Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано совместно с другими детьми. Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должно быть направлено на:
- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы;
- освоение детьми с ОВЗ программы, их разностороннее развитие с четом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная функция ДОУ– предполагает уделить особое внимание работе по преодолению трудностей в процессе воспитания и обучения детей, нуждающихся в коррекции имеющихся недостатков физического и психологического развития.
С этой целью в ДОУ была создана модель коррекционно-развивающей деятельности, которая включает:
1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя,медицинского персонала) и повышение их профессионального уровня.
2. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
3. Разработка интегрированного коррекционно-развивающего, календарно-тематического плана, построенного на основе комплексной диагностики.
ПМПК, созданный в ДОУ, ставит своей целью создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей, с учетом возрастных и индивидуально-типологических особенностей, состояния соматического и психического здоровья. В данной системе взаимодействуютдиагностико-консультативное, коррекционно-развивающее и социальное направления. Работа ПМПК основывается на строгом соблюдении международных и российских законов о защите и развитии детей. ПМПК руководствуется Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка, Декларацией прав и свобод человека и гражданина, Семейным кодексом РФ, Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации».
Основные задачи и содержание работы:
1. Выявление уровня и особенностей развития познавательной сферы (речи, памяти, внимания), изучение эмоционально-волевого и личностного развития ребенка.
2.Разработка рекомендаций воспитателям и педагогам для обеспечения дифференцированного подхода к детям.
3.Разработка и реализация индивидуально-дифференцированных программ по развитию и оздоровлению детей.
4.Проведение здоровьесберегающих мероприятий
5.Социальная диагностика семьи. Выявление семей группы риска и работа с ними.
6.Осуществление консультационной помощи родителям (законным представителям), воспитателям и педагогам дополнительного образования.
Специально оборудованные учебные кабинеты
С цельюлогопедического коррекционно-развивающего воздействия в ДОУ функционируетлогопункт. Деятельность, которогонаправлена на устранение речевых дефектов у детей (совершенствование звуковой культуры развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса) а также на предупреждение возможныхтрудностей в процессе школьного обучения (профилактика дисграфии,совершенствование познавательных процессови обеспечение личностной готовности к обучению в школе).
Работа с детьми:
·осуществление диагностики речевого развития;
·определение и реализация индивидуального маршрута коррекции и компенсации речевого дефекта;
·индивидуальные и групповые занятия по коррекции звукопроизношения и развитию психологической базы речи.
Работа с родителями:
·консультирование родителей, по всем направлениям работы (формирование полноценной звуковой стороны речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, развитие связной речи);
·участие в родительских собраниях, информирование родителей о результатах психолого-педагогического обследования детей;
·практические тренинги по постановке и автоматизации звуков, по развитию мелкой моторики.
Работа с воспитателями:
·анализ работы воспитателя в группе и помощь при затруднениях, связанных с особенностями речевого развития отдельных детей;
·участие в педсоветах;
·разработка рекомендаций по работе с детьми – логопатами.
·проведение семинаров-практикумов для воспитателей
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Кабинет учителя-логопеда
В ДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Оснащён логопедический кабинет: имеется зеркало настенное с лампой дополнительного освещения; зеркала для индивидуальной работы; шкафы для хранения пособий; столы для детей; стулья детские; учебно-методические пособия. Предназначен для проведения диагностического обследования и проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.
Музыкально-физкультурный зал
Предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей. Оснащён современным оборудованием: мультимедийный программный комплект, электронное пианино, учебно-методическими материалами, музыкально-методической литературой и дидактическими играми.
Методический кабинет
это центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой и т.д., которые подобраны в соответствии с образовательными областями.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Отдельного помещения нет, литература находится в методическом кабинете: учебная и методическая литература, периодическая печать, детская художественная литература.
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Проводятся: утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения.
В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, спортивный инвентарь, мячи, обручи, палки, скакалки и др., мешки с песком, оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
Оборудование и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПин. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Средства обучения и воспитания, используемы в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации ООП ДО как совокупность учебно-методических материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Средства обучения подразделяются на следующие виды:
печатные- учебники, пособияи др.;
электронные- мультимедийные обучающие комплекты;
аудиовизуальные- слайды, обучающие видеофильмы и т.д.;
наглядные плоскостные- плакаты, карты, настенные магнитные доски и др.;
демонстрационные- муляжи, макеты, стенды и др.;
спортивные- спортивное оборудование.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В ДОУ создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья
·Разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
·На центральной входной двери оборудована специальная кнопка вызова и размещена табличка со шрифтом Брайля, где занесены сведения об образовательной организации.
·В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
·Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: учитель- логопед, медицинский работник.
·В ДОО специалистами службы ППк обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.
Специальные условия питания
В учреждении организовано сбалансированное питание в соответствии с примерным 20-дневным меню, в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
Специальные условия охраны здоровья
Планирование и проведение работы по охране здоровья воспитанников осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.
Медицинское обслуживание детей в ДОУ осуществляется персоналом ДГБ № 8
Медицинский блок состоит из:
·Медицинский кабинет.
·Процедурный кабинет.
Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям.
В образовательном учреждении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
· проведение профилактических осмотров;
· мероприятия по обеспечению адаптации в образовательном учреждении;
· осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
· обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
· осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
· осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Воспитанники МБДОУ № 578 не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Электронные образовательные ресурсы,к которым обеспечивается доступ обучающихся воспитанников, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
В МБДОУ - детский сад № 578 имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи):
Кабинет учителя- логопеда содержит:
- материалы и игры по темам
- зеркало с лампой дополнительного освещения
- дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания
- картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков
- логопедические альбомы для обследования
- предметные и сюжетные картинки по лексическим темам
- настольно-печатные дидактические игры
- алгоритмы, схемы.
- методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.
Дети инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.