Мороз»
• «Зимняя игра»
11
12
Украшаем елочку
Наступает
год
▪ Развитие динамического слуха.
▪ Развитие мелкой моторики.
▪ Укрепление
костно-мышечного
аппарата.
▪ Развитие воображения.
▪ Развивать подвижность, переключать
Новый
артикуляционного аппарата.
▪ Формирование грамматического строя
речи.
13
Новогодний
праздник в лесу
▪ Развитие
эмоциональной
сферы,
воображения.
▪ Развитие
динамической
и
статистической
координации
общих
движений.
▪ Расширение активного и пассивного
словаря.
14
Рукавичка
▪ Развитие
статистической
динамической
координации
• Физкультминутка «Наша елка»
• Аппликация «Бусы повесили»
• Дидактическая
играна
развитие
динамического слуха «Колокольчики звенят»
• «Танец с фонариками»
• Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
• Закличка «Морозушка – Мороз»
• Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
• Игра «Ритмическое эхо»
• Ритмическое упражнение «Зажигаем огоньки»
• Танец кукол
• Игра «Прятки»
• Игра «Колпачок»
• Пальчиковая игра «Наряжаем елку»
• Пьеса «На машине»
• Ритмическая игра «Следы»
• Стихотворение «Дед Мороз»
• Двигательные упражнения «Лесные гости»
• Игра «Заморожу»
• Закличка «Морозушка – Мороз»
и • Потешка
общих • Ритмическая игра «Зайка»
18
движений.
▪ Расширение активного и пассивного
словаря.
▪ Формирование правильной осанки.
15
Снеговик
▪ Развитие чувства ритма.
▪ Закрепление навыков массажа.
▪ Развитие зрительного восприятия.
• Танец «Снежок»
• Игра «Зайцы и волк»
• Танец мишек
• Потешка
• Игра «Метелица»
• Массаж «Снеговик»
• Физкультминутка «Попляшите»
• Игра на развитие чувства ритма «Снеговики и
снежинки»
Кошка и котята
▪ Развитие слуха.
▪ Закрепление навыков массажа.
▪ Развитие зрительного восприятия.
17
Котята и щенок
▪ Развивать тонкие движения пальцев
рук.
▪ Развивать переключаемость движений.
▪ Развивать зрительное восприятие и
внимание.
18
У бабушки в гостях
▪ Формирование восприятия отношений
между предметами в пространстве.
16
• Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
• Дидактическая игра на развитие слуха
«Кошка и котенок»
• Массаж тела «Заболела кисонька»
• Ритмическая игра «Цапки»
• Игра «Киса и мыши»
• Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
• Потешка
• Игра «Киса и мыши»
• Игра с собачкой
• Ритмическая игра «Котенок и щенок»
• Потешка «Кисонька-мурысонька»
• Двигательные
упражнения
«В
гости
бабушке»
19
к
▪ Формирование двигательных умений.
▪ Развитие слухового внимания и памяти.
• Пальчиковая игра «Бабушка и внучок»
• Ритмическое
упражнение
«Ладушки-
ладошки»
• Игра «Щенок Митрошка»
• Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»
• Ритмическая игра «Оркестр»
• Игра «Киса и мыши»
• Пестушка «Хамочек»
19
▪ Развитие динамического слуха.
Как
снеговики ▪ Развитие мелкой моторики.
солнце искали
▪ Укрепление
костно-мышечного
аппарата.
• Потешка
• Массаж «Снеговик»
• Физкультминутка «Снежная баба»
• Ритмическая игра «Шагают снеговики»
• Ритмическое упражнение «В лесу»
• Игра «Ритмическое эхо»
• Двигательное упражнение
• Игра «Зайка»
20
▪ Развитие
эмоциональной
сферы,
воображения.
▪ Развитие
динамической
и
Армейская карусель статистической
координации
общих
движений.
▪ Расширение активного и пассивного
словаря.
• Упражнение «Машины»
• Физкультминутка «Эй, лошадка»
• «Игра с лошадкой»
• Упражнение на развитие дыхания «Гудок»
• Пальчиковая игра «Капитан»
• Стихотворение «Самолет»
• Игра «Космонавты»
• Аппликация «Флажок»
20
• Упражнение
21
▪ Развитие чувства ритма.
Как цыплята солнце
▪ Развитие динамического слуха.
будили
▪ Закрепление навыков самомассажа.
▪ Закрепление навыков самомассажа.
▪ Развитие артикуляционной моторики.
▪ Ориентировка в пространстве.
22
Новая столовая
23
▪ Развивать тонкие движения пальцев
рук.
В гости к нам
▪ Развивать переключаемость движений.
пришли матрешки
▪ Развивать зрительное восприятие и
внимание.
24
Весеннее солнышко
▪ Развитие
воображения.
эмоциональной
на развитие
чувства
ритма
«Цыплята»
• Пальчиковый массаж «Сорока»
• Двигательные упражнения «Зайчик»
• Ритмическая игра «Сапожки»
• Дидактическая
игра
на
развитие
динамического слуха «Тихие и громкие
звоночки»
• Закличка «Солнышки»
• Пальчиковая игра «Мама»
• Ритмическая игра «Письмо на снегу»
• Музыкально-ритмическая игра «Строители»
• Танец-игра «Вороны»
• Массаж пальцев «Воробьи»
• Игра «Ритмическое эхо»
• Самомассаж «Сорока»
• Игра «Скворушки»
• Игра «Бубен»
• Игра «Карусель»
• Игра «Матрешки и мышки»
• Танец «Мы – матрешечки»
• Пестушка «Хамочек»
сферы, • Упражнение «Солнышко»
• Игра на развитие мимических движений
21
▪ Развитие
динамической
и
статистической
координации
общих
движений.
▪ Расширение активного и пассивного
словаря.
«Солнышко»
• Игра «Солнышко»
• Двигательные
упражнения
«Солнечные
зайчики»
• Ритмическая игра «Сосульки»
• Игра «Щенок Митрошка»
• Пьеса «Ну-ка, веселее!»
• Игра «Скворушка»
• Пальчиковая игра «Большие и маленькие»
• Упражнение
25
26
Весенняя капель
▪ Формирование восприятия отношений
между предметами в пространстве.
▪ Формирование двигательных умений.
▪ Развитие слухового внимания и памяти.
▪ Развивать тонкие движения пальцев
рук.
Прилетайте, птицы! ▪ Развивать переключаемость движений.
▪ Развивать зрительное восприятие и
внимание.
на
растяжение
мышц
«Потягушки»
• Детская пестушка
• Закличка «Солнышко»
• Ритмическая игра «Капель»
• Игра «Воробей»
• Игра «Я бегу, бегу, бегу»
• Игра «Я бегу, бегу, бегу»
• Музыкально-дидактическая
игра
«Колокольчик»
• Игра-массаж ног «Строители»
• Игра «Скворушки»
• Игра «Замри»
• Массаж пальцев «Воробьи»
• Пальчиковая игра «Ладушки»
22
27
▪ Развитие
эмоциональной
сферы, • Ритмическая игра «Барабан»
• Игра «Ежик и мыши»
воображения.
▪ Развитие
динамической
и • Ритмическая игра «Белочка»
Музыкально-дидактическая игра на
статистической
координации
общих •
развитие слуха «Лесная прогулка»
движений.
▪ Расширение активного и пассивного • Игра «Вышел Мишка на лужок»
• Пальчиковая игра «Ладушки»
словаря.
Весенний ручеек
• Упражнение «Цыплята»
• Упражнение «Плавный подъем рук»
• Ритмическая игра «Лягушки»
• Игра «Ну-ка, зайка»
• Закличка «Солнышко»
• Дыхательное упражнение «Ветер»
• Игра «Корабль пришел»
Кораблик
▪ Формирование восприятия отношений
между предметами в пространстве.
▪ Формирование двигательных умений.
▪ Развитие слухового внимания и памяти.
29
Утренние лучи
• Ритмическая игра «Курочки»
• Пальчиковая игра «Цветы»
▪ Развитие речевого дыхания.
▪ Ориентировка в схеме собственного • Дыхательное упражнение с цветами
• Пестушка «Хамочек»
тела.
▪ Развитие
мимических
мышц, • Упражнение «Потягушки»
• Массаж тела «Умывание»
эмоциональной сферы.
• Пальчиковая игра «Ладушки»
30
Петушок
семья
28
и
его
▪ Развивать тонкие движения пальцев • Потешка «Петушок»
рук.
•
Двигательн
▪ Развивать переключаемость движений. ое
упражнение
семья»
«Петушиная
23
▪ Развивать зрительное восприятие и • Игра «Куры и петух»
внимание.
• Ритмическая игра «Курочки»
• Упражнение «Цыплята»
• Игра «Курочка, цыплята и кошки»
• Стихотворение «Храбрый цыпленок»
• Ритмическая игра «Кто как ходит»
31
32
Колечко
Бобровый пруд
▪ Формирование восприятия отношений
между предметами в пространстве.
▪ Формирование двигательных умений.
▪ Развитие слухового внимания и памяти.
• Упражнение «Мы посадим все цветы»
• Танец с цветами
• Упражнение для пальцев «Колечко»
• Пальчиковая игра «Коготки»
• Физкультминутка «Гуси на прогулке»
• Ритмическая игра «Индюк и овечка»
▪ Развитие внимания.
▪ Развитие равновесия.
▪ Развивать координацию движений.
• Двигательное упражнение «Олень»
• Пальчиковая игра «Цветок»
• Игра «Жуки»
• Игра «Ритмическое эхо»
• Пальчиковая игра «Ерши»
• Ритмическая игра «На пруду»
• Упражнение на равновесие «Аист»
• Упражнение на развитие внимания «Аист»
24
2
Тема занятий
Ритмика, моторика,
подвижные игры,музыка
для разминки
Гимнастика
1 .Артикуляционная
гимнастика
год обучения
Примерный материал
Осень
Спортивный марш, И.И.Дунаевский; «Трик-трак»,
И.Штраус, музыка из мультфильма «Огуречик»,
«Яблочко», Е., С. Железновы в сб.«Азбукапотешка». «Звери» - в сб. «Логопедические
распевки», Л.Гаврищева, Н.Нищева.
«Медвежонок»,
в
сб.
«Фонетическая
и
логопедическая ритмика в ДОУ», Н.Микляева,
О.Родионова, Ю.Полозова
«Лошадка»,
«Покажите
зубки»,
«Логоритмика», Г.А.Волкова.
в
кн.
№ 1 из «Комплекса дыхательной гимнастики для
2. Гимнастика для дыхания дошкольников», О.П. Главтузова. «Гимнастика для
дыхания - в положении сидя», А.Стрельникова.
Мелкая моторика
«Сорока-ворона», народная потешка в сб.
«Ладушки», О.Крупенчук. «Играем на дудочке»,
народная попевка; «Снежинки-пушинки», - в сб.
«Логоритмика в детском саду», М.Гоголева.
«Сортируем пуговки», из сб.«300 3минутных игр
для детей», Д.Силберг.
Озвучивание сказок, игра
«Зима в лесу» - народная сказка, сб. «Сказочкина музыкальных
шумелки», Е., С. Железновы.
инструментах
«Дождик», обр. Ю.Слонова в сб. «Музыка в
детском саду: старшая группа», Н.Ветлугина,
И.Дзержинская, Л.Комиссарова.
Музыка для слушания и
«Шутка» из Сюиты B-dur, И.С.Бах. «Прогулка»,
творческих заданий
М.Мусоргский. «Колыбельная» в сб. «Ав-ав и
Мяу-мяу», Е.,С.Железновы. «На тройке» «Времена года», П.Чайковский, и др.
«Калинка», «Коробейники» - народные плясовые
мелодии.
Весна
Ритмика, моторика,
«Сосульки» - народная игра-потешка, «Котятки»,
подвижные игры
О.Салдина. «Ножки и ладошки», «Солдатик» - в
сб. «Речь и моторика», Ю.Соколова.
25
Гимнастика
1 .Артикуляционная
гимнастика
«Озорные бровки», «Надуваем щѐчки» в сб.
«Логоритмика»,
О.Новиковская.
«Часики»,
«Трубочка», в кн. «Логоритмика», Г.А.Волкова.
№3 из «Комплекса дыхательной гимнастики для
дошкольников», О.П.
Главтузова. «Гимнастика для
положении сидя», А.Стрельникова.
дыхания
в
2. Гимнастика для дыхания
Мелкая моторика
Игры - шнуровки (М.Монтессори).
Пальчиковая гимнастика, игры: «Избушка»,
«Осьминог», - в сб. «Мелкая моторика: гимнастика
для пальчиков», Т.Ткаченко. «Весѐлые гуси» народная попевка, в сб. «Логоритмика»,
О.Новиковская.
«Два барана» - народная сказка.
Озвучивание сказок, игра
«Пришла весна» в сб. «Сказочки-шумелки», Е., С.
на музыкальных
Железновы. «Бубен и погремушка», сб. «Музыка в
инструментах
детском саду: старшая группа», Н.Ветлугина,
И.Дзержинская, Л.Комиссарова.
Музыка для слушания и
«Куй, куй, ковалѐк», в сб.«Азбука-потешка» творческих заданий
С.Железнов. «Приди, весна, скорее», В.А.Моцарт.
«Смелый наездник», Р.Шуман. «Танец эльфов»»,
Э.Григ. «Птичий двор», М.Мусоргский. «Ой,
лопнул обруч», «Рябина» - народные мелодии.
Лето
Ритмика, моторика,
«Танец червяков», - в сб. «Аэробика для
подвижные игры
малышей», Е., С. Железновы. «Кот и мышь», в сб.
«Логоритмика»,
О.Новиковская.
«Кружиськружись» - «Весѐлые уроки», Е., С. Железновы.
Гимнастика
«Лошадка», «Куколка», в сб. «Логоритмика»,
Г.А.Волкова.
1 .Артикуляционная
гимнастика
«Медвежонок»,
в
сб.
«Фонетическая
и
логопедическая ритмика в ДОУ», Н.Микляева,
О.Родионова, Ю.Полозова
№4 из «Комплекса дыхательной гимнастики для
26
2. Гимнастика для дыхания дошкольников», О.П. Главтузова. «Гимнастика для
дыхания в положении сидя», А.Стрельникова.
Мелкая моторика
Упражнения с мозаикой: «Солнышко», в кн.
«Когда ребѐнок сводит вас с ума», Ле Шан.
Пальчиковая гимнастика: «Апельсин», в сб.
«Песенки и игры с пальчиками», Е.и С.Железновы.
«Посчитаем пальчики», «Раз-два-три» - народные
игры-потешки.
Озвучивание сказок, игра
«Лисичка-сестричка и скалочка» - народные
на музыкальных
сказки;
инструментах
«День рождения», сб. «Сказочки-шумелки», Е., С.
Железновы. «Дождик», югославская народная
мелодия, в сб. «Логоритмика», О.Новиковская.
Музыка для слушания и
«Шопен»,
«Кьярина»,
Р.Шуман;
народные
творческих заданий
мелодии - «Я на горку шла...» и др.; «Из глубин
души взываю к тебе, Господь», И.С. Бах; «Вальс
цветов», Симфония №5,1ч., П.Чайковский;
«Мельник и ручей», Ф.Шуберт.
Месяц
Количество
занятий
Тема
Октябрь
1
В гостях у
лесовичка
(Деревья и
кустарники)
1
В траве
сидел
кузнечик.
3 год обучения
Программное содержание
▪ Песня-игра «Листочки»
▪ Двигательные упражнения «Прогулка в
лес»
▪ Пальчиковая гимнастика «Деревце»
▪ Игра «Деревья»
▪ Упражнение для передачи
ритмического рисунка
▪ Артикуляционная гимнастика (по
плану логопеда)
▪ Коммуникативный танец-игра
«Поиграем веселей»
▪ Дыхательное упражнение «Ветерок
(f,mf,p)»
▪ Фонопедическое упражнение «Муха»
▪ Песни «Комар», «Жуки»
▪ Артикуляционная гимнастика
27
1
1
Ноябрь
1
(Насекомые
«Муравьи»
)
▪ Пальчиковая гимнастика «Кокон»
▪ Дыхательная гимнастика «Поймаем
бабочку»
▪ Упражнение на развитие общей
моторики «В полюшке за бугром»
▪ Коммуникативный танец-игра
«Поиграем веселей»
Лесной
▪ Фонопедическое упражнение «Эхо»
магазин.
(Вопрос-ответ)
▪ Упражнение на развитие координации
(Грибы.
«По ягоды»
Ягоды)
▪ Упражнение на развитие мимики
«Малиновое и клюквенное варенье»
▪ Пальчиковая игра «Грибочки»
▪ Артикуляционная гимнастика
«Веселые слоги»
▪ Песня «Загадка»
▪ Коммуникативная игра-танец «Веселые
пары»
▪ Фонопедическое упражнение
Осеннее
«Погреемся»
настроение
▪ Песня-игра «Листочки»
(Осень)
▪ Пальчиковая гимнастика «Осень»
▪ Логопедическая распевка «Кормушка»
▪ Коммуникативная игра «Туча»
▪ Ритмическая игра «Капли»
▪ Упражнение на дыхание «Дует, дует,
ветерок» (по плану логопеда)
▪ Пение «Гимн ноябрю»
Спор
▪ Упражнение на развитие общей
овощей
моторики «На огороде»
(Овощи)
▪ Пальчиковая гимнастика «Хозяйка
однажды…»
▪ Коммуникативная игра «Пирожки»
▪ Ритмическое упражнение «Повтори,
дружок за мной»
▪ Упражнение на развитие координации
речи с движением «Грядка»
28
Декабрь
1
Фруктовое
лукошко
(Фрукты)
1
Рассказ
лягушкипутешестве
нницы
(Перелетны
е птицы)
1
В мире
животных
(Дикие
животные)
1
У бабушки
в деревне
(Домашние
животные)
▪ Массаж «Капуста»
▪ Пение «Груша»
▪ Упражнение на развитие мимики
«Лимон», «Яблочное повидло»
▪ Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
▪ Упражнение на развитие общих
речевых навыков, координации речи и
движения, развития мелкой моторики
«Садовник»
▪ Хороводная игра «Яблоня»
▪ Коммуникативный танец-игра
«Веселые пары»
▪ Упражнение на развитие общей
моторики «Журавль»
▪ Песня «Лягушки и журавлики»
▪ Артикуляционная гимнастика по плану
логопеда.
▪ Упражнение на развитие координации
и правильного дыхания «Журавли
учатся летать»
▪ Коммуникативная игра-танец «Веселые
пары»
▪ Пальчиковая гимнастика «Птичка»
▪ Логопедическая распевка «Звери»
▪ Песня «Ежик»
▪ Упражнение на развитие общей
моторики «Про медведя»
▪ Чистоговорка с массажем «Кенгуру»
▪ Пальчиковая сказка «Рукавичка»
▪ Упражнение на развитие мимики и
звукоподражания «Зоопарк»
▪ Арт.гимнастика «Обезьяны»
▪ Фонопедическое упражнение «Корова»
▪ Логопедическая распевка «Корова»,
«Конь»
▪ Упражнение на развитие мелкой
моторики «Дудочка»
▪ Песня «Котенок»
▪ Арт.гимнастика «Собака»
29
1
1
1
Январь
1
▪ Упр.на дикцию и мелк.моторику «Котцарапка»
Петушок – ▪ Фонопедическое упражнение
«Петушок»
золотой
▪ Логопедическая распевка «Утки»,
гребешок
«Петух»
(Домашние
▪ Песня «Гуси»
птицы)
▪ Пальчиковая гимнастика «Кря-кря» (по
плану логопеда)
▪ Игра на развитие творческих
способностей и воспитания выдержки
«Гусь»
▪ Упражнение -игра на развитие речевого
дыхания «Куры, гуси»
▪ Фонопедическое упражнение «Метель»
Снеговик
▪ Песня «Елка»
принес
▪ Речевая игра с движением «Снеговик»
письмо
▪ Упражнение на развитие
(Зима)
выразительности речи, мимики и
движений «Снеговички и сосульки»
▪ Упражнение на развитие координации
и ритма «Зима»
▪ Игра «Зимняя пляска»
▪ Комплекс дых.упр. «Погреемся»
Приключен ▪ Фонопедическое упражнение «Метель»
▪ Логопедическая распевка «Ворона»,
ия вороны
«Воробьишка»
(Зимующие
▪ Упражнение на развитие ритма
птицы)
«Воробьи, воробышки»
▪ Игра «Зимняя пляска»
▪ Пальчиковая гимнастика «Пой-ка,
подпевай-ка»
▪ Коммуникативный танец-игра
«Веселые дети»
▪ Упражнение на дыхание «Ворона»
Зимние
▪ Фонопедическое упражнение «На
забавы
коньках»
▪ Речевая игра «Ты, мороз»
(Зимние
развлечения ▪ Упражнение на развитие общей
30
моторики «Игра в снежки»
▪ Артикуляционная гимнастика «Катание
на санках»
▪ Упражнение на развитие координации
и ритма «Зима»
▪ Комплекс дыхательных упражнений
«Погреемся»
В доме
▪ Логопедическая распевка «Доброе
моем
утро»
▪ Песня «Мы в городе родились»
(Семья)
▪ Пальчиковая гимнастика «Семья»
▪ Артикуляционная гимнастика по плану
логопеда
▪ Упражнение на развитие координации,
общей моторики «Мы на лыжах в лес
идем»
▪ Коммуникативный танец-игра
«Семейный вальс»
Край
▪ Фонопедическое упражнение «Глобус»
родной.
▪ Песня «Родной край»
(Россия.
▪ Упражнение на развитие координации
Наш край)
«Береза»
▪ Артикуляционная гимнастика по плану
логопеда
▪ Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»
▪ Упражнение на развитие координации,
общей моторики «Мы на лыжах в лес
идем»
▪ Коммуникативная игра «Здравствуй,
друг»
▪ Фонопедическая игра «Строим дом»
Дом в
котором мы ▪ Песня «Мы в городе родились»
▪ Пальчиковая игра «Песочный дом»
живем
▪ Ритмическая игра «Молоток»
(Дом.
▪ Артикуляционная гимнастика
задание)
«Маляры»
▪ Упражнение на развитие общей и
мелкой моторики «Теремок»
▪ Коммуникативная игра «Ворота»
)
1
1
Февраль
1
31
Март
1
Новоселье
(Мебель)
1
У меня
зазвонил
телефон
(Электропр
иборы)
1
Защитники
Отечества
(23
февраля)
1
Марья-
▪ Логопедическая распевка «Стул»
▪ Песня «Ночь прошла»
▪ Пальчиковая гимнастика «Наша
квартира»
▪ Артикуляционная гимнастика по плану
логопеда
▪ Упражнение на развитие общей и
мелкой моторики «Теремок»
▪ Коммуникативный танец-игра
«Веселые дети»
▪ Коммуникативная игра «Улыбнуться
не забудь»
▪ Коммуникативная игра «Провода» (по
плану логопеда)
▪ Логопедическая распевка «Девочки и
мальчики»
▪ Пальчиковая гимнастика «Телефон»
(по плану логопеда)
▪ Игра на развитие ритма (на
м/инструментах) «Азбука Морзе.
Радист» (Ритмическое эхо)
▪ Артикуляционная гимнастика
«Веселые слоги»
▪ Упражнение на развитие общей и
мелкой моторики «Электрическая
швейная машина»
▪ Игра на расслабление «Пылесос и
пылинки»
▪ Фонопедическое упражнение «Салют»
▪ Песня «Гимн февралю»
▪ Игра «Оловянный солдатик»
▪ Игра на развитие ритма (на
м/инструментах) «Азбука Морзе.
Радист» (Ритмическое эхо)
▪ Пальчиковая гимнастика «Аты-баты»
▪ Речевая игра «Барабанщик»
▪ Упражнение на развитие координации
«Самолет»
▪ Логопедическая распевка «Платье»,
32
искусница
(Одежда)
«Брюки»
▪ Упражнение на развитие общей и
мелкой моторики «Электрическая
швейная машина»
▪ Пальчиковая гимнастика «Здравствуй»
▪ Арт. гимнастика «Веселые слоги»
▪ Ритмическое упражнение «Повтори,
дружок за мной»
▪ Ком.танец –игра «Перекрестный танец»
1
Как
Зайчонок
маму искал
(8 марта)
1
Обувной
магазин
(Обувь)
1
Волшебная
шляпа
(Головные
уборы)
▪ Логопедическая распевка «Мамочка»
▪ Песня «Ночь прошла»
▪ Артикуляционная гимнастика
«Обиделась мама»
▪ Игра « С любовью к маме»
▪ Коммуникативная игра «Пирожки»
▪ Упражнение-игра «Ходьба на носках и
пятках»
▪ Ком.танец –игра «Перекрестный танец»
▪ Двигательные упражнения «Сапожная
мастерская» («нитка с иголкой»,
«молоточки», «чистка») по плану
логопеда
▪ Логопедическая распевка «Ботинки»,
«Тапки»
▪ Упражнение на развитие мимики
(«Новые туфли», «Ботинки порвались»,
«Грязные башмаки») по плану логопеда
▪ Упр.на коррекцию речи и движения
«Башмачок»
▪ Пальчиковая гимнастика «Новые
кроссовки»
▪ Коммуникативный танец-игра
«Сапожники»
▪ Песня «Музыка, здравствуй»
▪ Двигательная игра «Нитка с иголкой»
(разные виды «швов»: ходьба
«змейкой», поскоки, галоп) по плану
логопеда
33
Апрель
1
Федорино
горе
(Посуда)
1
Как
Незнайка
ходил в
магазин
(Продукты
питания)
1
О чем
плачет
сосулька
(Весна.
Растительн
ый мир)
▪ Упражнение на развитие общей и
мелкой моторики «Электрическая
швейная машина»
▪ Пальчиковая гимнастика «Головные
уборы» по плану логопеда
▪ Арт. гимнастика «Веселые слоги»
▪ Коммуникативный танец –игра
«Перекрестный танец»
▪ Фонопед.упр. «Чайник»
▪ Логопедическая распевка «Тарелка»,
«Чашка»
▪ Упражнение на развитие творческого
воображения, общих речевых навыков
«Чайник»
▪ Пальчиковая гимнастика «Посуда» по
плану логопеда
▪ Речевая игра с муз.инструментами
«Кухонный оркестр»
▪ Коммуникативная двигательная игра
«Тамди-песенка»
▪ Логопедическая распевка «Каша»
▪ Артикуляционная гимнастика
«Пирожки»
▪ Пальчиковая гимнастика «Чебурек»
▪ Упражнение на дыхание «Каша кипит»
▪ Упражнение на развитие мимики
«Конфета», «Горячий чай»
▪ Коммуникативная игра «Пирожки»
▪ Фопедическое упражнение «Голоса
вьюги весной»
▪ Пальчиковая гимнастика «Веселый
художник»
▪ Песня «Травка-муравка»
▪ Артикуляционная гимнастика «Белка
шишку грызет»
▪ Упражнение на развитие координации
«Клен»
▪ Коммуникативный танец –игра
«Перекрестный танец»
34
Май
1
В лесу
весной
(Весна.
Животный
мир)
1
Паровозик
из
Ромашково
(Виды
транспорта)
1
Очумелые
ручки
(Профессии
на
транспорте)
1
На парад
идут
солдаты
▪ Фонопедическое упражнение «В лесу
весной»
▪ Песня «Целебные звуки»
▪ Упражнение на развитие координации
«Солнышко»
▪ Пальчиковая сказка «Рукавичка»
▪ Упражнение на развитие мимики
«Лиса»
▪ Артикуляционная гимнастика «Белка
шишку грызет»
▪ Коммуникативная двигательная игра
«Тамди-песенка»
▪ Фонопедическое упражнение «Паровоз
привез нас лес»
▪ Песня «Мчится паровоз»
▪ Пальчиковая игра «Веселится детвора»
▪ Упражнение на развитие координации
«Самолет»
▪ Упражнение на развитие координации
«Теплоход»
▪ Упражнение на развитие координации
«На шоссе»
▪ Дыхательная гимнастика «Насос»
▪ Фонопедическое упражнение
«Космонавт» (Ракета), «Ракета
приземлилась»
▪ Упражнение на развитие общей
моторики и координации «Ракета»
▪ Логопедическая распевка «Песенка
шофера» (Грузовик)
▪ Упражнение на развитие координации
«Летчик»
▪ Пальчиковая гимнастика «Пилоты»
▪ Упражнение на развитие координации
«На шоссе»
▪ Дыхательная гимнастика «Насос»
▪ Фонопедическое упражнение «Салют»
▪ Игра на развитие ритма (на
м/инструментах) «Азбука Морзе.
35
(День
Победы)
1
Приключен
ия
Буратино
(Школа)
1
Вот какие
мы
большие!
(Итоговое)
Радист» (Ритмическое эхо)
▪ Пальчиковая гимнастика «Аты-баты»
▪ Артикуляционная гимнастика «Парад»
▪ Речевая игра «Барабанщик»
▪ Упражнение на развитие координации
«Самолет»
▪ Фонопедическая гимнастика «Буратино
на уроке»
▪ Пальчиковая гимнастика «В школу
скоро я пойду»
▪ Пение «До свиданья, сад!»
▪ Речевая игра «Эхо»
▪ Упражнение на развитие координации
движений «Раз-два»
▪ Коммуникативный танец-игра
«Веселые дети»
▪ Песня «Музыка, здравствуй»
▪ Пальчиковая гимнастика «Наша
группа»
▪ Комплекс артикуляционной
гимнастики «Котик Рыжик в детском
саду»
▪ Речевая игра «Эхо»
▪ Упражнение на развитие мелкой
моторики и ритма «Упражнение с
деревянными палочками»
▪ Коммуникативный танец-игра
«Веселые дети»
36
Мониторинг усвоения программы
Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования
состояния слухового внимания детей, умения ориентироваться в пространстве,
общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики
учитываются
при
составлении
планов
логоритмических
занятий,
индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце
учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых
психических функций детей в процессе логоритмических занятий.
Диагностика неречевых психических функций проводится по методике
Серебряковой Н.В., Соломахе Л.С..
Критерии:
Слуховое внимание:
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала:
бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную
игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) –
впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве:
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу,
впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики:
Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных
движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям.
Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
• силу движений,
• точность движений,
• темп движений,
• координацию движений,
• переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики:
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами –
коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру
«Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в
37
пальчиковую игру «Мы капусту рубим, рубим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.
• «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 –
3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
• Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
• Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее
– наоборот. По 1 баллу.
Тест на слухоречевую память – игра «Попугай»
Ребенку предлагают превратиться в попугайчика.
Попугай, попугай,
Все за мною повторяй.
Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и
повторить.
• Для детей 3 - 4 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка,
зима, колобок).
• 4 - 5 лет – из 7 слов (кукла, Чебурашка, медведь, собака, осень, дерево,
круг).
Тест на двигательную память – игра «Обезьянка»
Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких
движений.
Обезьянкой быть хочу,
Что покажешь, повторю.
- Детям 3 - 4 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки
в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед).
- 4 -5 лет – серия из 7 (те же движения, а также присесть, встать прямо,
опустив руки).
Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу.
Уровни освоения программы:
• Высокий уровень – дети правильно выполняют все задания, не
испытывают затруднений, воспроизводят максимальное количество слов и
движений.
• Средний уровень – дети испытывают незначительные затруднения при
выполнении заданий, иногда прибегают к помощи взрослого, объем
запоминаемого материала снижен.
• Низкий уровень – при выполнении заданий дети прибегают к помощи
взрослого, допускают значительные ошибки.
38
Группа №
Ф.И. Ребенка
№
Сводная таблица результатов обследования детей
Датаобследования:
Слуховое
Слухоречевая
Двигательная
Общая
моторика
внимание
память
память
Мелкая
моторика
сент
сент
май
сент
май
сент
май
сент
май
май
Ориентировка
в
пространстве
сент
май
39
III. Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность
методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Материально-техническое
Методическое обеспечение
обеспечение
1. Музыкальный инструмент - 1. Информационная и справочная
фортепиано, музыкальный центр, литература.
детские музыкальные инструменты,
маты, флажки, стулья, микрофон,
звукоусилительная
аппаратура,
колонки, шумовые игрушки
,массажные и резиновые мячики,
2. Соответствующая росту и возрасту 2. Методическая литература
детей мебель.
3. Наглядные пособия
3. Записи фонограмм детских песен,
классических
произведений
на
аудиокассетах и компакт-дисках.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:
1. Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение
детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В.
Филичевой и В. Чиркиной, М, 2003;
2. «Логопедическая ритмика» Г.А. Волковой, М, ВЛАДОС, 2002 ;
3. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей
работы в детском садике» Н.В. Нищевой, С-П, Детство-Пресс, 2014 г;
4. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для
детей дошкольного и младшего школьного возраста Бурениной А. И.,С-П,
Музыкальная палитра, 2012;
5. Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С.
В. Коноваленко;
6. Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и
картинках» Т. А. Куликовской;
7. «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» Методическое пособие
по интеллектуально - творческому развитию детей 2—7 лет, М. И. Родина, С-П,
Музыкальная палитра, 2014;
8. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия. Учебно-методическое пособие
по централизованной деятельности, С-П, Музыкальная палитра, 2009;
9. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4
40
лет. М., «ТЦ фера», 2010г.
10. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5
лет. М., «ТЦ !фера», 2010 Юг
11. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6
лет. М., «ТЦ !фера», 2010 Юг
12. Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М.,
«Скрипторий», 013г.
13. Судакова Е.А. Логопедические музыкально - игровые упражнения для
дошкольников. С-П.,Детство-пресс, 2013г.
14. И.Каплунова, И. Новоскольцева «Умные пальчики».С-П., Невская
нота,2009 г.
15. «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б.
Егорова, М, ИНКА-ПРЕСС, 2000;
16. Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика
для детей».
17. Князева О.Л. Программа «Я-Ты-Мы». М., «Мозаика -Синтез», 2003г.
18. Шаманская Л.Н. Путешествие по сказкам. М., «ТЦ-Сфера», 2010г.
19. Картушина М.Ю. Забавы для малышей. М., «ТЦ-Сфера», 2006г.
20. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. СПб.,
«Музыкальная палитра», 2004г.
21. Тютюнникова
Т.
Э.
«Элементарное
музицирование
с
дошкольниками»,
журнал
Музыкальная
палитра»,
«Музыкальный
руководитель», 2004-2010г.
22. Дзюба
О.В.
Развитие
коммуникативной
компетентности
дошкольников с общим недоразвитием речи (автореферат МГГУ им. М.А.
Шолохова). М., 2009г.
41