Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа познавательной направленности ЦИФРОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа(далееПрограмма)разработана в соответствиис:
1.
Федеральнымзакономот29.12.2012№273ФЗ"ОбобразованиивРоссийскойФедерации".
2.
Федеральнымгосударственнымобразовательнымстандартомдошкольног
ообразования.ПриказМинобрнаукиРоссииот17.10.2013г №1155.
3.
ПостановлениемГлавногогосударственногосанитарноговрачаРоссийской
Федерации от 15.05.2013 №26 г. Москва "Об утверждении СанПин2.4.1.304913"Санитарноэпидемиологическиетребованиякустройству,содержаниюорганизациирежимаработыд
ошкольныхобразовательныхорганизаций".
4.
ПриказомМинистерстваОбразованияинаукиРоссийскойФедерации(Миноб
науки России) от 30.08.2013г. № 1014 г. Москва "Об утверждении
Порядкаорганизациииосуществленияобразовательнойдеятельностипоосновнымобщео
бразовательнымпрограммам-образовательнымпрограммамдошкольногообразования".
5.
Авторской программы Е.А. Шутяевой «Наураша в стране
Наурандии».Методическоеруководстводляпедагогов/Е.А.Шутяева.–М.:
«Ювента»,2015.
Дошкольноедетство–
времястановленияпервоосновличности,индивидуальности,наиболееблагоприятныйп
ериоддляразвитиялюбознательности,общихиспециальныхспособностей.Благодаряос
обомупроцессупознания,которыйосуществляетсяэмоциональнопрактическимпутем,каждыйдошкольникстановитсямаленькимисследователем,перво
открывателемокружающегомира.
Возможно, не раз Вас ставили в тупик эти непростые детские вопросы «Почему
магнитпритягиваетсякхолодильнику?»,«Какпоявляетсясветвлампочке?»,«Гдеживётэл
ектрический ток?», «Почему тает мороженое?».
Детскаяцифроваялаборатория«НаурашавстранеНаурандии»
игровоймультимедийныйпродуктдлядошкольников,сиспользованиемдатчиковвкачест
веконтроллеров, в игровой форме научит ребят измерять температуру,
пониматьприроду
светаизвука,познакомитсчудесамимагнитногополя,измеритсилу,расскажетопульсе
изагадочноммирекислотности.
Общеразвивающаяпрограмма «Цифровая лаборатория» имеетестественнонаучнуюнаправленностьиадресованадетям5-7лет.
Созданием
данной
образовательной
программыпослужил
социальныйзапросдетейиродителей
(законных
представителей).Интеллектуальнаяготовностьребенка(нарядусэмоциональнойпсихол
огическойготовностью)являетсяприоритетнойдляуспешного обучения в школе,
успешного взаимодействия со сверстниками ивзрослыми.
Актуальность предлагаемой общеразвивающей программы «Цифровая
лаборатория» определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных
представителей)
надополнительныепрограммы
естественнонаучнойнаправленностистаршихдошкольников.

Отличительные особенности: состоит
в применении
методаэкспериментированиякактворческогометодапознаниязакономе
рностейиявленийокружающегомира,впоэтапномразвитииумственныхспособностейст
аршихдошкольников путем вооружения их навыкам экспериментальных действий и
обучениюметодамсамостоятельногодобываниязнаний.
Программапостроенасучетомвозрастныхвозможностейребенка.Формированиепо
ложительногоотношениякучениюдостигаетсяподборомзанимательных заданий и
упражнений,
позволяющих
ребенку
через
игровуюдеятельностьлучшеусваиватьсложныйматериал.
Режим занятий:один год обучения - дети в возрасте от 5 до 7 лет.Программа
рассчитана на 38 занятий по часу.
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для
интеллектуального развития воспитанников на различных возрастных этапах и
учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и
возраста воспитанников.
Объем общеразвивающей программы: одингод обучения – 38 часов заучебный
год.
Срок освоения общеразвивающей программы: программа рассчитана
наодинучебныйгодобучения,ипредлагаетнасыщенноеобразовательноесодержание,соо
тветствующеепознавательным интересам современногоребенка.
Уровневостьобщеразвивающейпрограммы«Цифровая
лаборатория»:«Стартовыйуровень».Предполагаетиспользованиеиреализациюобщедос
тупных
и
универсальных
форм
организации
материала,
минимальнуюсложностьпредлагаемогодляосвоениясодержанияобщеразвивающейпро
граммы.
Включены следующие разделы программы:
Состоит из 8 лабораторий:
- температура,
- свет,
- звук,
- сила,
- электричество,
- кислотность,
- пульс,
- магнитное поле.
Ожидаемые результаты освоения программы.
Детизнают:
• основные легко определяемыесвойствавоздуха,воды;
• общие условия, необходимые дляжизниживыхорганизмов;
• правила
сохранения и
укрепленияздоровья.
Дети умеют:
• определятьтемпературуводы,воздуха,телачеловека;
• ухаживатьзарастениямииживотными,создаваяусловия,необходимыедляихжиз

ни;
• выполнять
изученные
охраныиукрепленияздоровья,безопасногоповедения.
Детивладеют:
• навыкаминаблюдения,измерения,сравнения.

правила

Способыработы:
✓ Работапедагогасгруппой(подгруппой)детей:детипроводятэксперименты

самостоятельно
или
парами.
Часть
заданий
построена
на
сравнениипоказателей,полученныхвходепроведенияэксперимента.
✓ Возможностьработыв«свободномрежиме»:педагогреализуетсобственнуюп
рограммуспомощьюЦифровойЛаборатории;
✓ Возможностьнастройкииндивидуальнойпоследовательностизаданийвнутр
иигры;
✓ Возможностьповторитьэксперимент.
Формыработы:
1. Игры.
2. Беседы,работасэкспериментальнымматериалом.
Приреализациипрограммыиспользуютсяразличныеметоды:
−
словесный (познавательные беседы, направленные на знакомство
сокружающиммиром);
−
наглядный (просмотр демонстрационного материала, работа
слитературой,пособиями,образцами изделий);
−
работаподруководствомпедагога;
−
самостоятельнаядеятельность;
−
практические;
−
игровой;
−
индивидуальный;
−
групповой;
−
подгрупповой.
Цель программы: формирование у обучающихся старшего дошкольного
возраста познавательно-исследовательской активности, самостоятельности,
любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых
открытий.
Задачи:
Обучающие:
• Расширять представления о роли солнечного света, воздуха и воды в
жизни человека и их влиянии на здоровье.
• Способствовать
формированию,
расширению
и
углублению
представлений обучающихся о температуре, свете, звуке, силе, электричестве,
кислотности, пульсе и магнитном поле.
Развивающие:
• Развивать научно-познавательно-исследовательскую деятельность;
• Расширять активный словарь обучающихся старшего дошкольного

возраста, формировать основы речи – рассуждения.
Воспитательные:
• Воспитывать умение считаться с интересами и мнением сверстников во
время игровой и экспериментальной деятельности, справедливо решать споры.
Формы
подведения результатов: игра,
задание, педагогическое наблюдение, диагностика.

беседа,

практическое

Возрастныеособенности развитиядетей5-6, 6-7лет:
Психическоеразвитие:
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений
обокружающем,которыеполучаютблагодарясвоейактивности,стремлениюзадаватьво
просыи экспериментировать.
Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнокхорошо
знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например,может показать
два
оттенка
одного
цвета:
светло-красный
и
тёмнокрасный);можетрассказать,чемотличаютсягеометрическиефигурыдруготдруга;сопос
тавитьмеждусобойповеличине большоеколичествопредметов.
Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает
10предметовотсамогобольшогоксамому
маленькому
инаоборот;рисуетвтетрадивклеткугеометрическиефигуры;выделяетвпредметахдетал
и,похожиенаэти фигуры; ориентируетсяналистебумаги.
Освоениевременивсеещёнесовершенно:неточнаяориентациявовременах
года,
днях
недели
(хорошо
усваиваются
названия
тех
дней
недели
имесяцевгода,скоторыми связаныяркиесобытия).
Вниманиедетейстановитсяболееустойчивымипроизвольным.Онимогут
заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25мин.
вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать поправилу,
которое задаётся взрослым.
Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость.При
этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы
исредства(вкачествеподсказкимогутвыступатьсхемы,карточкиилирисунки).
В
5-6
лет
ведущее
значение
приобретает
наглядно-образное
мышление,котороепозволяет
ребёнку
решать
болеесложныезадачисиспользованиемобобщённыхнаглядныхсредств(схем,чертежей
ипр.).Кнагляднодейственномумышлениюдетиприбегаютвтехслучаях,когдасложнобезпрактических
проб
выявить
необходимые
связи.
При
этом
пробы
становятсяпланомернымиицеленаправленными.Задания,которыеможнорешитьбезпр
актическихпроб,ребёнокнередко может решатьвуме.
Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнкувидеть
перспективу
событий,
предвидеть
близкие
и
отдалённые
последствиясобственныхдействийипоступков.
Возрастныеособенностиразвитиядетей6-7лет:
Психическоеразвитие:
В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представленийдетей о
форме, цвете, величине предметов. Дошкольник может различать нетолько
основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например,красныйитёмнокрасный),такипо цветовому тону (например,зелёныйибирюзовый). То же

происходит
и
с
восприятием
формы
—
ребёнок
успешноразличаеткакосновныегеометрическиеформы,такиихразновидности,наприм
ер, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не
считаяприэтомуглы,ит.п.Присравнениипредметовповеличинестаршийдошкольникдо
статочноточновоспринимаетдаженеоченьвыраженныеразличия.
Ребёнок
уже
целенаправленно, последовательно обследует внешниеособенности предметов. При
этом
он
ориентируется
не
на
единичные
признаки,анавеськомплекс(цвет,форма,величинаидр.).
К
концу
дошкольного
возраста
существенно
увеличивается
устойчивостьвнимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей.
Сосредоточенность идлительность деятельности ребёнка зависит от её
привлекательности для него.Вниманиемальчиков менееустойчиво.
В 6-7 лету детей увеличиваетсяобъёмпамяти,что позволяет им безспециальной
цели запоминать достаточно большой объём информации. Детитакже могут
самостоятельно
ставить
перед
собой
задачу
что-либо
запомнить,используяприэтомпростейшиймеханическийспособзапоминания—
повторение(шёпотом,либопросебя).Такжеребёнокможетиспользоватьболее сложный
способ - логическое упорядочивание (разложить запоминаемыекартинки по группам,
выделить
основные
события
рассказа).
Ребёнок
начинаетиспользоватьновоесредство–
слово:сегопомощьюонанализируетзапоминаемыйматериал,группируетего,относякоп
ределённойкатегориипредметовилиявлений,устанавливаетлогическиесвязи.Но,несмо
трянавозросшиевозможностидетей6-7летцеленаправленнозапоминатьинформацию с
использованием различных средств и способов, непроизвольноезапоминание
остаётся наиболее продуктивным до конца дошкольного детства.Девочек
отличаетбольший объёми устойчивостьпамяти.
Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богачеи
оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным. Несмотря
нато,чтоувиденноеилиуслышанноепоройпреобразуетсядетьмидонеузнаваемости,вко
нечныхпродуктахихвоображениячётчепрослеживаются
закономерностидействительности.Так,например,дажевсамыхфантастических
рассказах
дети
стараются
установить
причинноследственныесвязи,всамыхфантастическихрисункахпередатьперспективу.Припридумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п.
дети
6-7
лет
нетолькоудерживаютпервоначальныйзамысел,номогутобдумыватьегодоначаладеяте
льности.Однакобезцеленаправленнойпомощивзрослоговозникает вероятность того,
что
воображение
будет
направлено
не
на
познаниедействительности,анаснятиеэмоциональногонапряженияинаудовлетворение
нереализованныхпотребностей ребёнка.
В
этом
возрасте
продолжается
развитие
наглядно-образного
мышления,которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с
использованиемобобщённыхнаглядныхсредств(схем,чертежейипр.)иобобщённыхпре
дставлений о свойствах предметов и явлений. Действия нагляднообразногомышления (например, при нахождении выхода из нарисованного
лабиринта)ребёнок может совершать в уме, не прибегая к практическим действиям
даже вслучаяхзатруднений.
Упорядочивание и классификацию предметов дети могут осуществлятьуже не
только
по
убыванию
или
возрастанию
наглядного
признака
(например,цветаиливеличины),ноикакого-

либоскрытогопризнака(например,упорядочивание изображений видов транспорта в
зависимости от скорости ихпередвижения).
Использованиеребёнком(вследзавзрослым)словадляобозначениясущественных
признаков
предметов
и
явлений
приводит
к
появлению
первыхпонятий.Конечноже,понятиядошкольниканеявляютсяотвлечёнными,теоретич
ескими,онисохраняютещётеснуюсвязьсегонепосредственнымопытом.
В дошкольном детстве учебная деятельность формируется, опираясь
наведущую деятельность данного возраста — игру, последовательно включая
внееэлементыучения.Играя,детидумают,чтоонитолькоиграют.Нонезаметно для себя
в процессе игры дошкольники знакомятся с окружающиммиром, учатся сравнивать
предметы, решают логические задачи,и т.д. Обучаядетей в игре, нужно стремиться к
тому, чтобы радость от игровой деятельностипостепенно перешлаврадостьучения.
Знаниянужны
не
ради
знаний,а
какважнаясоставляющаяличности,включающаяумственное,нравственное,эмоционал
ьноеифизическоевоспитаниеиразвитие.Развивающиеигрыпомогутнетолькоповысить
умственную активность детей, но и сформировать у них такие качества,
какнаходчивость,самостоятельность,быстротуи ловкость.
Всяучебно-игроваядеятельностьсоставленатакимобразом,чтобызнания, умения
и компетенции, полученные детьми на занятиях, пригодились им
ипридальнейшемобучении вшколе,и вповседневной жизни.

Содержание
дополнительной общеобразовательной общеразвивающейпрограммы
Учебно-тематический план
на2023/2024учебный год
№

Раздел,тема

2

Ознакомительноезанятиес
цифровойлабораторией.
Ознакомительноезанятиес
цифровойлабораторией.
Блок1.«Температура»

3

1

Количествочасов
Теоретическая
Практическая
часть
часть
0,5
0,5

Формыконтроля
Всего
часов
1ч

Наблюдение,анализработы в
тетрадях
Наблюдение,анализработы в
тетрадях

0,5

0,5

1ч

«Чтотакоетемпература иградус?»

0,5

0,5

1ч

4

«Температураводы»

0,5

0,5

1ч

5

«Температуравоздуха»

0,5

0,5

1ч

6

«Комфортнаятемпература»

0,5

0,5

1ч

7

«Заданиянасравнительныеи
змерения»

0,5

0,5

1ч

Анализответовобучающихсяи
выполнение заданий втетрадях

8

0,5

0,5

1ч

Оформленнаястраницаальбома

9

«Игровыеизмерения»
Блок2 «Свет»
«Чтотакоесвет?»

0,5

0,5

1ч

10

«Скоростьсвета»

0,5

0,5

1ч

11

«Мывидимблагодарясвету»

0,5

0,5

1ч

12
13

«Влияниесветанажизньрастений»
«Прохождениесветачерезобъекты»

0,5
0,5

0,5
0,5

1ч
1ч

Анализ ответов
обучающихся,оцениваниепракт
ических
действий
Анализ ответов
обучающихся,оцениваниепракт
ических
действий
Анализ ответов
обучающихся,оцениваниепракт
ических
действий
Оформленастраницаальбома
Анализ ответов
обучающихся,оцениваниепракт
ических
действий

14

Блок3«Электричество»
«Чтотакоеэлектричество?»

0,5

0,5

1ч

15

«Откудатокв батарейке?»

0,5

0,5

1ч

16

«Электроовощи»

0,5

0,5

1ч

Блок4«Кислотность»

Анализ ответов обучающихся
сивыполнениезаданийвтетрадя
х
Анализответовобучающихсяс и
выполнение заданий втетрадях
Анализ ответов обучающихся
ивыполнениезаданийв
тетрадях
Анализответовобучающихся и
выполнение заданий втетрадях

Анализ ответов
обучающихся,оцениваниепракт
ических
действий
Анализ ответов
обучающихся,оцениваниепракт
ических
действий
Анализответовобучающихся,
оценивание
практическихдействий

17

«Чтотакоекислотность?»

0,5

0,5

1ч

Анализответовобучающихся,
оценивание
практическихдействий

18

«Какмычувствуемвкус»

0,5

0,5

1ч

Анализответовобучающихся,
оценивание
практическихдействий
Анализ ответов
обучающихся,оцениваниепракт
ических
действий
Оформленастраницаальбома

19

«Экспериментсразбавлением»

0,5

0,5

1ч

20

0,5

0,5

1ч

21

«Опыты.Созданиекислогоине
кислоговкуса»
Блок5«Магнитноеполе»
«Магнитноеполе»

0,5

0,5

1ч

22

«Земля–этомагнит»

0,5

0,5

1ч

23

«Остаточныймагнетизм»

0,5

0,5

1ч

24

«Созданиесильногоислабогом
агнитного поля»

0,5

0,5

1ч

Заполнениетаблицывтетради
оцениваниепрактических
действий
Ответы
обучающихся,оцениваниепр
актических
действий
Работавтетради,оценивание
практическихдействий
Ответыобучающихся,
оцениваниепрактических
действий
Выводыобучающихсяпотеме.

Беседасобучающимися
оцениваниепрактических
действий
Заполнениетаблицывтетради,
ответыобучающихсянавопрос
ы
Решениепроблемнойситуации

25

Блок6 «Пульс»
«Чтотакоепульс?»

0,5

0,5

1ч

26

«Пульсвзрослогоиребенка»

0,5

0,5

1ч

27

«Когдасердцебьетсячаще»

0,5

0,5

1ч

28

«Отключить пульс.
Создатьмедленныйибыстрый
пульс.
Блок7 «Сила»

0,5

0,5

1ч

29

«Чтотакоесила?

0,5

0,5

1ч

Устныеответыобучающихсяоцен
иваниепрактическихдействий

30
31

«Чтотакоевес?»
«Измерениесилы»

0,5
0,5

0,5
0,5

1ч
1ч

32

«Измерениевеса»

0,5

0,5

1ч

Заполнениетаблицывтетради
Работа в тетради,
оцениваниерассужденийобуч
ающихся
Работа в тетради
оцениваниерассужденийобуч
ающихся

33

Блок8 «Звук»
«Чтотакоезвук?»

0,5

0,5

1ч

34

«Какувидетьзвук»

0,5

0,5

1ч

35

«Какусилитьзвук»

0,5

0,5

1ч

36

«Чтотакоегромкость?»

0,5

0,5

1ч

37

Итоговоезанятие.

0,5

0,5

1ч

38

Викторина

0,5

0,5

1ч

Ответыобучающихся,
оцениваниепрактических
действий
Ответыобучающихся,
оцениваниепрактических
действий
Ответы
обучающихся,оцениваниепр
актических
действий
Испытаниеизготовленныхобуча
ющимисяприборов
Выполнениезаданий
образовательногоквеста
Ответыдетей,оценивание
практическихдействий

ИТОГО: 38час

19

19

Содержание учебного (тематического) плана.
Программареализуетсяпоблокам:
Блок1«Температура»:
- познакомитьобучающихсяспонятиями
«температура»,«градус»,«нольградусов»,«температурателачеловека»,«комфортнаятем
пература»,«кипениеизамерзаниеводы»;
- обучитьобучающихсяизмерятьтемпературуразличныхобъектов;
- способствовать развитию интереса детей к исследованиям экспериментам.
Всоставкомплектавходят:
- датчикдляизмерениятемпературы«Божьякоровка»;
- соединительныйкабель;
- стаканыснаклейками разногоцвета(4 штуки);
- подставкадлястаканов;
- формочки дляльда;
- антисептическийгель;
- пищевойкраситель(кофе);
- демонстрационные карточки с изображениями различных термометров.
Длязанятиянадо дополнительноподготовить следующиепредметы:
- кубики льда (если есть возможность, сделать лед цветным, добавив в воду
пищевойкрасительилииспользуянапиткисяркойокраской — морс,сок,
кофе,чай);одноразовыепластиковыестаканы(2штуки длякаждой парыилигруппыдетей);
- емкостисгорячейихолоднойводойдляразливаввыдаваемыестаканы;
- мороженое;
- листбумаги (длякаждой парыили группыдетей);
- ватные диски или салфетки для протирки датчика.
Длядополнительныхизмерений понадобятсятакже:свеча;настольнаялампаслампой
накаливания.
Блок2 «Свет»:
- познакомитьобучающихсяспонятиями«свет»,«фотоны»,«скоростьсвета»,
«освещенность»;
- учитьсравниватьосвещенностьразличныхобъектов;
- объяснить,какосвещенностьвлияетнажизньрастенийидругихживыхорганизмов;
- способствовать развитию интереса обучающихся к исследованиям и
экспериментам;поляризационныесветофильтры.
Всоставкомплектавходят:
- датчикосвещенности;
- соединительныйкабель;
- фонарик;
- батарейки;

- поляризационныесветофильтры;
- лампочканаподставке;
- батарейныйблок;
- кювета;
- краситель(кофе);
- зажимы.
Блок3«Электричество:
- датьобучающимсяобщеепредставлениеобэлектричестве;
познакомитьспонятиями«электрическийток»,«напряжение»,«электроны»,«электроды»;
- познакомитьсправиламибезопасностиприработесэлектричеством;
- учитьизмерятьнапряжениевпростейшихцепяхэлектрическоготока;
- способствовать развитию интереса у обучающихся к исследованиям и
экспериментам.
Всоставкомплектавходят:
- датчик«Божьякоровка»для измерениянапряжения5В;
- соединительныйкабель;
- дваэлектрода(цинковый и медный);
- батарейныйблокстремябатарейками;
- ванночка;
- батарейка;
- динамо–машина;
- баночкассолью.
Длязанятиянадодополнительноподготовитьследующиепредметы:
- яблоко;
- лимон;
- клубенькартофеля;
- емкостьссоленой водой (половиначайной ложки настакан);
- емкостьсводой дляпромывки электродовпослеизмерений;
- б/убатарейки(1штуканакаждую паруилигруппудетей).
Блок4«Кислотность»:
- познакомитьспонятием «кислотность»;
- научитьизмерятькислотностьразныхпродуктов;
- познакомить детей с полезными и вредными свойствами продуктов,
содержащихкислоты;
- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.
Всоставкомплектавходят:
- датчиккислотности;
- соединительныйкабель;
- стаканынаподставках(6штук);
- лимоннаякислота;
- питьеваясода;
- флакондляпромывкидатчика.

Длязанятиянадодополнительноподготовитьследующиепредметы:
- плоская емкость (0,3-1 литр — миска или чашка) для промывки датчика, по одной
накаждый комплект;
- соки:апельсиновый,яблочный,лимонныйилисделатьрастворлимонной кислоты;
- вода;
- сладкаягазированнаявода.
Блок5«Магнитноеполе»:
познакомитьобучающихсяспонятиями«магнитноеполе»,«кольцевойиплоскиймагниты»
,«магнитныеполюсы»,«магнитноеполеЗемли»,«магнитныеинемагнитныематериалы»;
- учитьизмерятьполеразличныхмагнитов;
- показатьнапримерахвзаимодействиемагнитов;
- способствоватьразвитиюинтересауобучающихсякэкспериментамиисследованиям.
Всоставкомплектавходят:
- датчик«Божьякоровка»дляизмерениямагнитногополя;
- соединительныйкабель;
- кольцевыемагниты;
- плоскиемагниты;
- компас;
- меднаяистальнаяпластины;
- коврикизпористогоматериала;
- пластиковаяпалочкасподставкой.
Длязанятийнадодополнительноподготовитьследующиепредметы:
- пластмассовуюилимягкуюигрушку;
- различныебытовыемагнитныепредметы:магнитнахолодильник,магнитныебуквыит.п.
Блок6«Пульс»:
- обогащать и уточнять представление обучающихся об устройстве
ифункционировании человеческого организма;
- знакомить обучающихся с органами кровообращения;учитьизмерять пульсчеловека;
- формироватьстремлениевести иподдерживатьздоровыйобраз жизни;
- способствовать развитию интереса детей к исследованиям и экспериментам.
Всоставкомплектавходят:
- датчикпульса;
- соединительныйкабель;
- фонендоскоп;
- рисунокстроениясердца.
Длязанятиядополнительнойподготовкинетребуется.
Блок7 «Сила»:
- познакомитьобучающихсяспонятиемсилыкакфизическойвеличины;
- познакомитьспонятием «веспредмета»;

- учитьизмерятьисравниватьсилуспомощьюприбора:способствовать развитию
интереса у обучающихся к исследованиям и экспериментам.
Всоставкомплектавходят:
- датчикдавленияБожьякоровка»;
- соединительныйкабель;
- манжетассоединительнымшлангом;
- резиноваягруша;
- пластиковаяпластина;
- поршень;
- воздушныешарики.
Для занятия дополнительно подготовить небольшой игрушечный автомобиль (один
накомплектлаборатории).
Блок8 «Звук»:
- обогащать и уточнять представление обучающихся об устройстве
ифункционировании человеческого организма;
-знакомитьобучающихсясорганомслуха;
- датьпервичныезнания озвукекакофизическомявлении;
- познакомить с понятиями «звук», «звуковая волна», «высокие и низкие, громкие и
тихиезвуки»;
- объяснить обучающимся вред громких звуков, рассказать о плохом
воздействиидлительногошуманаорганизмчеловека;
-способствовать развитию интереса у обучающихся к исследованиям и
экспериментам.
Всоставкомплектавходят:
- датчикзвука«Божьякоровка»;
- соединительныйкабель;
- ксилофон;
- свистки(2штуки);
- флейта;
- карточка со схемой строения органов слуха человека.
Длязанятия дополнительно подготовить:
- различныепредметы,издающиешумовыеи музыкальныезвуки;
- фрагментызаписи голосовживой природы;
- схемустроения органовслухачеловека.
Формы
аттестации/контроля.
Отслеживаниерезультатовобразовательнойдеятельности:
мониторингсохранностисоставагруппыобучающихся,занимающихсяподаннойпрограм
ме,и посещаемостизанятий;
-наблюдениезадеятельностьюобучающихсявовремязанятий;

-контрольвыполнениясамостоятельныхтворческихзаданий.
Напротяжениивсегопериодаобученияпедагоготслеживаетрезультативностьпрограмм
ычерезнизкоформализованныеметоды:беседы,наблюдениязадеятельностью
детей,
демонстрация
опытов,
участие
в
развлечениях
для
обучающихся
сдемонстрациейопытов.
Способы проверки освоения общеразвивающей программы:
Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и в мае), которая позволяет более
точноотобразитьуровеньовладениязнаниямииумениямиэкспериментальнойдеятельнос
тиу обучающихся.
Результатыфиксируютсяпоследующим параметрам:
Диагностикапознавательно-исследовательскойдеятельностидетей6—7лет:
Показатель 1. Познавательная компетентность.
Показатель 2. Социальная компетентность.
Показатель 3. Коммуникативная компетентность
Показатель4. Самостоятельность
Показатель 5. Креативность
Показатель6.Инициативность
Характеристикауровнейпознавательно-исследовательскойдеятельности
Высокий
уровень.
Познавательное
отношение
к
экспериментальной
деятельностиустойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении
проблемныхзадач.Видитпроблему.Активновысказываетпредположения.Выдвигаетпре
дположенияоспособахихрешения,широкопользуясьаргументациейидоказательствами.
Планируетпредстоящуюэкспериментальнуюдеятельность.Осознановыбираетпредметы
иматериалыдлясамостоятельнойэкспериментальнойдеятельностивсоответствиисихкач
ествами,свойствами,назначением. Помнит о цели работы на протяжении всей
деятельности. В диалоге свзрослым поясняет ход экспериментальной деятельности.
Доводит
дело
до
конца.Формулируетвречи,достигнутилинетрезультат.Способенустанавливатьразнообр
азныевременные,последовательные,причинныесвязи.Делаетвыводы.
Среднийуровень.Вбольшинствеслучаевребенокпроявляетактивныйпознавательный
интерескэкспериментальнойдеятельности.Видитпроблемуиногда
с
небольшой
подсказкой
взрослого.
Ребенок
высказывает
предложения
снебольшойпомощьюдругих(сверстниковиливзрослого).Принимаетактивноеучастие
при планировании экспериментальной деятельности совместно с взрослым.Готовит
материал
для
экспериментирования,
исходя
из
качеств
и
свойств.
Можетформулировать выводы по наводящим вопросам. Аргументирует свои
суждения ипользуетсядоказательствами спомощью взрослого.
Низкий
уровень.
Редко
проявляют
познавательный
интерес
к
экспериментальнойдеятельности. Могут увидеть проблему только подсказки
взрослого. Принимаютучастие в планирование экспериментальной деятельности с
подачи взрослого. Спомощью взрослого готовит материал для эксперимента. Не

всегда
способенсформулироватьвывод,необходимоподсказкавзрослогоилипримерсверстнико
в.
Протокол
результатов диагностики познавательноисследовательскойдеятельностиобучающихся

Показатели
Ф.И.
ребенка Началогода
1 2 3 4

5

6

Количес
твобалл
ов

Уро Конецгода
вень 1 2 3 4 5 6

Количест
вобаллов

Уровень

Общий уровень познавательно-исследовательской деятельности
детейоцениваетсяпо суммебаллов:
- высокийуровень:3балла;
- среднийуровень:2балла;
- низкийуровень:1балла.
Условия реализации программы.
Материально-техническоеобеспечение ДООП.
№

Материал

Кол-во(шт.)

1

Лаборатория«Температура»*

1

2

Лаборатория«Свет»*

1

3

Лаборатория«Звук»*

1

4

Лаборатория«Сила»*

1

5

Лаборатория«Электричество»*

1

6

Лаборатория«Кислотность»*

1

7

Лаборатория«Пульс»*

1

8

Лаборатория«Магнитноеполе»*

1

9

Ноутбук

1

*Каждаялабораториясодержитдатчик«Божьякоровка»,наборвспомогательныхпредм
етов
для измерений, брошюру с методическими рекомендациями по
проведениюзанятий

Приме
чания

Игровой процесс разделен назадания, каждое из которых включает в себя
измерения с помощью датчика.Организация образовательного пространства с
помощью
модулей
обеспечиваетразличныевидыдеятельностидетейдошкольноговозраста:игровую,
познавательную,творческуюиэкспериментированиесразличнымиматериалами.
Преемственностьвсехступенейобразования,напримерецифровойлаборатор
ии, приоткроет дверь дошкольника вмир физики, химии, биологии, с
дальнейшей увлеченностью они продолжатизучение этихпредметоввшколе.
Возможностинастроекпредусматривают:
• последовательноепрохождениезаданийвнутрикаждойизвосьмисцен;
• переключениемеждусценами;
• ручнуюнастройкувыборазаданий;
• свободныйрежим;
• повторениезаданий.
Играсодержитзадания,предусматривающиеработувпарах.Результатомпроведени
ятакихзаданийстановитсясравнениедвухпоказателей.
Для проведения опытов к каждой теме прилагается набор
соборудованием:
• температура;
• звук;
• магнитноеполе;
• электричество;
• кислотность.
Изучение предложенных тем в лаборатории может проводится в
любомпорядке. Однако рекомендовано начинать с наиболее знакомых детям
величин:температура,звукит.д.
Всоставекомплектовповсемтемамимеется:
- датчик «Божья коровка», имеющий соответствующую теме
физическуювеличину;
- наборвспомогательныхпредметовдляизмерений;
- сопутствующаякомпьютернаяпрограмма;
- брошюра с методическим рекомендациями по проведению занятий
иобъяснениемнастроеккомпьютерныхсцен.
Напервомзанятии(полюбойтеме)педагогобъясняетдетямтакиепонятия,как
«ученый»,«лаборатория»,«опыт»,«эксперимент»,
«исследование».
Каждоезанятиесостоитиз5этапов:
постановкапроблемы;
актуализациязнаний;
- выдвижениегипотез–предположений;
проверкарешения;
- ведениевсистемузнаний.

Литература:
1.
Марудова, Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.
Экспериментирование/Е.В.Марудова–СПб.:ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО«ДЕТСТВОПРЕСС»,2016.–128с.
2.
Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий
в
разных
возрастныхгруппах/сост.Н.В.Нищева.–
СПб.:ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016.–
320с.–(Библиотекажурнала «Дошкольнаяпедагогика»).
3.
Открытия дошкольников в стране Наурандии:
руководство/ под науч. ред. И.В.Руденко. –Тольятти,2015.–87с.

Практическое

4.
Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория
для дошкольников имладших школьников. Методическое
руководство
для
педагогов/ Е. А. Шутяева. –М.:издательство«Ювента»,2015.–76с.: ил.
5.
Лашкова,Л.Л.,ПознавательноречевоеразвитиедошкольниковвусловияхреализацииФГОСдошкольногообразования
:учебноепособие/Л.Л.Лашкова,С.М.Зырянова,А.Р.Филиппова;поднауч.ред.
Л.Л.
Лашковой.‒ М.:ИздательскийдомАкадемии. Естествознания,2015.–142с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».