Содержание I Целевой раздел 1.1 1.2 1.3 1.4 Пояснительная записка Цели и задачи реализации программы Принципы и подходы к реализации программы Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования Содержательный раздел Перспективное планирование Содержание программы Мониторинг усвоение программы Организационный раздел Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания II 2.1 2.2 2.3 III 3.1 3 6 7 8 12 13 37 40 1 I. Целевой раздел Пояснительная записка Правильная речь ребенка неотделима от его полноценного развития. Понимание речи окружающих, выражение собственных желаний и мыслей, общение с взрослыми и сверстниками - всѐ это является средством социализации личности, обогащает мышление ребенка, способствует его развитию. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению числа детей дошкольного возраста с крушениями речи, вызванными физиологическими несовершенствами и патологическими состояниями. И именно логоритмика является одним из самых доступных, интересных методов преодоления и профилактики этих нарушений в условиях дошкольных образовательных организаций. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировки в пространстве; расширять словарь детей и многое другое, сюда же относится и воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также - представлений об эстетической красоте родной речи. Логопедической ритмике, как учебно-воспитательной дисциплине, отведена значительная роль в воспитании дошкольников. Ещѐ в начале XX века было известно о неоспоримой пользе занятий ритмикой для людей с дефектами и задержкой развития речи, так как музыкально-ритмическое воздействие на детей проявляется в развитии и совершенствовании личности ребѐнка, его функциональных систем, а вместе с тем - и I развитии речи. Программа составлена с учетом связей образовательных областей: Познавательное развитие: занятия, наблюдения, беседы, игры. Социально - коммуникативное: овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми; используются дидактические, сюжетно - ролевые игры. Художественно - эстетическое развитие: используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, прибаутки, частушки, тексты песен), музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для релаксации, упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия. Физическое развитие: проводятся подвижные игры, упражнения для профилактики плоскостопия. Речевое: пополняется словарный запас, воспитывается звуковая культура речи. 2 Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным Образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, приказ № 1155 от 1 октября 2013 г.). Так же в соответствии со следующими нормативными документами: • Законом РФ «Об образовании», • Национальной доктриной образования в РФ, • Концепцией модернизации российского образования, • Концепцией дошкольного воспитания, • Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН2. БАЗИС ПРОГРАММЫ Программа базируется на основных положениях программ и методических пособий: • Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и В. Чиркиной; • «Логопедическая ритмика» Г.А. Волковой; • «Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы в детском саду» Н.В. Нищевой; • Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко; • Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А.Куликовской. • Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. М., «ТЦ Сфера», 2010г. • Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. М., «ТЦ Сфера», 20 Юг • Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М., «ТЦ Сфера», 201 Ог • Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М., «Скрипторий», 313г. 1) Судакова Е.А. Логопедические музыкально — игровые упражнения для дошкольников. С-П.,Детство-пресс, 2013 г. 2) И.Каплунова, И. Новоскольцева «Умные пальчики».С-П., Невская нота,2009 г. 3) Е.А. Поддубная. Музыкальные пальчиковые игры. Ростов на Дону, «Феникс», 2014 4) «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. 3 Егорова; Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей». Занятия логоритмикой представляют собой комплекс различных видов деятельности, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста методами ритмического и музыкально-эстетического воспитания. Ключевым моментом программы является музыка (музыкальная ритмика), с помощью которой смоделированы основные виды деятельности на занятиях: дыхательная гимнастика и музыка, гимнастика для артикуляционно-речевого аппарата и музыка, общая и мелкая моторика и музыка. Логоритмика же в целом включает в себя упражнения по двум направленностям: Музыкальные: • Ходьба в разных направлениях • Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции • Упражнения, развивающие мышечный тонус • Речевые упражнения без музыки • Музыкальные упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; • Музыкально-ритмические упражнения; • Музыкальные игры; • Логопедические распевки; • Пение и танцевальные элементы. Общие: • Ритмические упражнения • Упражнения на развитие мелкой моторики и пальчиковые игры. Структура занятий по программе отражает возрастные особенности детей, выделяя при этом три раздела: I раздел II раздел III раздел Возраст 3-4 года Возраст 4-5 лет Возраст 5-7 лет Каждый раздел соответствует 1 году обучения; вся программа рассчитана на 3¬-летний срок обучения. Занятия проводятся: 1 раз в неделю, их продолжительность по времени составляет 15 минут - для детей 1 года обучения, 20 - для детей 2 года обучения; и 2 раза в неделю по 25 минут - для детей 3 года обучения. Занятия проводятся в музыкальном зале. 4 Цели и задачи реализации программы Цель программы: Цель программы: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребѐнка посредством сочетания слова и движения. Задачи: Музыкальное развитие Речевое развитие • Развитие чувства ритма; • Развитие координации между • Развитие координации между словом словом и движением; (пением) и движением; • Развитие правильного дыхания; • Развитие координации при • Стимуляция речевого развития; • Развитие артикуляционно-речевого музыкальном движении; • Развитие и совершенствование аппарата; • Слухоречевое развитие; вокально-интонационных данных; • Формирование музыкально- • Систематизация «словаря» детей. • Формировать развитие функций и эстетических представлений ребѐнка; форм речи; Всестороннее развитие Физическое развитие • Развитие интеллекта; • Укрепление физической формы • Развитие слухового внимания; ребѐнка; • Развитие памяти и навыка • Овладение двигательными навыками; понимания смысла предлагаемых • Формировать у детей ощущение заданий; границ своего тела; • развитие умения контролировать свой • Формирование способности мышечный тонус преодолевать трудности; • Развивать тактильную • Развитие эмоциональной чувствительность, подвижность отзывчивости; пальчиков, кистей; • Развитие «творческого Я» ребѐнка; • Развивать навыки общения и взаимодействия детей в коллективе; 5 Принципы и подходы к реализации программы. В основе реализации Программы лежат культурно-исторический, деятельностный и личностный подходы к развитию ребенка. Программа сформирована в соответствии с принципами, определѐнными Федеральным государственным образовательным стандартом: 1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками и технологиями. 2. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц. 3. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. 4. Принцип учета уровня развития ребѐнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога). Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия. 5. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. 6. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности. 7. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка. Навыки и умения : Навыки и умения, развиваемые на 1-ом году обучения: Музыка и общая моторика. • Учиться осознавать границы своего тела в музыкально-ритмических и песенных играх. • Формировать навык регулирования своего мышечного тонуса (умение напрягаться и расслабляться) в упражнениях с элементами музыкальной гимнастики и в музыкальных играх-отождествлениях. Музыка и мелкая моторика. • Знать названия пальчиков, различать их, составлять элементарные пальчиковые • фигуры. 6 • Подпевать педагогу в заданном темпе, ритме; сочетать слово с музыкой и движениями пальчиков. • Учиться проводить ассоциативные связи с сюжетом, ритмом и характером музыкальных заданий. Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата. • Учиться выполнять музыкально-мимические упражнения, элементы гимнастики для языка и губ, подражая педагогу. • Стараться отражать темпо-ритмические особенности музыки в чѐтком и синхронном движении. Музыкальная гимнастика для дыхания. • Учиться контролировать силу и продолжительность вдоха и выдоха в дыхательной гимнастике, подражая педагогу. Развитие функций и форм речи (в пении, слушании, разъяснительных беседах к зданиям). • Развивать коммуникативную, инструктивную, когнитивную, регулятивную и номинативную функции речи; • Развивать умение общения в диалоге; Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками программы. К концу 1 года обучения дети должны уметь: • Уметь повторять за педагогом и отражать ритмичность движения в музыкально-образных играх и гимнастике. • Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу. Понимать сущность заданий; общаться в диалоге с педагогом. • Проявлять знание последовательности движений, слов (даже если это повтор за педагогом) в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения. Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой вместе с педагогом. Уметь произносить звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом. • Знать и выполнять пальчиковые фигуры, подражая педагогу; подчинять действия музыкальному и речевому ритму. • Уметь извлекать звук на музыкальных инструментах: бубны, погремушки; знать их названия и тембры. II. Навыки и умения, развиваемые на 2-ом году обучения. Музыка и общая моторика. • Учиться осознавать границы своего тела, выполняя элементы «самомассажа» в музыкально-ритмических и песенных формах. 7 • Формировать навык регулирования своего мышечного тонуса (умение напрягаться и расслабляться) в музыкальной гимнастике и музыкальных играхотождествлениях. Развитие функций и форм речи (в пении, слушании). • Развивать коммуникативную, регуляторную, инструктивную, когнитивную, номинативную функции речи; • Осваивать общение в диалоге. • Музыка и мелкая (тонкая) моторика. • Выполнять движения, составлять фигуры музыкально-пальчиковых игр по подсказке педагога; • Петь самостоятельно и выполнять движения, подражая педагогу; • Проводить ассоциативные связи при работе с пальчиковыми прописями; • Уверенно работать по пальчиковым прописям в заданном музыкой темпоритме. Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата. • Учиться выполнять музыкально-мимические упражнения, элементы гимнастики для языка и губ, подражая педагогу. • Стараться отражать темпоритмические особенности музыки в чѐтком и синхронном движении. Музыкальная гимнастика для дыхания. • Учиться контролировать силу и продолжительность вдоха и выдоха в дыхательной гимнастике, подражая педагогу. • Формировать навык сочетания элементов гимнастики для дыхания с произнесением звуков. • Развивать умение подчинять движение музыке. К концу 2 года обучения дети должны уметь: • Уметь правильно и ритмично выполнять движения в музыкальнообразных играх и гимнастике (по подсказке педагога). • Проводить ассоциативные связи между сюжетами игр и характером движений. Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу. Понимать суть заданий, общаться в диалогах с педагогом. • Проявлять знание последовательности движений, слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения. • Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой. • Уметь контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков, слогов, слов. • Знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими сказки, стихи и подчинять действия музыкальному и речевому ритму. 8 • Уметь извлекать звук из музыкальных и шумовых инструментов: погремушек, бубнов, гудочков и губных гармошек, знать их названия и тембры. • Освоить элементарные знания по работе на инструментах со звуковысотным рядом (ксилофон, металлофон, вибрафон и т.п.). Навыки и умения на 3 году обучения: Музыка и общая моторика. • Проявлять знание частей своего тела и координационную точность движений в музыкально-образных играх и элементах гимнастики. • Закреплять навык регулирования своего мышечного тонуса в музыкальных групповых играх и заданиях с элементами гимнастики. Музыка и мелкая моторика. • Выполнять музыкально-пальчиковые игры самостоятельно под музыку, учиться выполнять сложные пальчиковые фигуры. • Уверенно выполнять пальчиковую гимнастику в заданном темпоритме, проявлять знание названий пальцев и движений, связанных с ними. • Работать над иллюстрацией пальчиковыми фигурами известных сказок. Музыка и развитие артикуляционно-речевого аппарата. • Выполнять музыкально-игровую гимнастику для губ, языка, мимики самостоятельно, по очереди и синхронно в группе. • Менять темп, руководствуясь сменой частей музыкальногимнастического комплекса самостоятельно. Развитие функций и форм речи (в пении, слушании). • Развивать номинативную, когнитивную, регуляторную, коммуникативную, инструктивную функции речи; • Продолжать развитие общения в диалоге, осваивать монологичную речь. Музыкальная гимнастика для дыхания. • Выполнять элементы музыкально-дыхательной гимнастики: сидя, лѐжа, стоя. • Самостоятельно менять темп в смене упражнений, подчиняясь музыкальному ритму. • Сочетать дыхание с произнесением звуков, слогов, слов и элементами гимнастических упражнений. К концу 3-го года обучения дети должны уметь: • Уметь правильно и ритмично выполнять движения в музыкальнообразных играх гимнастике. • Проводить ассоциативные связи между сюжетами игр, характером музыки и характером движений. • Понимать смысл заданий, выполнять их. Общаться в диалогах и 9 излагать мысль в монологе. • Уметь сосредоточиться на выполнении конкретной задачи, помогать педагогу, выказывать желание действовать самостоятельно. • Проявлять знание последовательности движений, слов в каждом конкретном задании и подчинять этому свои движения. • Уметь расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой. • Уметь контролировать силу вдоха и выдоха, сочетать с произнесением звуков, слогов, слов. Сочетать с выполнением гимнастических фигур. • Знать и выполнять пальчиковые фигуры, иллюстрировать ими стихи и сказки, подчинять действия музыкальному и речевому ритму. • Уметь извлекать звук из погремушек, бубнов, гудочков, губных гармошек, ксилофона, барабана; знать их названия и тембры, задействовать их для развития губ, дыхания, общей и мелкой моторики. • Играть и импровизировать на инструментах. Возраст детей: программа ориентирована на детей в возрасте 3-4 лет. Сроки реализации программы: 1 год. Формы работы с детьми: групповые занятия с детьми в группе детского сада. Длительность занятий: составляет 15 минут. Периодичность проведения для детей 3-4 лет – 1 раз в неделю. Предполагаемые результаты по реализации программы: формирование навыков позитивной коммуникации, обогащение словарного запаса детей, развитие познавательной активности, познавательных процессов и самостоятельности, формирование основ самоконтроля. 10 II. Содержательный раздел Перспективное планирование логоритмических занятий № Месяц Название занятия занятия 1 Солнышко и дождик 2 Тучка Октябрь 3 Осенние листья 4 Осень в лесу 5 Репка 6 Осенние подарки Ноябрь 7 До свиданья, птицы! 8 Холодно! 9 Зима в лесу 10 Дед Мороз спешит на елку Декабрь 11 Украшаем елочку 12 Наступает Новый год 13 Новогодний праздник в лесу 14 Рукавичка Январь 15 Снеговик 16 Кошка и котята 17 Котята и щенок 18 У бабушки в гостях Февраль 19 Как снеговики солнце искали 20 Армейская карусель 21 Как цыплята солнце будили 22 Новая столовая Март В гости к нам пришли 23 матрешки 24 Весеннее солнышко 25 Весенняя капель 26 Прилетайте, птицы! Апрель 27 Весенний ручеек 28 Кораблик 29 Утренние лучи 30 Петушок и его семья Май 31 Колечко 32 Бобровый пруд 11 Содержание занятий по логоритмике Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений: • Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. • Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими. • Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков. Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки. • Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. • Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности. • Упражнения –чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание. • Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач. • Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз. • Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания. 12 • Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры. • Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана. • Театральные этюды. Очень часто у детей маловыразительная мимика, жестикуляция. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в детях чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями. • Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу. • Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры. 13 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (первый год обучения) № п/п Тема занятия 1 2 Солнышко дождик Тучка 3 Осенние листья 4 Осень в лесу Задачи ▪ Формирование динамической и координации движения рук. ▪ Развитие речевого дыхания. ▪ Развивать фонематическое восприятие. ▪ Развитие темпо-ритмической организации речи. ▪ Развитие ритмической выразительности. ▪ Стимулирование двигательных умений и навыков. Содержание • Пальчиковая игра «Прогулка» • Двигательное упражнение «Ноги и ножки» • Игра «Прогулка и дождик» • Упражнение на развитие дыхания «К солнышку» • Пальчиковая игра «Дружба» • Ритмическая игра «Капли» • Шумовой оркестр • Игра «Прогулка и дождик» • Ритмическая игра «Прощание с дождем» • Пальчиковая игра «Прогулка» • Массаж «Дождик» • Упражнение «Лужа» • Ритмическая игра «Падают листья» • Двигательные упражнения «Осенние ▪ Обучать приемам массажа. ▪ Развитие эмоциональной выразительности. листочки» ▪ Формировать правильную осанку, • Упражнение «Грибы большие и маленькие» походку. • Пальчиковая игра «Осенний букет» • Танец-игра с листьями ▪ Развитие чувства ритма. • Двигательные упражнения «Мы ногами – топ▪ Развивать координацию движений и топ-топ» 15 моторных функций. ▪ Формировать представления. • Динамическая пауза «Ветер» пространственные • Шумовой оркестр • Упражнение на развитие чувства ритма «Прогулка» • Танец-игра с листьями • Пальчиковая игра «Осенний букет» 5 ▪ Формирование динамической координации движения рук. ▪ Развитие речевого дыхания. ▪ Развивать фонематическое восприятие. Репка • Пальчиковая игра «Дом и ворота» • Закличка «Дождик» • «Огородный хоровод» • Массаж пальцев «Этот пальчик» • Ритмическая игра «Кто как идет» • Ритмическая игра «Жили мыши на квартире» • Двигательное упражнение «Репка» • Упражнение 6 Осенние подарки 7 До на развитие чувства темпа «Поезд» ▪ Развитие темпо-ритмической • Пальчиковая игра «Паучок» • Пальчиковая игра «Осенний букет» организации речи. ▪ Развитие ритмической • Двигательные упражнения «Мишки» • Массаж «Грибной дождик» выразительности, слуха. ▪ Стимулирование двигательных умений • Упражнение «Грибы большие и маленькие» • Игра «Маленький ежик» и навыков. • Упражнение на развитие динамического и ритмического слуха «Поезд» свиданья, ▪ Формирование динамической • Танец «Веселые сапожки» 16 птицы! координации движения рук. ▪ Развитие речевого дыхания. ▪ Развивать фонематическое восприятие. • Физкультминутка «Клен» • Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» • Двигательные упражнения «Перелетные птицы» • Игра «Птички» • Пальчиковая игра «Птички» 8 9 10 Холодно! ▪ Развитие темпо-ритмической организации речи. ▪ Развитие ритмической выразительности. ▪ Стимулирование двигательных умений и навыков. • Физкультминутка «Мы шагаем по сугробам» • Ритмическое упражнение «Снежинки» • Упражнение на развитие чувства ритма «Падают снежинки» • Упражнение «Снег-снежок» • Пальчиковая игра-массаж мальчик» «Пальчик – Зима в лесу ▪ Развитие речевого дыхания. ▪ Развивать переключаемость артикуляционного аппарата. ▪ Расширение активного и пассивного словаря. • Физкультминутка «Метель» • «Зимняя игра» • Ритмическое упражнение «Снежок» • Ритмическая игра «Следы зверей» • Упражнение на развитие дыхания «Волки» • Игра «Догонялки» • Пальчиковая игра «Пальчик-мальчик» Дед Мороз спешит на елку ▪ Формирование динамической координации движения рук. ▪ Развитие речевого дыхания. ▪ Развивать фонематическое восприятие. • Упражнение на развитие дыхания «Вьюга» • Физкультминутка «Дед Мороз» • Ритмическое упражнение «Снежинки» • Игра «Снежинки и Дед Мороз» 17 • Закличка «Морозушка – Мороз» • «Зимняя игра» 11 12 Украшаем елочку Наступает год ▪ Развитие динамического слуха. ▪ Развитие мелкой моторики. ▪ Укрепление костно-мышечного аппарата. ▪ Развитие воображения. ▪ Развивать подвижность, переключать Новый артикуляционного аппарата. ▪ Формирование грамматического строя речи. 13 Новогодний праздник в лесу ▪ Развитие эмоциональной сферы, воображения. ▪ Развитие динамической и статистической координации общих движений. ▪ Расширение активного и пассивного словаря. 14 Рукавичка ▪ Развитие статистической динамической координации • Физкультминутка «Наша елка» • Аппликация «Бусы повесили» • Дидактическая играна развитие динамического слуха «Колокольчики звенят» • «Танец с фонариками» • Пальчиковая игра «Наряжаем елку» • Закличка «Морозушка – Мороз» • Пальчиковая игра «Наряжаем елку» • Игра «Ритмическое эхо» • Ритмическое упражнение «Зажигаем огоньки» • Танец кукол • Игра «Прятки» • Игра «Колпачок» • Пальчиковая игра «Наряжаем елку» • Пьеса «На машине» • Ритмическая игра «Следы» • Стихотворение «Дед Мороз» • Двигательные упражнения «Лесные гости» • Игра «Заморожу» • Закличка «Морозушка – Мороз» и • Потешка общих • Ритмическая игра «Зайка» 18 движений. ▪ Расширение активного и пассивного словаря. ▪ Формирование правильной осанки. 15 Снеговик ▪ Развитие чувства ритма. ▪ Закрепление навыков массажа. ▪ Развитие зрительного восприятия. • Танец «Снежок» • Игра «Зайцы и волк» • Танец мишек • Потешка • Игра «Метелица» • Массаж «Снеговик» • Физкультминутка «Попляшите» • Игра на развитие чувства ритма «Снеговики и снежинки» Кошка и котята ▪ Развитие слуха. ▪ Закрепление навыков массажа. ▪ Развитие зрительного восприятия. 17 Котята и щенок ▪ Развивать тонкие движения пальцев рук. ▪ Развивать переключаемость движений. ▪ Развивать зрительное восприятие и внимание. 18 У бабушки в гостях ▪ Формирование восприятия отношений между предметами в пространстве. 16 • Пальчиковая игра «Расскажу про кошку» • Дидактическая игра на развитие слуха «Кошка и котенок» • Массаж тела «Заболела кисонька» • Ритмическая игра «Цапки» • Игра «Киса и мыши» • Пальчиковая игра «Расскажу про кошку» • Потешка • Игра «Киса и мыши» • Игра с собачкой • Ритмическая игра «Котенок и щенок» • Потешка «Кисонька-мурысонька» • Двигательные упражнения «В гости бабушке» 19 к ▪ Формирование двигательных умений. ▪ Развитие слухового внимания и памяти. • Пальчиковая игра «Бабушка и внучок» • Ритмическое упражнение «Ладушки- ладошки» • Игра «Щенок Митрошка» • Пальчиковая игра «Расскажу про кошку» • Ритмическая игра «Оркестр» • Игра «Киса и мыши» • Пестушка «Хамочек» 19 ▪ Развитие динамического слуха. Как снеговики ▪ Развитие мелкой моторики. солнце искали ▪ Укрепление костно-мышечного аппарата. • Потешка • Массаж «Снеговик» • Физкультминутка «Снежная баба» • Ритмическая игра «Шагают снеговики» • Ритмическое упражнение «В лесу» • Игра «Ритмическое эхо» • Двигательное упражнение • Игра «Зайка» 20 ▪ Развитие эмоциональной сферы, воображения. ▪ Развитие динамической и Армейская карусель статистической координации общих движений. ▪ Расширение активного и пассивного словаря. • Упражнение «Машины» • Физкультминутка «Эй, лошадка» • «Игра с лошадкой» • Упражнение на развитие дыхания «Гудок» • Пальчиковая игра «Капитан» • Стихотворение «Самолет» • Игра «Космонавты» • Аппликация «Флажок» 20 • Упражнение 21 ▪ Развитие чувства ритма. Как цыплята солнце ▪ Развитие динамического слуха. будили ▪ Закрепление навыков самомассажа. ▪ Закрепление навыков самомассажа. ▪ Развитие артикуляционной моторики. ▪ Ориентировка в пространстве. 22 Новая столовая 23 ▪ Развивать тонкие движения пальцев рук. В гости к нам ▪ Развивать переключаемость движений. пришли матрешки ▪ Развивать зрительное восприятие и внимание. 24 Весеннее солнышко ▪ Развитие воображения. эмоциональной на развитие чувства ритма «Цыплята» • Пальчиковый массаж «Сорока» • Двигательные упражнения «Зайчик» • Ритмическая игра «Сапожки» • Дидактическая игра на развитие динамического слуха «Тихие и громкие звоночки» • Закличка «Солнышки» • Пальчиковая игра «Мама» • Ритмическая игра «Письмо на снегу» • Музыкально-ритмическая игра «Строители» • Танец-игра «Вороны» • Массаж пальцев «Воробьи» • Игра «Ритмическое эхо» • Самомассаж «Сорока» • Игра «Скворушки» • Игра «Бубен» • Игра «Карусель» • Игра «Матрешки и мышки» • Танец «Мы – матрешечки» • Пестушка «Хамочек» сферы, • Упражнение «Солнышко» • Игра на развитие мимических движений 21 ▪ Развитие динамической и статистической координации общих движений. ▪ Расширение активного и пассивного словаря. «Солнышко» • Игра «Солнышко» • Двигательные упражнения «Солнечные зайчики» • Ритмическая игра «Сосульки» • Игра «Щенок Митрошка» • Пьеса «Ну-ка, веселее!» • Игра «Скворушка» • Пальчиковая игра «Большие и маленькие» • Упражнение 25 26 Весенняя капель ▪ Формирование восприятия отношений между предметами в пространстве. ▪ Формирование двигательных умений. ▪ Развитие слухового внимания и памяти. ▪ Развивать тонкие движения пальцев рук. Прилетайте, птицы! ▪ Развивать переключаемость движений. ▪ Развивать зрительное восприятие и внимание. на растяжение мышц «Потягушки» • Детская пестушка • Закличка «Солнышко» • Ритмическая игра «Капель» • Игра «Воробей» • Игра «Я бегу, бегу, бегу» • Игра «Я бегу, бегу, бегу» • Музыкально-дидактическая игра «Колокольчик» • Игра-массаж ног «Строители» • Игра «Скворушки» • Игра «Замри» • Массаж пальцев «Воробьи» • Пальчиковая игра «Ладушки» 22 27 ▪ Развитие эмоциональной сферы, • Ритмическая игра «Барабан» • Игра «Ежик и мыши» воображения. ▪ Развитие динамической и • Ритмическая игра «Белочка» Музыкально-дидактическая игра на статистической координации общих • развитие слуха «Лесная прогулка» движений. ▪ Расширение активного и пассивного • Игра «Вышел Мишка на лужок» • Пальчиковая игра «Ладушки» словаря. Весенний ручеек • Упражнение «Цыплята» • Упражнение «Плавный подъем рук» • Ритмическая игра «Лягушки» • Игра «Ну-ка, зайка» • Закличка «Солнышко» • Дыхательное упражнение «Ветер» • Игра «Корабль пришел» Кораблик ▪ Формирование восприятия отношений между предметами в пространстве. ▪ Формирование двигательных умений. ▪ Развитие слухового внимания и памяти. 29 Утренние лучи • Ритмическая игра «Курочки» • Пальчиковая игра «Цветы» ▪ Развитие речевого дыхания. ▪ Ориентировка в схеме собственного • Дыхательное упражнение с цветами • Пестушка «Хамочек» тела. ▪ Развитие мимических мышц, • Упражнение «Потягушки» • Массаж тела «Умывание» эмоциональной сферы. • Пальчиковая игра «Ладушки» 30 Петушок семья 28 и его ▪ Развивать тонкие движения пальцев • Потешка «Петушок» рук. • Двигательн ▪ Развивать переключаемость движений. ое упражнение семья» «Петушиная 23 ▪ Развивать зрительное восприятие и • Игра «Куры и петух» внимание. • Ритмическая игра «Курочки» • Упражнение «Цыплята» • Игра «Курочка, цыплята и кошки» • Стихотворение «Храбрый цыпленок» • Ритмическая игра «Кто как ходит» 31 32 Колечко Бобровый пруд ▪ Формирование восприятия отношений между предметами в пространстве. ▪ Формирование двигательных умений. ▪ Развитие слухового внимания и памяти. • Упражнение «Мы посадим все цветы» • Танец с цветами • Упражнение для пальцев «Колечко» • Пальчиковая игра «Коготки» • Физкультминутка «Гуси на прогулке» • Ритмическая игра «Индюк и овечка» ▪ Развитие внимания. ▪ Развитие равновесия. ▪ Развивать координацию движений. • Двигательное упражнение «Олень» • Пальчиковая игра «Цветок» • Игра «Жуки» • Игра «Ритмическое эхо» • Пальчиковая игра «Ерши» • Ритмическая игра «На пруду» • Упражнение на равновесие «Аист» • Упражнение на развитие внимания «Аист» 24 2 Тема занятий Ритмика, моторика, подвижные игры,музыка для разминки Гимнастика 1 .Артикуляционная гимнастика год обучения Примерный материал Осень Спортивный марш, И.И.Дунаевский; «Трик-трак», И.Штраус, музыка из мультфильма «Огуречик», «Яблочко», Е., С. Железновы в сб.«Азбукапотешка». «Звери» - в сб. «Логопедические распевки», Л.Гаврищева, Н.Нищева. «Медвежонок», в сб. «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ», Н.Микляева, О.Родионова, Ю.Полозова «Лошадка», «Покажите зубки», «Логоритмика», Г.А.Волкова. в кн. № 1 из «Комплекса дыхательной гимнастики для 2. Гимнастика для дыхания дошкольников», О.П. Главтузова. «Гимнастика для дыхания - в положении сидя», А.Стрельникова. Мелкая моторика «Сорока-ворона», народная потешка в сб. «Ладушки», О.Крупенчук. «Играем на дудочке», народная попевка; «Снежинки-пушинки», - в сб. «Логоритмика в детском саду», М.Гоголева. «Сортируем пуговки», из сб.«300 3минутных игр для детей», Д.Силберг. Озвучивание сказок, игра «Зима в лесу» - народная сказка, сб. «Сказочкина музыкальных шумелки», Е., С. Железновы. инструментах «Дождик», обр. Ю.Слонова в сб. «Музыка в детском саду: старшая группа», Н.Ветлугина, И.Дзержинская, Л.Комиссарова. Музыка для слушания и «Шутка» из Сюиты B-dur, И.С.Бах. «Прогулка», творческих заданий М.Мусоргский. «Колыбельная» в сб. «Ав-ав и Мяу-мяу», Е.,С.Железновы. «На тройке» «Времена года», П.Чайковский, и др. «Калинка», «Коробейники» - народные плясовые мелодии. Весна Ритмика, моторика, «Сосульки» - народная игра-потешка, «Котятки», подвижные игры О.Салдина. «Ножки и ладошки», «Солдатик» - в сб. «Речь и моторика», Ю.Соколова. 25 Гимнастика 1 .Артикуляционная гимнастика «Озорные бровки», «Надуваем щѐчки» в сб. «Логоритмика», О.Новиковская. «Часики», «Трубочка», в кн. «Логоритмика», Г.А.Волкова. №3 из «Комплекса дыхательной гимнастики для дошкольников», О.П. Главтузова. «Гимнастика для положении сидя», А.Стрельникова. дыхания в 2. Гимнастика для дыхания Мелкая моторика Игры - шнуровки (М.Монтессори). Пальчиковая гимнастика, игры: «Избушка», «Осьминог», - в сб. «Мелкая моторика: гимнастика для пальчиков», Т.Ткаченко. «Весѐлые гуси» народная попевка, в сб. «Логоритмика», О.Новиковская. «Два барана» - народная сказка. Озвучивание сказок, игра «Пришла весна» в сб. «Сказочки-шумелки», Е., С. на музыкальных Железновы. «Бубен и погремушка», сб. «Музыка в инструментах детском саду: старшая группа», Н.Ветлугина, И.Дзержинская, Л.Комиссарова. Музыка для слушания и «Куй, куй, ковалѐк», в сб.«Азбука-потешка» творческих заданий С.Железнов. «Приди, весна, скорее», В.А.Моцарт. «Смелый наездник», Р.Шуман. «Танец эльфов»», Э.Григ. «Птичий двор», М.Мусоргский. «Ой, лопнул обруч», «Рябина» - народные мелодии. Лето Ритмика, моторика, «Танец червяков», - в сб. «Аэробика для подвижные игры малышей», Е., С. Железновы. «Кот и мышь», в сб. «Логоритмика», О.Новиковская. «Кружиськружись» - «Весѐлые уроки», Е., С. Железновы. Гимнастика «Лошадка», «Куколка», в сб. «Логоритмика», Г.А.Волкова. 1 .Артикуляционная гимнастика «Медвежонок», в сб. «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ», Н.Микляева, О.Родионова, Ю.Полозова №4 из «Комплекса дыхательной гимнастики для 26 2. Гимнастика для дыхания дошкольников», О.П. Главтузова. «Гимнастика для дыхания в положении сидя», А.Стрельникова. Мелкая моторика Упражнения с мозаикой: «Солнышко», в кн. «Когда ребѐнок сводит вас с ума», Ле Шан. Пальчиковая гимнастика: «Апельсин», в сб. «Песенки и игры с пальчиками», Е.и С.Железновы. «Посчитаем пальчики», «Раз-два-три» - народные игры-потешки. Озвучивание сказок, игра «Лисичка-сестричка и скалочка» - народные на музыкальных сказки; инструментах «День рождения», сб. «Сказочки-шумелки», Е., С. Железновы. «Дождик», югославская народная мелодия, в сб. «Логоритмика», О.Новиковская. Музыка для слушания и «Шопен», «Кьярина», Р.Шуман; народные творческих заданий мелодии - «Я на горку шла...» и др.; «Из глубин души взываю к тебе, Господь», И.С. Бах; «Вальс цветов», Симфония №5,1ч., П.Чайковский; «Мельник и ручей», Ф.Шуберт. Месяц Количество занятий Тема Октябрь 1 В гостях у лесовичка (Деревья и кустарники) 1 В траве сидел кузнечик. 3 год обучения Программное содержание ▪ Песня-игра «Листочки» ▪ Двигательные упражнения «Прогулка в лес» ▪ Пальчиковая гимнастика «Деревце» ▪ Игра «Деревья» ▪ Упражнение для передачи ритмического рисунка ▪ Артикуляционная гимнастика (по плану логопеда) ▪ Коммуникативный танец-игра «Поиграем веселей» ▪ Дыхательное упражнение «Ветерок (f,mf,p)» ▪ Фонопедическое упражнение «Муха» ▪ Песни «Комар», «Жуки» ▪ Артикуляционная гимнастика 27 1 1 Ноябрь 1 (Насекомые «Муравьи» ) ▪ Пальчиковая гимнастика «Кокон» ▪ Дыхательная гимнастика «Поймаем бабочку» ▪ Упражнение на развитие общей моторики «В полюшке за бугром» ▪ Коммуникативный танец-игра «Поиграем веселей» Лесной ▪ Фонопедическое упражнение «Эхо» магазин. (Вопрос-ответ) ▪ Упражнение на развитие координации (Грибы. «По ягоды» Ягоды) ▪ Упражнение на развитие мимики «Малиновое и клюквенное варенье» ▪ Пальчиковая игра «Грибочки» ▪ Артикуляционная гимнастика «Веселые слоги» ▪ Песня «Загадка» ▪ Коммуникативная игра-танец «Веселые пары» ▪ Фонопедическое упражнение Осеннее «Погреемся» настроение ▪ Песня-игра «Листочки» (Осень) ▪ Пальчиковая гимнастика «Осень» ▪ Логопедическая распевка «Кормушка» ▪ Коммуникативная игра «Туча» ▪ Ритмическая игра «Капли» ▪ Упражнение на дыхание «Дует, дует, ветерок» (по плану логопеда) ▪ Пение «Гимн ноябрю» Спор ▪ Упражнение на развитие общей овощей моторики «На огороде» (Овощи) ▪ Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды…» ▪ Коммуникативная игра «Пирожки» ▪ Ритмическое упражнение «Повтори, дружок за мной» ▪ Упражнение на развитие координации речи с движением «Грядка» 28 Декабрь 1 Фруктовое лукошко (Фрукты) 1 Рассказ лягушкипутешестве нницы (Перелетны е птицы) 1 В мире животных (Дикие животные) 1 У бабушки в деревне (Домашние животные) ▪ Массаж «Капуста» ▪ Пение «Груша» ▪ Упражнение на развитие мимики «Лимон», «Яблочное повидло» ▪ Пальчиковая гимнастика «Апельсин» ▪ Упражнение на развитие общих речевых навыков, координации речи и движения, развития мелкой моторики «Садовник» ▪ Хороводная игра «Яблоня» ▪ Коммуникативный танец-игра «Веселые пары» ▪ Упражнение на развитие общей моторики «Журавль» ▪ Песня «Лягушки и журавлики» ▪ Артикуляционная гимнастика по плану логопеда. ▪ Упражнение на развитие координации и правильного дыхания «Журавли учатся летать» ▪ Коммуникативная игра-танец «Веселые пары» ▪ Пальчиковая гимнастика «Птичка» ▪ Логопедическая распевка «Звери» ▪ Песня «Ежик» ▪ Упражнение на развитие общей моторики «Про медведя» ▪ Чистоговорка с массажем «Кенгуру» ▪ Пальчиковая сказка «Рукавичка» ▪ Упражнение на развитие мимики и звукоподражания «Зоопарк» ▪ Арт.гимнастика «Обезьяны» ▪ Фонопедическое упражнение «Корова» ▪ Логопедическая распевка «Корова», «Конь» ▪ Упражнение на развитие мелкой моторики «Дудочка» ▪ Песня «Котенок» ▪ Арт.гимнастика «Собака» 29 1 1 1 Январь 1 ▪ Упр.на дикцию и мелк.моторику «Котцарапка» Петушок – ▪ Фонопедическое упражнение «Петушок» золотой ▪ Логопедическая распевка «Утки», гребешок «Петух» (Домашние ▪ Песня «Гуси» птицы) ▪ Пальчиковая гимнастика «Кря-кря» (по плану логопеда) ▪ Игра на развитие творческих способностей и воспитания выдержки «Гусь» ▪ Упражнение -игра на развитие речевого дыхания «Куры, гуси» ▪ Фонопедическое упражнение «Метель» Снеговик ▪ Песня «Елка» принес ▪ Речевая игра с движением «Снеговик» письмо ▪ Упражнение на развитие (Зима) выразительности речи, мимики и движений «Снеговички и сосульки» ▪ Упражнение на развитие координации и ритма «Зима» ▪ Игра «Зимняя пляска» ▪ Комплекс дых.упр. «Погреемся» Приключен ▪ Фонопедическое упражнение «Метель» ▪ Логопедическая распевка «Ворона», ия вороны «Воробьишка» (Зимующие ▪ Упражнение на развитие ритма птицы) «Воробьи, воробышки» ▪ Игра «Зимняя пляска» ▪ Пальчиковая гимнастика «Пой-ка, подпевай-ка» ▪ Коммуникативный танец-игра «Веселые дети» ▪ Упражнение на дыхание «Ворона» Зимние ▪ Фонопедическое упражнение «На забавы коньках» ▪ Речевая игра «Ты, мороз» (Зимние развлечения ▪ Упражнение на развитие общей 30 моторики «Игра в снежки» ▪ Артикуляционная гимнастика «Катание на санках» ▪ Упражнение на развитие координации и ритма «Зима» ▪ Комплекс дыхательных упражнений «Погреемся» В доме ▪ Логопедическая распевка «Доброе моем утро» ▪ Песня «Мы в городе родились» (Семья) ▪ Пальчиковая гимнастика «Семья» ▪ Артикуляционная гимнастика по плану логопеда ▪ Упражнение на развитие координации, общей моторики «Мы на лыжах в лес идем» ▪ Коммуникативный танец-игра «Семейный вальс» Край ▪ Фонопедическое упражнение «Глобус» родной. ▪ Песня «Родной край» (Россия. ▪ Упражнение на развитие координации Наш край) «Береза» ▪ Артикуляционная гимнастика по плану логопеда ▪ Пальчиковая гимнастика «Здравствуй» ▪ Упражнение на развитие координации, общей моторики «Мы на лыжах в лес идем» ▪ Коммуникативная игра «Здравствуй, друг» ▪ Фонопедическая игра «Строим дом» Дом в котором мы ▪ Песня «Мы в городе родились» ▪ Пальчиковая игра «Песочный дом» живем ▪ Ритмическая игра «Молоток» (Дом. ▪ Артикуляционная гимнастика задание) «Маляры» ▪ Упражнение на развитие общей и мелкой моторики «Теремок» ▪ Коммуникативная игра «Ворота» ) 1 1 Февраль 1 31 Март 1 Новоселье (Мебель) 1 У меня зазвонил телефон (Электропр иборы) 1 Защитники Отечества (23 февраля) 1 Марья- ▪ Логопедическая распевка «Стул» ▪ Песня «Ночь прошла» ▪ Пальчиковая гимнастика «Наша квартира» ▪ Артикуляционная гимнастика по плану логопеда ▪ Упражнение на развитие общей и мелкой моторики «Теремок» ▪ Коммуникативный танец-игра «Веселые дети» ▪ Коммуникативная игра «Улыбнуться не забудь» ▪ Коммуникативная игра «Провода» (по плану логопеда) ▪ Логопедическая распевка «Девочки и мальчики» ▪ Пальчиковая гимнастика «Телефон» (по плану логопеда) ▪ Игра на развитие ритма (на м/инструментах) «Азбука Морзе. Радист» (Ритмическое эхо) ▪ Артикуляционная гимнастика «Веселые слоги» ▪ Упражнение на развитие общей и мелкой моторики «Электрическая швейная машина» ▪ Игра на расслабление «Пылесос и пылинки» ▪ Фонопедическое упражнение «Салют» ▪ Песня «Гимн февралю» ▪ Игра «Оловянный солдатик» ▪ Игра на развитие ритма (на м/инструментах) «Азбука Морзе. Радист» (Ритмическое эхо) ▪ Пальчиковая гимнастика «Аты-баты» ▪ Речевая игра «Барабанщик» ▪ Упражнение на развитие координации «Самолет» ▪ Логопедическая распевка «Платье», 32 искусница (Одежда) «Брюки» ▪ Упражнение на развитие общей и мелкой моторики «Электрическая швейная машина» ▪ Пальчиковая гимнастика «Здравствуй» ▪ Арт. гимнастика «Веселые слоги» ▪ Ритмическое упражнение «Повтори, дружок за мной» ▪ Ком.танец –игра «Перекрестный танец» 1 Как Зайчонок маму искал (8 марта) 1 Обувной магазин (Обувь) 1 Волшебная шляпа (Головные уборы) ▪ Логопедическая распевка «Мамочка» ▪ Песня «Ночь прошла» ▪ Артикуляционная гимнастика «Обиделась мама» ▪ Игра « С любовью к маме» ▪ Коммуникативная игра «Пирожки» ▪ Упражнение-игра «Ходьба на носках и пятках» ▪ Ком.танец –игра «Перекрестный танец» ▪ Двигательные упражнения «Сапожная мастерская» («нитка с иголкой», «молоточки», «чистка») по плану логопеда ▪ Логопедическая распевка «Ботинки», «Тапки» ▪ Упражнение на развитие мимики («Новые туфли», «Ботинки порвались», «Грязные башмаки») по плану логопеда ▪ Упр.на коррекцию речи и движения «Башмачок» ▪ Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки» ▪ Коммуникативный танец-игра «Сапожники» ▪ Песня «Музыка, здравствуй» ▪ Двигательная игра «Нитка с иголкой» (разные виды «швов»: ходьба «змейкой», поскоки, галоп) по плану логопеда 33 Апрель 1 Федорино горе (Посуда) 1 Как Незнайка ходил в магазин (Продукты питания) 1 О чем плачет сосулька (Весна. Растительн ый мир) ▪ Упражнение на развитие общей и мелкой моторики «Электрическая швейная машина» ▪ Пальчиковая гимнастика «Головные уборы» по плану логопеда ▪ Арт. гимнастика «Веселые слоги» ▪ Коммуникативный танец –игра «Перекрестный танец» ▪ Фонопед.упр. «Чайник» ▪ Логопедическая распевка «Тарелка», «Чашка» ▪ Упражнение на развитие творческого воображения, общих речевых навыков «Чайник» ▪ Пальчиковая гимнастика «Посуда» по плану логопеда ▪ Речевая игра с муз.инструментами «Кухонный оркестр» ▪ Коммуникативная двигательная игра «Тамди-песенка» ▪ Логопедическая распевка «Каша» ▪ Артикуляционная гимнастика «Пирожки» ▪ Пальчиковая гимнастика «Чебурек» ▪ Упражнение на дыхание «Каша кипит» ▪ Упражнение на развитие мимики «Конфета», «Горячий чай» ▪ Коммуникативная игра «Пирожки» ▪ Фопедическое упражнение «Голоса вьюги весной» ▪ Пальчиковая гимнастика «Веселый художник» ▪ Песня «Травка-муравка» ▪ Артикуляционная гимнастика «Белка шишку грызет» ▪ Упражнение на развитие координации «Клен» ▪ Коммуникативный танец –игра «Перекрестный танец» 34 Май 1 В лесу весной (Весна. Животный мир) 1 Паровозик из Ромашково (Виды транспорта) 1 Очумелые ручки (Профессии на транспорте) 1 На парад идут солдаты ▪ Фонопедическое упражнение «В лесу весной» ▪ Песня «Целебные звуки» ▪ Упражнение на развитие координации «Солнышко» ▪ Пальчиковая сказка «Рукавичка» ▪ Упражнение на развитие мимики «Лиса» ▪ Артикуляционная гимнастика «Белка шишку грызет» ▪ Коммуникативная двигательная игра «Тамди-песенка» ▪ Фонопедическое упражнение «Паровоз привез нас лес» ▪ Песня «Мчится паровоз» ▪ Пальчиковая игра «Веселится детвора» ▪ Упражнение на развитие координации «Самолет» ▪ Упражнение на развитие координации «Теплоход» ▪ Упражнение на развитие координации «На шоссе» ▪ Дыхательная гимнастика «Насос» ▪ Фонопедическое упражнение «Космонавт» (Ракета), «Ракета приземлилась» ▪ Упражнение на развитие общей моторики и координации «Ракета» ▪ Логопедическая распевка «Песенка шофера» (Грузовик) ▪ Упражнение на развитие координации «Летчик» ▪ Пальчиковая гимнастика «Пилоты» ▪ Упражнение на развитие координации «На шоссе» ▪ Дыхательная гимнастика «Насос» ▪ Фонопедическое упражнение «Салют» ▪ Игра на развитие ритма (на м/инструментах) «Азбука Морзе. 35 (День Победы) 1 Приключен ия Буратино (Школа) 1 Вот какие мы большие! (Итоговое) Радист» (Ритмическое эхо) ▪ Пальчиковая гимнастика «Аты-баты» ▪ Артикуляционная гимнастика «Парад» ▪ Речевая игра «Барабанщик» ▪ Упражнение на развитие координации «Самолет» ▪ Фонопедическая гимнастика «Буратино на уроке» ▪ Пальчиковая гимнастика «В школу скоро я пойду» ▪ Пение «До свиданья, сад!» ▪ Речевая игра «Эхо» ▪ Упражнение на развитие координации движений «Раз-два» ▪ Коммуникативный танец-игра «Веселые дети» ▪ Песня «Музыка, здравствуй» ▪ Пальчиковая гимнастика «Наша группа» ▪ Комплекс артикуляционной гимнастики «Котик Рыжик в детском саду» ▪ Речевая игра «Эхо» ▪ Упражнение на развитие мелкой моторики и ритма «Упражнение с деревянными палочками» ▪ Коммуникативный танец-игра «Веселые дети» 36 Мониторинг усвоения программы Диагностика проводится в начале учебного года с целью исследования состояния слухового внимания детей, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий. Диагностика неречевых психических функций проводится по методике Серебряковой Н.В., Соломахе Л.С.. Критерии: Слуховое внимание: 1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку. 2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление. По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение. Ориентирование в пространстве: 1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1 баллу за правильное выполнение. 2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади. По 1 баллу за каждое правильно указанное направление. Состояние общей моторики: Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале: • силу движений, • точность движений, • темп движений, • координацию движений, • переключение от одного движения к другому. Состояние мелкой моторики: 1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру. 2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х. 3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в 37 пальчиковую игру «Мы капусту рубим, рубим». Оценка от 1 до 3-х баллов. 4. Переключение от одного движения к другому. • «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение. • Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу. • Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу. Тест на слухоречевую память – игра «Попугай» Ребенку предлагают превратиться в попугайчика. Попугай, попугай, Все за мною повторяй. Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить. • Для детей 3 - 4 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок). • 4 - 5 лет – из 7 слов (кукла, Чебурашка, медведь, собака, осень, дерево, круг). Тест на двигательную память – игра «Обезьянка» Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений. Обезьянкой быть хочу, Что покажешь, повторю. - Детям 3 - 4 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед). - 4 -5 лет – серия из 7 (те же движения, а также присесть, встать прямо, опустив руки). Результаты диагностики заносятся в сводную таблицу. Уровни освоения программы: • Высокий уровень – дети правильно выполняют все задания, не испытывают затруднений, воспроизводят максимальное количество слов и движений. • Средний уровень – дети испытывают незначительные затруднения при выполнении заданий, иногда прибегают к помощи взрослого, объем запоминаемого материала снижен. • Низкий уровень – при выполнении заданий дети прибегают к помощи взрослого, допускают значительные ошибки. 38 Группа № Ф.И. Ребенка № Сводная таблица результатов обследования детей Датаобследования: Слуховое Слухоречевая Двигательная Общая моторика внимание память память Мелкая моторика сент сент май сент май сент май сент май май Ориентировка в пространстве сент май 39 III. Организационный раздел Материально-техническое обеспечение программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания Материально-техническое Методическое обеспечение обеспечение 1. Музыкальный инструмент - 1. Информационная и справочная фортепиано, музыкальный центр, литература. детские музыкальные инструменты, маты, флажки, стулья, микрофон, звукоусилительная аппаратура, колонки, шумовые игрушки ,массажные и резиновые мячики, 2. Соответствующая росту и возрасту 2. Методическая литература детей мебель. 3. Наглядные пособия 3. Записи фонограмм детских песен, классических произведений на аудиокассетах и компакт-дисках. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 1. Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и В. Чиркиной, М, 2003; 2. «Логопедическая ритмика» Г.А. Волковой, М, ВЛАДОС, 2002 ; 3. «Логопедическая ритмика в системе коррекционно - развивающей работы в детском садике» Н.В. Нищевой, С-П, Детство-Пресс, 2014 г; 4. «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста Бурениной А. И.,С-П, Музыкальная палитра, 2012; 5. Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко; 6. Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской; 7. «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» Методическое пособие по интеллектуально - творческому развитию детей 2—7 лет, М. И. Родина, С-П, Музыкальная палитра, 2014; 8. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия. Учебно-методическое пособие по централизованной деятельности, С-П, Музыкальная палитра, 2009; 9. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 40 лет. М., «ТЦ фера», 2010г. 10. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. М., «ТЦ !фера», 2010 Юг 11. Картушина М. Ю.Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М., «ТЦ !фера», 2010 Юг 12. Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников. М., «Скрипторий», 013г. 13. Судакова Е.А. Логопедические музыкально - игровые упражнения для дошкольников. С-П.,Детство-пресс, 2013г. 14. И.Каплунова, И. Новоскольцева «Умные пальчики».С-П., Невская нота,2009 г. 15. «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова, М, ИНКА-ПРЕСС, 2000; 16. Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей». 17. Князева О.Л. Программа «Я-Ты-Мы». М., «Мозаика -Синтез», 2003г. 18. Шаманская Л.Н. Путешествие по сказкам. М., «ТЦ-Сфера», 2010г. 19. Картушина М.Ю. Забавы для малышей. М., «ТЦ-Сфера», 2006г. 20. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. СПб., «Музыкальная палитра», 2004г. 21. Тютюнникова Т. Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками», журнал Музыкальная палитра», «Музыкальный руководитель», 2004-2010г. 22. Дзюба О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи (автореферат МГГУ им. М.А. Шолохова). М., 2009г. 41